Цели:
- Дать понятие " витраж",обобщив знания учащихся, полученные на уроках МХК.
- Ознакомить с технологическим процессом создания витража в современных условиях быта.
- Научить учащихся выполнять витраж в разной технике.
- Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
- Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
- Содействовать эстетическому воспитанию.
Тип : комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).
Вид: урок учебно-творческой деятельности.
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический ).
КМО: эскизы, иллюстрации витражей средневековья, макет электрофицированный с втражом, алгоритм работы, плакат "Составы для росписи", основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.
Ход урока:
Оргмомент.
Сообщение цели...
Актуализация опорных знаний: Примерные выступления учащихся ( МХК)
1
Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса(арматура),а иногда скрепляются цементом.
Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
|
ВИТРАЖ - картина или узор из цветного
стекла ( Толковый словарь С.И.Ожегова) |
2
На магнитной доске :
КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре. | ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке. |
ИНТЕРЬЕР-внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство. | ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками. |
( звучит музыка Баха - "Прелюдия" )
Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Романский стиль( XI- XIIв.в.) обозначающий "в манере римлян".Могущество католической Церкви. Суровая мощь.Монастырские ансамбли,в центре-храм. Огромная высота интерьеров. Единственную опору для перекрытия архитектура находит в стене. В украшении интерьера большое место принадлежит живописи-фрескам и витражам. Пропорции фигур нарушаются , усиливается острота выразительности образов,им сообщается высокий, эмоциональный накал.
Пророк.Витраж кафедрального собора в Аугсбурге Х IIв. Германия. |
Готический стиль. Мощное движение архитектурных форм вверх. Внутреннее пространство храма несмотря на его огромные размеры становится единым( в глубину, далее ввысь, к сводам.
Большие ажурные окна с их цветными стеклами - витражами делают легкой ,иллюзорной и легкопроницаемой преграду между интерьером собора и внешним миром.
-Мощь иоткрытость пространства.
-Грандиозность и динамичность конструкции.
-Странный свет, льющийся через цветные стекла.
Все это сливается в единый художественный образ
Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.
а) Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам де Пари )
Над главным порталом в глубокой арке располагается круглое окно-роза (ВИТРАЖ), заполняющий промежуток стены между двумя башнями (Рисунок4), (Рисунок5)
б) Королевская капелла Сент-Шапель в Париже.
Она состоит из двух церквей, помещенных одна над другой. В верхней церкви стены практически отсутствуют, их заменяют высокие (15 м) покрытые витражи-окна, а своды опираются на тонкие простенки между ними. (Рисунок6), (Рисунок7),
Демонстрация макета (электрифицированного)
Готика. Витраж. Венчальный костюм.
(выполнила Туманова О. 8"1" класс) (Рисунок8),
3
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания ( окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик.Витражи в России все больше входят в моду.Декоративные возможности витражного стекла огромны.Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
Русскому витражу насчитывается не более ста лет.Это столетие приходится почти целиком на Х-IХвек, так как после Октябрьской революции производство витражей полностью прекратилось, в тот период цветное художественное стекло считалось ненужным предметом роскоши.Сейчас этот промысел успешно возродился во многих российских городах. (Рисунок9), (Рисунок10).
ЗАДАНИЕ 1
Перечислить варианты( в тетради) использования витражей в современном интерьере (кто больше, разнообразнее + фантазия за 1 минуту . Победителю-поощрительныйбалл). |
Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения
II .Формирование новых знаний ,умений ,навыков
:1
Прежде всего необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Идеи (ткань, пластилиновый эскиз, лоскутная пластика, соломенная салфетка с орнаментом).Цветные эскизы ( выполнены учащимися на уроке ИЗО и размещены на планшете). Черно-белые эскизы. (Рисунок12), (Рисунок13), |
ЗАДАНИЕ 2
Графопректор - чистая пленка -
создание коллективного эскиза маркером. Уч-ся поочередно рисуют фантазийные линии витража). |
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВИТРАЖЕЙ:
ВСЕ КОНТУРНЫЕ ЛИНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ
СОПРИКАСАТЬСЯ ДРУГ С
ДРУГОМ И С САМОЙ РАМОЙ, КАК БЫ ДРОБИТЬ РИС. НА
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПО
ОЧЕРТАНИЯМ ЧАСТИ - ЯЧЕЙКИ , В КОТОРЫХ ПОТОМ
ПОЯВЯТСЯ ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛА.
2
Примерный технологический алгоритм изготовления витража
ЗАДАНИЕ 3
Составить алгоритм с помощью карточек-операций. ( На магнитной доске карточки в разброс, уч-ся выбирают их и размещают в предполагаемом порядке). |
- Выполнить эскиз + цвет.
- Обезжирить поверхность стекла.
- Выполнить контурный рисунок.
- Поместить стекло в горизонт. положение , снизу подсветку.
- Подготовить состав для росписи.
- Роспись в различн. технике.
- Обвести контуры витража.
3
Составы для росписи
( см. плакат)
1. Художественные масляные краски в тюбиках + аптечный скипидар.
2. Желатиновые краски( желатин + анилиновые красители, желатин+ цветные чернила "Радуга", желатин+ акварельные краски).
Примечание: обезжирить стекло( протереть
слегка мелом, зубным порошком,затем обезжирить
крепким раствором питьевой соды).
Желатин(1 часть желат. + 3 части холод. воды,после
набухания нагревают,затем добавляют краситель)
III . Применение:
Изготовление витража геометрической формы.
Дифференцированная работа в группах в разной технике.
( эскизы и каркасы подготовлены заранее в натуральную величину в соответствии с размером стекла или оргстекла, приблизительно формат А3 )
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Эскиз ,бумажный каркас с вырезанными
ячейками, светофильтры, скотч.
(Рисунок14),
1.На обратной стороне каркаса приклей кусочки цветной пленки(см. эскиз). 2.Поверни работу и покрась перемычки черной краской.
3.Витраж готов.Прикрепи к стеклу. |
Эскиз,бумажный каркас с вырезанными
оконцами,палитра красок,поролончики,
кисти. 1. Обезжирить стекло. 2. Прикрепить к стеклу скотчем каркас. 3. Нанеси поролоном краски прозрачным слоем. 4. Осторожно сними каркас. 5. Нанеси черной краской четкий графический рисунок. 6. Дай краске просохнуть. |
Эскиз,малярная лента, палитра красок, поролончики,кисти. 1. Обезжирить стекло. 2. Подложить под стекло цвет. эскиз в натуральную величину 3. На стекле наклей по контуру ленту. 4. Нанеси поролоном краски. 5. Сними ленту. 6. Нанеси черной краской контуры. |
Правила гигиены и безопасности труда
1. Рабочую зону накрыть пленкой. Для защиты от загрязнений можно надеть фартук.
2 .Помещение проветривать.
3. На рабочем столе должен находиться спецлоток для мусора.
4. Палитру с краской, кисти, поролончики размещать справа от работающего.
5. Для сохранения чистоты цвета на стекле, желательно работать в перчатках для окраски волос.
6. Осторожно! Стекло! Края стекла обклеить скотчем или спецобработка .
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ, СТЕКЛОМ, КРАСКОЙ.
IV .Подведение итогов:
Готовые витражи вставить в спецраму и включить подсветку( эффект свечения).
Анализ практической деятельности.
Оценки( старшие в группах самостоятельно ставят оценки)
Учитель обобщает итоги. (Рисунок 15), (Рисунок 16),
IV . Домашнее задание:
Подготовка к конкурсу на лучший эскиз витража для школы (Рисунок17), (Рисунок 18).