Использование новых информационных технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I  -  как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

II  - "основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

III - "монотехнология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Концептуальные положения:

  • обучение - это общение ребенка с компьютером;
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • диалоговый характер обучения;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Особенности методики.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что   и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • текстовый редактор;
  • графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей.

Работа учителя в компьютерной технологии включает функции:

  • организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;
  • организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.;
  • индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный "человеческий" контакт с ребенком.

Информация обучения требует от учителя и учащегося компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания. В структуру содержания входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей техники;
  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  • владение хотя бы одним текстовым редактором;
  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов "Начальная школа", чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приемах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.

В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и трудной является организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение - деятельно и сознательно.

На основе такого понимания развития личности в течение вот уже нескольких лет разрабатываются и проводятся экспериментальные уроки в рамках обычной системы обучения. На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет интеллектуально-информационную деятельность. Поэтому весьма важно организовать эту деятельность так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значимую роль в формировании положительной мотивации на учение.

В целях активизации интеллектуально-информационной деятельности школьника предложена инновационная технология по переработке и усвоению учебной информации. Суть ее в следующем: содержание материала урока моделируется в соответствии с уровнем психического развития ребенка и интеллектуально-информационными задачами, решаемыми в конкретный период учебной деятельности.

Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

  • создать положительную мотивацию на уроке
  • развить смысловую догадку
  • сформировать навыки смыслового развертывания и свертывания учебной информации
  • активизировать лексический опыт ученика и обогатить словарный запас
  • способствовать оптимальной организации внимания
  • вооружить рациональными способами запоминания
  • выработать необходимый темпоритм восприятия информации
  • увеличить скорость чтения
  • развить ассоциативность в освоении информационного пространства содержания урока
  • приучить к самооценке процесса и результата собственной деятельности не уроке в сравнении с другими учениками, формируя навыки адекватной самооценки
  • активизировать рефлексивные способности ученика и способствовать развитию навыков рефлексии учебной деятельности в целом осуществлять нравственное, эстетическое и другое воспитание через восприятие и понимание содержания текста, его анализ и оценку.

Практически на каждом уроке возможно решение этих задач. Конкретные задачи составляются в зависимости от целей урока и его информационной базы. Основное значение имеет не набор упражнений, а их логическое сочетание и последовательность, в которых заключен психолого-педагогический смысл интеллектуально-информационного развития личности. Виды упражнений и их последовательность, как правило, меняются.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня есть еще оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Хочу поделиться опытом применения информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на  тему "Части речи"

Цели:

  1. Обобщение знаний по частям речи.
  2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.
  3. Тренировка навыков нахождения различные части речи в тексте.
  4. Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Оборудование:

  1. Бильбо (съемная модель).
  2. Аудиокассета.
  3. Магнитофон.
  4. Компьютер.
  5. Индивидуальные карточки.
  6. Выставка книг Д. Толкина.

Ход урока

Организационный момент.


<рисунок1>

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

II. Учитель. Вступительное слово.

- Ребята, вчера вечером я получила кассету. Когда я ее прослушала, то очень расстроилась. Давайте ее послушаем вместе. (Звучит запись).

- Дорогие ребята, здравствуйте! Я маленький человечек, который живет глубоко под землей. С моими друзьями-гномами снова стряслась беда. Коварные пауки опять похитили их и хотят убить. Мой кинжал в этой серьезной схватке мне не помощник, потому что главарь пауков решил, что победят в этом сражении только знания! Он дал мне задания, но я не могу с ними справиться, ведь они такие сложные. Я решил обратиться к вам. Помогите, пожалуйста, мне и моим друзьям.

-          Ребята, кто это просит вас о помощи? (Бильбо)

 
<Рисунок 2>

- А как его зовут?

- А из какого он произведения? (Показ книг, кассет).

- А кто автор? (Д. Толкин)

- Ну что поможем? Вот только я сомневаюсь: а не боитесь ли вы трудностей? Справитесь ли вы?

- Ну, тогда вперед! Навстречу трудностям!

III. Минута чистописания.

-          Итак, первое задание Хоббита, а, значит, и для вас! Я читаю загадки, вы отгадываете их, но записываете только первую букву отгадки.

1. Живет спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет....

Черепаха

2 .Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется все...

Алфавит

3. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...

Светлячок

4. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь...

Тишина

5. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю...

Игрушки

6. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь",
Потому что это...

Рысь

7. Немытое в рот
Ни за что не возьмет,
И ты будь таким,
Как чистюля...

Енот

8. Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную...

Челку

9. Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная...

Ива

- Кто же догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Да. Части речи. Сегодня мы с вами обобщим все знания, которые получили на предыдущих уроках и покажем друг другу, чему научились. Но, самое главное, попробуем спасти гномов от кровожадных пауков.

