Для проведения мероприятия необходимо:
1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;
2. стихотворения о музыкальных инструментах;
3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.
Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.
Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.
Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.
Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…
Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…
Флейту изобрела воинственная богиня Афина…
Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.
Ученик.
Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"
Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.
Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.
Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?
ЛИРА
(Рисунок с изображением инструмента)
Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.
Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.
Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.
Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.
Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.
Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?
АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать
видео, со звучанием арфы)
Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.
Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.
В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.
Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки,, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.
С. Городецкий
Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.
Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.
Вопрос: Как называется этот инструмент?
СКРИПКА
(Звучит скрипка)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.
В ее голосе слышится и человеческая радость, и человеческая боль. За искренность скрипку поняли и полюбили тысячи людей.
Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.
Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.
В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.
Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.
СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера)
Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.
Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.
А клавиши!
Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.
Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?
КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина)
Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!
Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.
Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.
Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?
Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.
Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.
Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!
И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.
Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?
БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок)
Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.
И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!
Игорь Кобзев