Урок творчества "Витражные фантазии"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цели:

  • Дать понятие " витраж",обобщив знания учащихся, полученные на уроках МХК.
  • Ознакомить с технологическим процессом  создания витража в  современных  условиях быта.
  • Научить учащихся выполнять витраж в разной технике.
  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
  • Содействовать   эстетическому воспитанию.

Тип : комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический ).

КМО: эскизы, иллюстрации витражей средневековья, макет электрофицированный с  втражом, алгоритм работы, плакат  "Составы для росписи", основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.

Ход урока:

Оргмомент.

Сообщение цели...

Актуализация опорных знаний: Примерные выступления учащихся ( МХК)

1

Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса(арматура),а иногда скрепляются цементом.

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла

( Толковый словарь С.И.Ожегова)

2

На магнитной доске :

КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре. ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.
ИНТЕРЬЕР-внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство. ПОРТАЛ- вход в храм  с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.

( звучит музыка Баха - "Прелюдия" )

Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Романский стиль( XI- XIIв.в.) обозначающий "в манере римлян".Могущество католической Церкви. Суровая мощь.Монастырские ансамбли,в центре-храм. Огромная высота интерьеров. Единственную опору для перекрытия архитектура находит в стене. В украшении интерьера большое место принадлежит живописи-фрескам  и витражам. Пропорции фигур нарушаются , усиливается острота выразительности образов,им сообщается высокий,   эмоциональный накал.

Пророк.Витраж кафедрального собора в Аугсбурге Х IIв. Германия.

Готический стиль. Мощное движение архитектурных форм вверх. Внутреннее пространство храма несмотря на его огромные размеры становится единым( в глубину, далее ввысь, к сводам.

Большие ажурные окна с их цветными стеклами - витражами делают легкой ,иллюзорной и легкопроницаемой преграду между интерьером собора и внешним миром.

-Мощь иоткрытость пространства.
-Грандиозность и динамичность конструкции.
-Странный свет, льющийся через цветные стекла.

Все это сливается в единый художественный образ

Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.

а) Собор Парижской Богоматери   ( Нотр-Дам де Пари )

   Над главным порталом в глубокой арке располагается круглое окно-роза (ВИТРАЖ), заполняющий промежуток стены между двумя башнями (Рисунок4), (Рисунок5)

б) Королевская капелла Сент-Шапель в Париже.

   Она состоит из двух церквей, помещенных одна над другой. В верхней церкви стены практически отсутствуют, их заменяют высокие (15 м) покрытые витражи-окна, а своды опираются на тонкие простенки между ними. (Рисунок6), (Рисунок7),

Демонстрация макета (электрифицированного)

Готика. Витраж. Венчальный костюм.

(выполнила Туманова О. 8"1"    класс) (Рисунок8),

3

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания ( окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик.Витражи в России все больше входят в моду.Декоративные возможности витражного стекла огромны.Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.

Русскому витражу насчитывается не более ста лет.Это столетие приходится почти целиком на Х-IХвек, так как после Октябрьской революции производство витражей полностью прекратилось, в тот период цветное художественное стекло считалось ненужным предметом роскоши.Сейчас этот промысел успешно возродился во многих российских городах. (Рисунок9), (Рисунок10).

ЗАДАНИЕ 1

Перечислить варианты( в тетради) использования витражей в современном интерьере (кто больше, разнообразнее + фантазия  за 1 минуту . Победителю-поощрительныйбалл).

 Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения

II .Формирование новых знаний ,умений ,навыков :

1

Прежде всего необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Идеи (ткань, пластилиновый эскиз, лоскутная пластика, соломенная салфетка с орнаментом).Цветные эскизы ( выполнены учащимися на уроке ИЗО и размещены на планшете). Черно-белые эскизы. (Рисунок12), (Рисунок13),

   ЗАДАНИЕ 2

  Графопректор - чистая пленка - создание коллективного эскиза маркером.
Уч-ся поочередно рисуют фантазийные линии витража).