IV. Обобщение по теме.

- Какие части речи вы знаете?

I задание

На доске слова (прочитаем вслух):

Схватка, борьба, выносливые, победить, трусливые, радоваться, победа, смелые, убежали.

- На какие группы можно распределить все слова? Запишите.

- Дайте определение:

  • Имени существительному
  • Имени прилагательному
  • Глаголу

- Подчеркните однокоренные слова. (Победа - победить). Почему они однокоренные?

- А к каким частям речи они относятся?

- Вывод: однокоренными словами могут быть любые части речи.

II задание

- Переходим к следующему заданию от пауков.

Существительное                 Прилагательное                          Глагол

- Образовать разные части речи. Записать, выделить корни.

Трус
Мир
Друж//г
Весел

- Приведите свои примеры однокоренных слов разных частей речи.

- Отлично!

III задание

- А вот следующее задание намного сложнее, чем предыдущее. Придумать и записать предложения по схемам.

(кто?) (что делает?) и (что делает?)

(что?) (что делает?) и (что делает?)

- Какая часть речи отсутствует во всех предложениях? А как вы думаете, для чего нужны прилагательные?

V.Физминутка. Игра "Не ошибись, пожалуйста".

Я буду называть команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово "пожалуйста".

1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, пожалуйста.
4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Тихонько сядьте, пожалуйста.

VI. Творческая работа.

IV задание

Работа на компьютерах.


<Рисунок 3>,


<Рисунок 4>

- А сейчас, ребята, как говорил Бильбо, самое сложное задание. Одна группа ребят останется за партами и будет работать на листах, которые я вам раздала (Приложение 1). Эта творческая работа требует внимания и сообразительности. Вторая группа сядет за компьютеры и ответит на тест, который предложит машина (Приложение 2). Она вас обязательно и оценит. На все дается 7 минут. А потом мы поменяемся группами. Молодцы!

Звучит голос (магнитофонная запись):

- Спасибо, ребята, я знал, что на вас можно положиться. Вы молодцы. Мои друзья, наверное, уже дома, я тоже побегу к ним. Спасибо!

VII. Итог.

- Как приятно, когда тебе говорят "спасибо". Знать, что ты кому-то нужен, в тебе нуждаются. Вы молодцы, помогли Бильбо. Но давайте вспомним, о чем же мы с вами говорили в течение всего урока? Какие части речи вы знаете? А может ли наша речь вообще обойтись без существительных, прилагательных, глаголов?

- Конечно, все это так. Старше будем становиться, еще больше узнаем об этих и других частях речи. А сегодня хочется сказать, что вы отлично поработали. Вы были дружны, активны. Спасибо вам за урок!

Приложение 1.

Проверочная работа

  1. Подбери и запиши по два слова, которые отвечают на вопросы:

Кто? ____________________________________________________________________________

Что? ____________________________________________________________________________

Какой? __________________________________________________________________________

Какая? __________________________________________________________________________

Что делать? ______________________________________________________________________

Что сделать? _____________________________________________________________________

2.Прочитай предложение.

Умный пес сразу услышал странный звук и насторожился.

Найди и выпиши слова, которые отвечают на вопросы:

Кто? ____________________________________________________________________________

Что? ____________________________________________________________________________

Какой? __________________________________________________________________________

Что сделал? ______________________________________________________________________

3.Напиши в скобках вопросы к словам.

Покажи стрелочкой, от какого слова к какому ставится вопрос.

(____________________?) летнее солнце (_______________________?)

(_____________________)ночи звездные (________________________)

(_____________________) лучший друг(________________________)

Приложение 2.

Тест (для работы на компьютере)

1.Существиетльное, прилагательное, глагол это...
1) часть слова
2) часть речи

2.Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы:
1) Какой? Какая? Какое? Какие?
2) Что делать? Что сделать?
3) Кто? Что?

3.Найти имя прилагательное:
1) синий
2) синеть
3) синева

4.В словосочетании "золотые руки" главным словом является:
1) золотые
2) руки

5.В предложении найти глагол: "Я слушаю трель соловья".
1) я
2) слушаю
3) трель
4) соловья

6.В предложении "Около дерева огромный муравейник" все имена существительные одушевленные:
1)да
2) нет

7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это:
1)существительное
2) прилагательное
3) глагол

8.Имя прилагательное чаще всего употребляется:
1) с именем существительным
2) с глаголом

9.Имена прилагательные обозначают:
1)действие предмета
2) признак предмета

10.Выбрать собственное имя существительное:
1) кот
2) пес
3) Мурзик

11.В каком слове допущена ошибка:
1)корова
2) буренка

90% - отлично
70-80% - хорошо
50-60% - удовлетворительно
0-50% - неудовлетворительно