Факультативное занятие по экологии в начальных классах: "Эти удивительные животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 2


ЦЕЛИ:

  • обобщить знания о животных;
  • расширить знания об окружающей природе и ее охране;
  • углублять понимания взаимосвязей;
  • развивать чуткость, доброту, логическое мышление, творческое воображение;
  • учить обобщать, сравнивать, наблюдать;
  • расширить представление о зверях;
  • воспитывать у детей потребность ответственного поведения в окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карточки с цифрами 1, 2, 3;
  • конверты с буквами;
  • кроссворд;
  • эмблемы;
  • лампочки;
  • экран телевизора;
  • иллюстрации с изображением животных;
  • призы.

ХОД ЗАНЯТИЙ

Учитель

Начинаем наше очередное занятие, а чтобы определить тему, нужно отгадать загадки и заполнить кроссворд.

1.

Он высокий и пятнистый,
с длинной-длинной шеей,
и питается он листьями,
листьями деревьев. (Жираф)

2.

– Вот так лошадка!
воскликнул Андрейка, –
словно большая –
тетрадка в линейку! (Зебра)

3.

Всю жизнь я ношу два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб,
амбар
Еды в них – на семь суток! (Верблюд)

4.

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)

5.

На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Кроссворд

Тема занятия: “Эти забавные животные”.

Сегодня поведем разговор о животных, их питании, поведении, какую роль они играют в жизни человека.

В игре принимают участие две команды:

  • команда – "Бельчата",
  • команда – "Слонята".

Ребята определяют название команды (в конверте буквы). Представление жюри и знакомству с правилами турнира. За каждый правильный ответ – два балла. Желаем участникам быть собранными и решительными, внимательными и активными. Болельщикам – быть готовыми в любую минуту дать ответ, если в командах будут затруднения, ваш сигнал – поднятая карточка.

Проверка названий команд. Эмблемы. Проверка лампочек.

I.    ПО СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ ТЫ СКАЖИ НАМ КТО ЖЕ ЭТО?

Учитель. Этого зверька можно встретить в наших лесах. Он дальний родственник белки. Делает в своей норе специальную камеру – кладовую и всю осень таскает туда запасы на зиму. В своих защечных мешках он может наносить до 10 кг очищенных орехов. Большую часть времени бурундук проводит в спячке. На спине у него продольные полоски. (Бурундук).

Это интересно: Этот лесной зверек служит прекрасным барометром. За несколько часов до дождя, сидя на задних лапках на пеньке, он издает особые звуки – грустно кричит.

УСТАМИ ОДНОКЛАССНИКА

Ученик рассказывает о крокодиле, зебре, жирафе или другом животном.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Ученик описывает игрушку слона, лисы или другого животного. Дети отгадывают описанную игрушку. Чья команда быстрее угадает – загорается лампочка.

Итак, каждый зверь удивителен по своему, у каждого свои повадки. Звери бывают большие и маленькие. Одни умеют отлично плавать и нырять, искусно строить жилища, быстро бегать, высоко прыгать, другие – рычать, выть, реветь, визжать… Поговорим об одном животном во втором турнире.

II. МАЛЕНЬКИЕ ТАЙНЫ ПРИРОДЫ

Учитель.

О ком пойдет речь?
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)

У лесной глубокой речке,
Где осинки, словно свечки,
И крутой песчаный ров,
Здесь живет семья бобров.

Ученик.

Но построив хатки ловко,
Спать бобры не улеглись;
Для запасов на зимовку
Склады делать принялись.

Учитель.

А потом, свалив осину
Строить начали плотину.
Всем известно: у бобров
Нет ни пил, ни топоров.

Ученик.

Речку быструю весною
Бобр умеет перекрыть
И в полметра толщиною
Может дерево свалить.

Учитель.

Бобр каналы прорывает
К месту складов и плотин
И по ним стволы сплавляет
Ив, березок и осин.

Ученик.

Любит рано бобр проснуться
С головою окунуться
Ледяной водою он
Прогоняет лень и сон.

Вместе.

И поэтому бобры.
И здоровы и бодры.

Учитель.

Только в домиках зверей
Нет ни окон, ни дверей.

Внимание на экран, вопрос!

КАК ЖЕ В ДОМИКЕ ПОПАЛИ ЭТИ МУДРЫЕ БОБРЫ?

Ответы.

  1. Перепрыгнули через воду.
  2. Прокопали норы под водой.
  3. Занимают норы барсука, бурундука.

На обдумывание дается 1 минута.

Вывод.

Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.

Учитель.

Плавать их никто не учит,
Им купанье – не наскучит,
Ведь на лапках у бобренка
Между пальцев перепонка.

Ученик.

Плавать может по-матроски
В речке даже новичок.
Хвост бобренка гладкий, плоский,
Как телячий язычок.
Помогает хвост рулить
И еще быстрее плыть.

