Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: таблица с изображением многоклеточных животных.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
3. Работа в группах – 6 групп.
На листе бумаги поставить номер группы, написать фамилии учащихся для выставления КПД каждому в конце урока в десятибалльной системе.
Задание № 1.
Загадки:
1. Чёрен – не ворон карий – не мерин шесть ног – без копыт с рогами – не бык. (Жук) |
5.Тоньше этой пряжи не найдешь в продаже. (Паутина) |
2. Одежды себе не шью а ткань всегда тку. (Паук) |
6. Нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар) |
3. Рыж, да не конь рогат, да не баран дома не любят и на базаре не купят. (Таракан) |
7. Пища моя сладка а мщение ужасно. (Пчела) |
4. Вдруг появляется черная туча, ветер не дует, но туча летуча, дождик с нее урожай не умножит ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча) |
8. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок) |
Задание № 2.
Тесст (письменно).
1. Лучевая симметрия впервые
появляется у: а) стеклянных губок; б) известковых губок; в) кишечнополостных. 2. Впервые нервные
клетки появляются у: 3. Регенерация – это способность животного: 4. Впервые кровеносная система появляется
у: 5. Органы движения параподии впервые
появляются у: 6. К моллюскам не относятся: |
7. Впервые наружный скелет
появляется у: 8. К признакам высокой организации
членистоногих не относится: 9. К классу насекомых не относятся: 10. Общественные насекомые – это: 11. К признакам более высокой
организации насекомых по сравнению с другими
членистоногими не относятся: |
Задание № 3.
А) Из перечисленных признаков выбрать те,
которые характерны для типов плоских, круглых и
кольчатых червей:
1) двусторонняя симметрия;
2) внутренняя полость заполнена жидкостью;
3) внутренняя полость тела отсутствует;
4) внутренняя полость разделена на сегменты;
5) нервная система представлена окологлоточным
кольцом и брюшной нервной цепочкой;
6) нервная система представлена головным нервным
узлом, от которого отходят два ствола;
7) нервная система представлена глоточным
нервным кольцом, от которого отходят парные
нервные стволы;
8) представители класса в основном разнополые;
9) среди представителей класса имеются
раздельнополые и гермафродиты.
Класс Плоские черви | |
Класс Круглые черви | |
Кольчатые черви |
Б) Из перечисленных признаков выбрать те,
которые характеризуют классы брюхоногих,
двустворчатых, головоногих моллюсков:
1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;
2) тело подразделено туловище и ногу;
3) нога преобразована в щупальца;
4) тело большинства моллюсков лишено наружной
раковины;
5) раковина цельная, часто асимметричная;
6) раковина состоит из двух створок;
7) промежуточные хозяева плоских паразитических
червей;
8) образуют большие скопления – банки;
9) способны к реактивному движению.
Класс Брюхоногие | |
Класс Двустворчатые | |
Класс Головоногие |
В) Из перечисленных признаков выбрать те,
которые характеризуют классы ракообразных,
паукообразных, насекомых:
1) наружный хитиновый покров;
2) отделы тела часто образуют головогрудь;
3) тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4) четыре пары ходильных ног;
5) три пары ног;
6) преимущественно наземные виды;
7) обитание преимущественно в воде;
8) использование всех сред обитания;
9) глаза простые или сложные, способные
воспринимать ультрафиолетовую часть спектра;
10) сложные глаза, состоящие из простых глазков;
11) дыхание всей поверхностью или жабрами;
12) дыхание при помощи трахей и легких;
13) органы дыхания наземных форм – трахеи.
Класс Ракообразные | |
Класс Паукообразные | |
Класс Насекомые |
Задание № 4.
Найдите ошибки и объясните их (устно).
Каждая группа получает индивидуальное задание.
- Комнатная муха относится к отряду
перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых
крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой
аппарат – грызущий, задняя пара ног –
прыгательная. Яйца откладывают на листья
капусты. Их
личинки – гусеницы. Приносят вред, поедая листья
капусты.
- Красивая пестрая бабочка подняла жесткие
надкрылья взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев
и полетела к деревьям, где с большим
удовольствием стала поедать листья, перемалывая
их аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и
питаются другими животными.
- У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых чешуйками, у
них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить
нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца
на листья деревьев и кустарников.
- Муравьи – чаще одиночные насекомые. У них одна
пара прозрачных перепончатых крыльев. Они
являются вредителями леса, нанося вред
растениям. Рабочие муравьи летают за нектаром и
пыльцой, строят соты и откладывают мед.
- Пчелы живут в муравейниках, не имеют крыльев,
ротовой аппарат сосущий. Питаются различной
пищей, в том числе и насекомыми. Вырабатывают
муравьиную кислоту для защиты.
- Майский жук раскрыл пару перепончатых
прозрачных крыльев и перелетел с цветка на
цветок. Он погрузил свой длинный хоботок в цветок
и стал пить сладкий нектар. Личинки майского жука
– гусеницы ползали по листьям деревьев и
питались ими.
Задание № 5.
Реши задачу (устно).
Каждая группа получает индивидуальную карточку.
- Осенью с наступлением неблагоприятных условий
гидры исчезают из водоемов, но затем следующей
весной вновь появляются. Откуда они
появляются?
- У гидры в водоемах почти нет врагов. Если рыба
схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы
проглотить, выпустит ее. Почему?
- Важный продукт питания человека – мясо, однако
употребляют его только после специальной
кулинарной обработки. Почему необходима такая
обработка мяса?
- В первые годы жизни раки линяют часто, с
пятилетнего возраста – не чаще одного раза в год,
а потом совсем перестают линять. Чем это можно
объяснить?
- Почему нельзя уничтожить всех насекомых –
вредителей, несмотря на огромный вред, который
они приносят сельскому хозяйству?
- Довольно многих хищных насекомых и насекомых,
паразитирующих на гусеницах, специально
разводят в лабораториях. Зачем это делается?
Подведение итога урока.
- Назовите наиболее просто устроенных многоклеточных животных?
- Назовите наиболее высоко организованных животных?
- В каком направлении шло развитие беспозвоночных животных?
Проставьте КПД каждого учащегося в группе.