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВИТРАЖЕЙ:

ВСЕ КОНТУРНЫЕ ЛИНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОПРИКАСАТЬСЯ    ДРУГ   С 
ДРУГОМ И С САМОЙ РАМОЙ, КАК БЫ ДРОБИТЬ РИС. НА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПО
ОЧЕРТАНИЯМ ЧАСТИ - ЯЧЕЙКИ , В КОТОРЫХ ПОТОМ ПОЯВЯТСЯ ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛА.

2

Примерный технологический алгоритм изготовления витража

ЗАДАНИЕ 3

Составить алгоритм с помощью карточек-операций. ( На магнитной доске карточки в разброс,  уч-ся выбирают их и размещают в предполагаемом порядке).
  1. Выполнить эскиз + цвет.
  2. Обезжирить поверхность стекла.
  3. Выполнить контурный рисунок.
  4. Поместить стекло в горизонт. положение , снизу подсветку.
  5. Подготовить состав для росписи.
  6. Роспись в различн. технике.
  7. Обвести контуры витража.

3

Составы для росписи

( см. плакат)

1. Художественные масляные краски в тюбиках + аптечный скипидар.

2. Желатиновые краски( желатин + анилиновые красители, желатин+ цветные чернила "Радуга", желатин+ акварельные краски).

Примечание: обезжирить стекло( протереть слегка мелом, зубным порошком,затем обезжирить крепким раствором питьевой соды).
Желатин(1 часть желат. + 3 части холод. воды,после набухания нагревают,затем добавляют краситель)

III . Применение:

Изготовление витража геометрической формы.

Дифференцированная работа в группах в разной технике.

( эскизы и каркасы подготовлены заранее в натуральную величину в соответствии с размером стекла или оргстекла, приблизительно формат А3 )

1 группа 2 группа 3 группа
Эскиз ,бумажный каркас с вырезанными ячейками, светофильтры, скотч.    (Рисунок14),

1.На обратной стороне каркаса приклей кусочки цветной пленки(см. эскиз).

2.Поверни работу и покрась перемычки черной краской.

 

3.Витраж готов.Прикрепи к стеклу.

Эскиз,бумажный каркас с вырезанными оконцами,палитра красок,поролончики, кисти.

1. Обезжирить стекло.

2. Прикрепить к стеклу

скотчем каркас.

3. Нанеси поролоном краски прозрачным слоем.

4. Осторожно сними каркас.

5. Нанеси черной краской четкий графический рисунок.

6. Дай краске просохнуть.

Эскиз,малярная лента,

палитра красок,

поролончики,кисти.

1. Обезжирить стекло.

2. Подложить под стекло цвет. эскиз в натуральную величину

3. На стекле наклей по контуру ленту.

4. Нанеси поролоном краски.

5. Сними ленту.

6. Нанеси черной краской контуры.

Правила гигиены и безопасности труда

1. Рабочую зону накрыть пленкой. Для защиты от загрязнений можно надеть фартук.

2 .Помещение проветривать.

3. На рабочем столе должен находиться спецлоток для мусора.

4. Палитру с краской, кисти, поролончики размещать справа от работающего.

5. Для сохранения чистоты цвета на стекле, желательно работать в перчатках для окраски волос.

6. Осторожно! Стекло! Края стекла обклеить скотчем или спецобработка .

 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ, СТЕКЛОМ, КРАСКОЙ. 

IV .Подведение итогов:

Готовые витражи вставить в спецраму и включить подсветку( эффект свечения).

Анализ практической деятельности.

Оценки( старшие в группах самостоятельно ставят оценки)

Учитель обобщает итоги. (Рисунок 15), (Рисунок 16),

IV . Домашнее задание:

Подготовка к конкурсу на лучший эскиз витража для школы (Рисунок17), (Рисунок 18).