- развивать умение распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять;
- корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное восприятие, узнавание и различение предметов на ощупь.
Оборудование:
- герои сказки "Колобок": Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса;
- аудиозапись пения птиц из музыкальной постановки "Малыш в лесу";
- карточки с дифференцированными заданиями;
- таблица на развитие произвольного внимания; демонстрационный материал к игре "Яблонька".
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Готовы детские сердца,
В нетерпеливом ожиданьи
Благополучного конца.
2. Аутогенная тренировка
(Упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов).
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют, Дыхание становится свободное, Спокойное, ровное.
Включаю запись пения птиц.
Учитель: Вы на лесной полянке, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выпол-нить любое трудное задание. Я буду считать до "пяти". Когда я скажу "пять", вы откроете глаза.
3. Сообщение темы и целей урока
Учитель:
Герои сказки "Колобок"
Пришли сегодня на урок,
Каждый задание принес,
А вместо ответа поставил вопрос.
У леса на опушке жил Колобок в избушке.
И решил Колобок погулять.
Спрыгнул с окошка, подумал немножко,
И покатился он дальше гулять.
Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.
Сегодня на уроке будем учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно без ошибок писать слова.
4. Минутка чистописания
(На доске записаны слова: сл .за, м .ряк, скр .пит, п . тно, гл .за).
Учитель:
Стоит в огороде, Косой на дороге:
"Куда покатился, дружок – Колобок?
Напишешь красиво, тогда гуляй смело,
А если не выйдет, то лезь в кузовок!"
а) Упражнение "Подбери проверочное слово".
Прочитайте слова, составьте цепочку из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? Обоснуйте свой ответ.
Дети (хором):
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
(В слове слеза орфограмма – буква Е, проверочное слово – слёзы. В слове моряк орфограмма – буква О, проверочное слово море и т.д.)
Учитель: Ребята, Колобок просит вас подготовить пальчики к работе.
б) Пальчиковая гимнастика.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до боль-ших пальцев под счет: 1, 2, 3, 4, 5. Затем хлопают в ладоши и говорят:
ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ПОГУЛЯТЬ; (массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне).
ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ СИЛЬНЫЙ; (правого большого пальца).
САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ; (левого большого пальца).
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО…; (правого указательного пальца).
ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО; (левого указательного пальца).
ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ДЛИННЫЙ; (правого среднего пальца).
И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ, (левого среднего пальца).
ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ (правого безымянного пальца).
ОН ИЗБАЛОВАННЫЙ САМЫЙ, (левого безымянного пальца).
А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ (правого мизинца).
ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ. (левого мизинца).
Встряхнем пальчики и вспомним правила письма:
Дети (хором):
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
в) Упражнение на логическое мышление с отработкой безотрывного написания.
Е О И Я А | е о и я а | О Е И Я А | о е и я а |
Напишите строчку до конца, буквы в последующих цепочках можно менять местами.
5. Зрительный диктант
Учитель:
Навстречу Волчище, серый хвостище:
"Ах, здравствуй, румяный, куда ты идешь?
Спиши без ошибок, порадуй Волчище,
А если не сможешь, мне в рот попадешь!"
(Предложения записаны на доске, учитель открывает по одному предложению на несколько секунд, потом закрывает, а дети по памяти записывают).
а) Самостоятельная работа.
ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ. 15/8
ВЕСЕЛО БЕГУТ РУЧЬИ. 16/8
ЯРКО СВЕТИЛО СОЛНЦЕ. 17/8
б) Самопроверка
– Подчеркните слова с проверяемой безударной гласной.Какая буква пишется во всех этих словах, почему? (Буква Е).
в) Упражнение на произвольное внимание.
Учитель: Подсчитайте, сколько раз эта буква встречается в таблице.
6. Физкультминутка
Учитель:
Скатился с пригорка зарник Колобочек
И прямо он в лапы Медведю попал.
Взревел Косолапый: "Устал я с дороги.
Давай-ка, мы вместе с тобой отдохнем".
И Колобок наш утомился,
На пенечке развалился,
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму.
Хором:
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Руки вверх, хлопок над головой).Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову кладем и вразвалочку идем).
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
7. Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке
Учитель:
Ой, навстречу вся в мехах, рыжая плутовка,
Вот подходит к Колобку, речь заводит ловко:
"Загадаю я загадку, ты же должен дать отгадку,
Коль не справишься с игрой, то конечно, будешь мой!"
а) Игра "Яблонька" (работа в парах).
Учитель: На этой яблоньке, кроме обычных, выросли еще 5 яблок. Это яблоки не простые. На них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены.
– Снимите с "Яблоньки" нужные вам буквы и вставьте в слова, доказывая правильность своего выбора.
– Запишите слова в тетрадь, устно проговаривая проверочные слова. Подчеркните безударную гласную, требующую проверки.
Дети выполняют задание в парах.
З _МЛЯ СТ _НА В _ЛНА П _ЛЯНА ПЛ _СУН П _СЬМО Ш _ЛУН ГР_ЧИ П _ТЕРКА З_МА
Учитель: Посмотрите, ребята, какие замысловатые фигуры выделывает плутовка Лиса на снегу, скрываясь от хищников.
– А теперь потерли ладошки, закрыли глаза, прислонили ладошки к глазам, открыли, поморгали.
в) Игра "Найди проверочное слово!"
Проверяемые Проверочные Л .НИВЫЙ ЛИНЬКА, ЛЕНЬ М .СТЕРСКАЯ МОСТ, МАСТЕР УД .ВИТЕЛЬНЫЙ ДЕВА, ДИВО
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?
г) Игра "Угадай предмет".
В мешочке (можно из-под сменной обуви) лежат различные предметы: линейка, слоненок, котенок, часы, цветок, волчонок, карандаш, тигренок, блокнот.
Ученик на ощупь угадывает предмет, затем достает его из мешочка и определяет, есть ли в названии этого предмета проверяемая безударная гласная в корне, подбирает проверочное слово, определяет безударную гласную.
8. Самостоятельная работа по дифференцированным заданиям
Учитель:
Покатился он домой, рассуждает сам с собой;
"Так мне дети помогали, во всех бедах – выручали.
То ль домой мне покатиться,
Может к детям возвратиться?"
Посмотрите-ка, ребята, есть ли на парте Колобок?
На карточки, дети, вы посмотрите,
Пропущенные орфограммы восстановите.
Карточка "А". Выпишите слова с пропущенными гласными, напишите к ним проверочные слова.
Н _сет меня л.са в д.лекие л.са. В речке утром я сама поймала б.льшого с_ма.
Карточка "Б". Спиши, вставив нужную букву, и выдели корень в этих словах.
Земля промерзла. Но з_ма еще не настала. Не видно сл_дов зв_рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна л_се. А она тут как тут.
9. Итог урока
Учитель: Колобок дает вам на прощание последнее задание. Соотнесите количество хлопков с буквой. Запишите ее. Какое слово получилось?
(7, 2, 5, 2, 1, 6, 3).
М О Л О Д Ц Ы.
Учитель: Есть ли в этом слове проверяемые безударные гласные? Подберите проверочные слова.
Учитель: Чему вы учились сегодня на уроке? Какие задания вам понравились больше?