Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Определение"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

1. Познавательные:

  • определение понятия;
  • способы выражения;
  • роль определений в речи.

2. Практические:

  • закрепить умения находить определения в предложениях;
  • употреблять их в речи.

3.Общепредметные:

а) развивающие:

  • развитие логического мышления при построении ответа; формулирование вывода,
  • тренировка памяти при повторении правила об определении,
  • развитие творческих способностей.

б) воспитательные:

  • эстетическое воспитание.

Средства обучения.

  1. Школьный учебник “Русский язык 5 класс ” под редакцией М. М. Разумовской.
  2. Репродукция картины (пейзаж).
  3. Классная доска.

Методы обучения.

1. Исследовательский.

  • Развитие умения самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы.

Приёмы:

  • постановка проблемных вопросов;
  • самостоятельный анализ предложений с целью нахождения определений и выяснения их роли.

2. Эвристический.

Приёмы:

  • построение логически чёткой системы вопросов по заявленной теме;
  • подготовка специальных упражнений для проверки знаний и умений.

3. Метод коллективной и самостоятельной работы.

Тип урока. Сообщение нового материала и формирование умений и навыков (комбинированный урок).

Этапы урока Ход урока Особые пометы
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный Здоровается. Называет тему урока. Просит сделать запись в тетрадях Здороваются. Слушают учителя. Запись в тетрадях Организационный этап предназначен для создания у учащихся рабочего настроения и включения в работу. Тема пишется на доске
2. Объяснение нового материала Предлагает записать предложения на доске и втетрадях.

Задание. Подчеркнуть члены предложения, надписать части речи.

Вопрос: В какой роли выступает имя прилагательное? (Задаётся к каждому предложению)

Учащиеся по одному вызываются к доске. Записываются предложения и даются ответы на вопросы, задаваемые учителем.

1. Пришла долгожданная зима. (Имя прилагательное выступает в роли второстепенного члена предложения, который отвечает на вопрос какая?, относится к имени существительному, обозначает признак предмета.)

2. Белым ковром покрылась земля.

3. Мелькнул лисий хвост

Знакомство с термином (определение), формирование понятия определение.

Использование поискового метода подачи материала

Предлагает сделать вывод Этот второстепенный член называется определением  
Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 132. Вы видите план ответа о второстепенных членах предложения. Кто готов ответить по плану об определении?

 

 

Что значит “обычно”?

Ответ по плану:

1. Определение зависит от существительного.

2. Обозначает признак предмета.

3. Отвечает на вопросы: какой? какая? чей?

4. Обычно выражается именем прилагательным.

Часто, но не всегда

Вопросы записываются на крыле доски
Как графически обозначается определение? Волнистой линией  
Прочитаем правило в учебнике Кто-то из учащихся читает правило вслух Самостоятельная работа учащихся по учебнику
Чтобы легче было запомнить, предлагаю вам правило об определении в стихотворной форме.

 

 

 

 

 

 

Сделаем вывод: “Что такое определение?”

Стихотворение предлагается прочитать одному из учеников, сидящих на первых партах.

Определение. Признак предмета или явления обозначает определение.

Чей? и Какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Делают вывод

Стихотворение заранее написано на крыле доски
3. Проверка усвоения учащимися знаний об определении Вопрос к классу.

Какова роль определений в текстах художественных произведений?

   
Понаблюдаем.

Кто хочет выразительно прочитать текст?

Один из учеников читает текст.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной

Открывается крыло доски, на котором заранее написан текст.

Эстетические языковые средства, использование определений в художественных произведениях

Вспомним стили речи и типы речи на примере этого текста. Каков стиль?

Каков тип речи?

Докажите

 

 

Художественный.

Описание.

Даны признаки одной картины, содержание высказывания можно передать на одном снимке. Используется много имён прилагательных

 
Задание.

1. Подчеркните в тексте определения.

 

2. А теперь прочитайте текст, исключив определения

К доске выходит ученик и волнистой линией подчёркивает все определения, задавая к ним вопросы.

Один из учащихся читает вслух

 

 

 

Упражнение используется для обогащения речи учащихся. Содержательная основа – определения

Вопросы.

Какой из текстов (1-й – с определениями или 2-й – без них) более точно и выразительно рисует картину зимнего леса? Почему? Какова роль определений в речи?

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод: определения делают нашу речь точной, яркой, выразительной Развитие логического мышления учащихся – формулирование вывода
4. Проверка умений и навыков Ученикам предлагается творческая работа по уровням.

Уровень А – придумать и записать предложения;

Уровень В, С – написать сочинение-миниатюру, используя определения. Стиль – художественный, тип –  описание

Ученики самостоятельно работают На доске – репродукция картины (весенний или осенний пейзаж).

Развитие творческих способностей учащихся; осложнённость дополнительным языковым заданием.

Каждый из учеников знает свой уровень овладения материалом

Заслушивает 2-3 работ.

 

 

Подводит итог

Ученики оценивают работы товарищей, делают выводы: соответствуют ли они стилю, типу, использовались ли определения  
Определения часто используются в загадках, кроссвордах.

Сейчас вы услышите загадки, заранее подготовленные двумя учениками. Подумайте, почему в них так много определений?

Два ученика читают загадки. Например: Мохнатенький, усатенький, молочко пьёт, песенки поёт.

 

Вывод: определения точно, ярко описывают предмет

 
5. Проверочная работа: “Соревнование” Задание.

Каждому ряду даётся лист, который будет передаваться от первого ученика к последнему. Каждый ученик придумывает и записывает по 1-му определению, которые можно использовать для описания лисы. Определения записывать в столбик, не повторять. Если кто-то не может подобрать, передаёт лист дальше. Обратно лист возвращаете через всех,т. к.,возможно, кто-нибудь допишет. Победит тот ряд, у которого окажется больше определений

Заслушивается представитель каждого ряда. (Грациозная, хитрая, изящная, хищная, шустрая, пушистая, рыжая и т.д.)

Определяется ряд-победитель.

Вывод: определения украшают, обогащают нашу речь, делают её более выразительной

На видном месте устанавливается фигурка лисы (фарфоровая, игрушка и т.д.)
6. Домашнее задание По уровням.

Уровень А – описать любое животное, используя определения.

Уровень В – написать сочинение-миниатюру на тему: “Описание животного”, используя определения.

Уровень С – придумать и записать загадки, используя определения

   
7. Подведение итогов Сегодня мы говорили о роли определений в речи. На следующем уроке мы более подробно поговорим о том, какими ещё частями речи, кроме прилагательных, может быть выражено определение Спасибо. До свидания