Учитель.

Шаловливому бобренку
От рождения три дня…
Переплыл малыш речонку,
Отдалился от бобрят.

Ученик.

Вдруг осока зашумела…
Там быть может много дней
Щука страшная лежала,
Словно бревнышко на дне.

Учитель.

Задрожал малыш от страха
Вдруг увидев щучью пасть,
И нырнул, как черепаха,
Лишь бы в зубы не попасть.

Внимание на экран, вопрос!

КАКИЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ВРАГИ У БОБРОВ?

Ответы:

  1. Волк, лиса, выдра, щука.
  2. Муравей, медведь, крокодил.
  3. Заяц, стрекоза, воробей.

Дети показывают ответ на карточках.

Вывод:

У бобров врагов немало –
Щука, выдра, волк, лиса.

Учитель. Но кроме выше перечисленных у бобров еще есть враги – рысь, сом, человек. Зверей на земле много. Но самое главное помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Не пугай зверюшек, не губи детенышей, а зимой – подкорми.

Обзор книг о бобрах.

Звери всякие важны – звери всякие нужны.

Ведь каждый из них делает свое полезное дело. А кто из них чем питается, я проверю через несколько минут, а пока слово жюри.

ЖЮРИ подводят итоги.

III. КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ

Ваша задача – распределить, кто что ест? Кто быстрее!

Пока дети распределяют, кто чем питается, проведем игру со зрителями.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Учитель. Какой зверь самый хищный? (Крот)

Он ненасытен, волчий аппетит, а также тигриный, львиный – пустяк по сравнению с кротовым. Крот съедает столько, сколько сам весит.

Большой прожорливостью славится землеройка.

IV. отгадать ребусы (кто быстрее)

Отгадать название животного из ребуса и найти его след, кто быстрей.

Составь по началу или концу пословицу:

За двумя зайцами погонишься …

(ни одного не поймаешь)

Вертится как ...
(белка в колесе)

– Как понимаешь?

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Учитель.

Пословица тебя мы знаем
Но не такою ты была:
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла

От бобра, бобра не ищут.
Лось человека не красит

– Как понимаешь?

V. ЧУДО-ЮДО! ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Каждой команде выдаются конверты с частями животных.

  1. Сложи животного.
  2. Назови его.
  3. Расскажи о его повадках.

Пока дети работают в командах звучит музыка.

ЖЮРИ подводят итоги.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

1. Про кота, тигра, моржа мы говорим "усатый", но на самом деле никаких усов у этих зверей нет. Чувствительные волоски только по виду напоминают усы.

– Как называются эти чувствительные волоски? (Вибриссы)

2. Кто чует лучше всех? (Собака)

Собака способна в безветренную погоду обнаружить дичь или человека на расстоянии 80 шагов. Чутье волка не уступит собачьему.

Сколько литров воды может выпить верблюд? (57)

VI.    ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…

Команда № 1

Кто больше даст правильных ответов за 1 минуту.

  1. Какое животное может обходиться без пищи несколько дней? (Верблюд)
  2. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)
  3. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
  5. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)
  6. Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)
  7. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)
  8. Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька)
  9. Как назвать гнездо белки? (Гийно)
  10. Подземное животное? (Крот)
  11. Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк)
  12. Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук )
  13. У медведя няньку называют пестуном, а у волков нянька? (Переярок)

Команда № 2

  1. У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)
  2. Чье жилище называют гайно? (Белка)
  3. Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка)
  4. Какие звери летают? (Летучая мышь)
  5. Како называют королем грызунов? (Бобр)
  6. Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)
  7. Кого называют шатуном? (Медведь)
  8. У какого животного самая длинная шея? (Жираф)
  9. Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)
  10. Кто носит ветвистые рога: самец или самка? (Самец)
  11. Когда родятся медвежата? (Зимой)
  12. Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)
  13. Что делает еж зимой? (Спит).

ЖЮРИ подводят итоги.

Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство животных. Зверей на земле много. Но самое главное помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Не пугай зверюшек, не губи детенышей, а зимой – подкорми. Знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – леса, степи, горы, а птице – воздух. Давайте охранять водоемы, леса, степи, горы. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль. Академия развития, 1997 г.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу. Окр. Мир: 1-4 класс, М: ВАКО, 2004. Мастерская учителя.
  3. Занимаемое природоведение. Занимательная серия. Омега, 1997 г.
  4. Паустовский К. Рассказы о природе. Серия "Школьная библиотека".
  5. Н.Сладков. Бобровый пруд. М. Изд. Малыш, 1988 г.
  6. С любовью к природе. Дидактические мышления по природоведению для младших школьников, под ред. Н.Д. Зверева. "Педагогика", 1996 г.