Интегрированный урок-презентация (биология + информатика) по теме: "Возникновение жизни на Земле"

Разделы: Биология, Информатика


Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.

Ф. Тютчев

Цели:

 1. Углубить, расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и ее переходе в биологическую эволюцию.

 2. Показать возможности использования компьютерных технологий на уроках биологии - применения знаний компьютерного дизайна при создании информационных компьютерных проектов.

3. Применить на практике технологию проектного обучения, как одну из форм развивающего обучения.

4. Развитие самостоятельности и творчества учащихся, а также исследовательских умений (сбор информации, наблюдения построения  гипотезы, анализа, обобщения); приобретение коммуникативных  умений (работа в группах).  

Оборудование: ПК, видеопроектор, реквизиты для игры (медали умников, лото, вопросы на карточках, грамоты), информационные компьютерные проекты, созданные учащимися.

Форма проведения:  интеллектуальная игра «Умники и Умницы»

План урока

1.      Вступление.
2.      Презентация проектов.
3.      Игра.
4.      Задания для теоретиков.
5.      Выступление ареопага.
6.      Заключение: подведение итогов и награждение победителей.

Ход урока

Действующие лица:
Ведущий
Ареопаг
Агонавты
Теоретики
Помощница

Ведущий. Уважаемые друзья! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Умники и Умницы».

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.

                                            Ф. Тютчев
Итак, мы начинаем.

Помощница. Жизнь окружает нас повсюду – в вечных льдах и раскаленных пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в таком изобилии и разнообразии, что это потрясает воображение. Как все это началось? Как появилась наша планета? Эти вопросы люди задают себе с давних времен и до сих пор не знают на них ответа. «Панта рея» - провозгласил великий диалектик Древней Греции Гераклит Эфесский – «Все течет». Мы живем в мире, который непрерывно изменяется, эволюционирует. В настоящее время мы знаем жизнь только в одном, единственном экземпляре, только нашу земную жизнь, и от нее мы должны исходить в наших суждениях о других возможных формах биологической организации во Вселенной.

Ведущий. Вы уже догадались, что тема нашей игры – возникновение жизни на Земле. Разрешите представить участников игры - агонавты,  высший суд - ареопаг, теоретики и помощница. Первый конкурс домашнее задание - презентация  компьютерных проектов.  Темы проектов:

  1. Условия среды на первобытной Земле. Приложение1
  2. Теории происхождения протобиополимеров.Приложение2
  3. Начальные этапы биологической эволюции. Приложение3

Ареопаг. Оценка проектов и распределение мест среди агонавтов.

Анализ проекта

1. Актуальность проблемы  
2. Функциональная завершенность  
3. Уровень использования компьютерных технологий  
4. Графическая целостность работы  
5. Функциональность творческого и композиционного решения  

Агонавты. Выбор дорожек игры.

Агонавты и теоретики. Ответы на вопросы игры.
1.      Все теории происхождения протобиополимеров связаны с использованием внешней энергии – введением катализатора, температуры, тепловым излучением. Однако эти ученые предложили совсем другой вид внешней энергии. Назовите этих ученых и вид энергии.
Ответ: Симонеску, Денеш. Холодная плазма.
2.      «Деревья несут яйца!»
« Вши берутся из мяса»
«Клопы – из сока животных,
А дождевые черви – из ила прудов!»
Кто автор и о чем он говорил?
Ответ:  Аристотель. Теория абиогенеза (самозарождения жизни).
3.      Используя колбу с S-образной шейкой в своих опытах, этот ученый «переломил» учение о происхождении жизни. Кто этот ученый?  Какую теорию доказал?
Ответ: Луи Пастер. Теорию биогенеза.
4.      В 1865 году ученый Рихтер провозгласил: «Жизнь на Земле не возникала, а была занесена с других планет». Такие ученые как Гельмгольц, Томсон, Аррениус – являлись защитниками этой теории. Как называется эта теория? Какая сила заносит жизнь с других планет?
Ответ: Теория панспермии. Метеориты.
5.      Опарин считал, что переход от химической эволюции к биологической требовал обязательного возникновения индивидуальных фазово-обособленных систем, способных взаимодействовать с окружающей внешней средой, используя ее вещество и энергию, и на этой основе способных расти, множится и подвергаться естественному отбору. Что это за системы? Дайте определение
Ответ:  Коацерваты.  Это мелкие, богатые коллоидными частицами капли, образующиеся при расслоении коллоидного раствора.
6.      С помощью какого механизма малые органические молекулы можно сделать реакционноспособными в водном растворе?
Ответ: Соединение этих молекул с различными формами фосфата.
7.      Объясните, почему все биологические системы используют одинаковые пути биохимических превращений – одинаковые пути метаболизма сахаров, синтеза аминокислот и т.д.
Ответ: Все современные живые существа могут являться потомками исходной предковой популяции первичных клеток. Метаболизм в современных биохимических процессах представляет результат эволюции клетки в направлении максимального использования единственно пригодных для этого молекул.
8.      «Каждая стадия онтогенеза повторяет какую-то стадию, пройденную предками данного вида во время филогенеза. Стадия зиготы – соответствует одноклеточным предкам, стадия бластулы – шарообразной колонии жгутиковых» Кто автор?
Ответ: Геккель
9.      Какое животное является примером подтверждения гипотезы фагоцителлы Мечникова?
Ответ: Трихоплакс соответствует гипотетическому существу - фагоцителле.

Ведущий. Игра с теоретиками.
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.

1. Протобионты А. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению.
. Эукариоты Б. Организмы, обладающие ограниченным оболочкой ядром, имеющие самовоспроизводящиеся органоиды
3. Генетический код В. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света.
4. Самовоспроизведение Г. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов.
5. Прокариоты Д.  Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток: способностью к обмену веществ, самовоспроизведением и др.
6. Фотосинтез Е. Свойственная всем живым организмам система «записи» наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов.
7. Половой процесс Ж. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы; проявляется на всех уровнях организации живой материи.

Ответ: 1 – Д, 2 – Б, 3 – Е, 4 – Ж, 5 – А, 6 – В, 7 – Г.

Ареопаг. Подведение итогов и награждение победителя, лучшего теоретика, исполнителей лучшего информационного компьютерного проекта.