Презентация кабинета химии

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Учитель:

Ребята, сегодня вы пришли в один из самых удивительных кабинетов вашей школы - это кабинет химии. Конечно, вы уже знакомы с ним, т. к. некоторые ваши уроки проводятся именно в нём. Но мы сегодня хотели вам рассказать о том, как в нём вы будете знакомиться с удивительной, загадочной и так необходимой нам всем наукой – Химией. Здесь вы узнаете о том, что такое вещество, химические реакции, о том, какие процессы происходят в природе и в вашем организме. Научитесь решать задачи и проводить интересные опыты. Итак, расскажут вам об этом ученики 10-х классов.

1 ученик:

Она берёт начало из глубины веков. От мудрых, смелых, знающих алхимиков. Они пытались получить серебро и золото, Они мечтали прожить вечно и молодо. Алхимики дали химии основу и имя. И наука эта служит нам поныне. Они были творцами чудесной науки, Которая широко простирает руки. В жизни людей творит чудеса. В ней сила, разум, диво и краса. Повсюду, оглянись - везде вещества, Их изучить - задача твоя.

2 ученик:

Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе (выходит ученик в костюме первобытного человека; звучит музыка). Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадает в дерево и оно загорается. А я сейчас продемонстрирую опыт “Самовозгорания костра” (показывает опыт), (первобытный человек сначала вскрикивает, потом убегает, потом подходит и греет руки)

3 ученик:

Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились его разводить, готовить на нём пищу. А современный человек вообще не может представить свою жизнь без горящих веществ, которые позволяют ему приготовить еду, обогреть жилище, ездить на автомобиле, летать на самолётах и в космос, получать на заводах при помощи нагревания различные вещества (сплавы, лекарства, ткани, резину, моющие средства и т. д.) Человек научился управлять огнём.

(опыт “Несгораемый платок”)
(опыт “Горящая дорожка”)
(опыт “Звёздный дождь”)

4 ученик:

(входит под музыку в костюме Алхимика)

В средние века жили люди, которые много времени проводили в лабораториях, изучая различные вещества. Их называли алхимики. Алхимики потратили немало усилий, чтобы найти неизвестное вещество, которое они называли философский камень. Они считали, что это вещество поможет им из меди, ртути и др. металлов получить золото, конечно, все усилия были напрасны.

А мы вам сейчас покажем “Искусственное золото”, которое получили сами. (Алхимики демонстрируют опыт “Золотой дождь”)

5 ученик

Наука развивалась, учёные отбросили от слова “алхимия” приставку - ал; и получилось слово “химия”. Так и сейчас называется эта наука, которая изучает окружающие нас вещества, а так же их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория. Я сейчас продемонстрирую вам простейшие превращения веществ.

(опыты: Вода - малиновый сироп)

1 ст. - ф./ф. В большом стакане Н2О

2 cт. -Na2CO3

3 ст. — пустой

4 ст. - кислота

- В стакане обычная вода. Нальём её во все стаканы, кроме последнего. Перельём воду обратно в кувшин. Посмотрите, она превратилась в малиновый сироп!

- А теперь добавим туда воду из последнего стакана!

- Сироп опять превратился в воду. Конечно, это можно считать чудом, если не знать химию: в одном из стаканов содержался индикатор фенолфталеин, который всегда в щелочах (2 ст.) малиновый. А в 4 стакане находилась кислота, которая реагирует со щелочью и образуется вода.

6 ученик:

Запомните, ребята, в кабинете химии нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики этого не знали и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ по вкусу:

Кислоты - кислые;
Соли - соленые.

К сожалению, погибали ученые и во время открытий новых веществ, свойств которых они не знали. Так, открытие фтора связано с гибелью нескольких учёных, среди которых великий химик Гемфри Дэви, открывший хлор, натрий, калий. Фтор - ядовитый газ, в переводе его название означает “всеядный”.

7 ученик:

Сравнительно молодыми умерли Нобелевские лауреаты- супруги Мария Склодовская и Пьер Кюри, которые работали с радиоактивными элементами и не знали, что невидимка радиация медленно разрушат живые клетки. Они открыли два элемента: полоний и радий.

8 ученик:

Но открытие некоторых элементов было курьёзным. Его помогла сделать кошка. Она забежала в лабораторию и опрокинула кислоту на настой морских водорослей. Когда Бернар Куртуа (французский химик) забежал в комнату, она вся была заполнена фиолетовыми парами. Он назвал это вещество “Йод”. (С греческого фиолетовый)

(опыт “Возгонка йода”)

Вы привыкли, что раствор йода темно-коричневый. А сам йод – это вещество тёмно-серого цвета, которое при нагревании образует фиолетовые пары.

9 ученик:

Но одним из величайших открытий является открытие Периодического закона, на основе которого была составлена Периодическая система химических элементов. Автор её великий русский химик Д.И. Менделеев. Сегодня она основа всех химических знаний. А я вам сейчас прочитаю шуточный стих о системе:

Гляжу в таблицу, ряд, период и
Группы элементов в нём,
И днём и ночью цинк учёный
Всё ходит с кислотой кругом.
Пойдёт направо, рядом галлий, налево-
Медь пред ним стоит.
Там чудеса. Там кремний бродит, и
Углерод над ним сидит.

10 ученик:

Там на неведомых оксидах следы
Несбыточных вещей
И Менделеев над таблицей сидит,
Задумавшийся над ней.
И кислород там, мимоходом, пленяет
Углерод- царя,
А аммиак перед народом летает в небе,
Травит зря.
В темнице аргон уж тужит
А хмурый фтор здесь верно служит.
Там лантаноиды грядой идут- бредут
Сами собой.
Там цезий- царь над златом чахнет, там водород
И хлором пахнет.
И я там был, растворы пил,
И видел химиков ученых, и этот стих им подарил.

11 ученик: Конечно, ребята, вам уже известны многие вещества, а мы хотим ещё раз вам напомнить о них.

Кислород (стихотворение сочинила ученица нашей школы Горлова Маша)

Он живет в восьмой квартире,
Знает каждый про него, но никто его не видел,
И не трогал до сих пор.
Станет жидким, то таков,
Принести немало пользы
Будет он всегда готов
Твердый жидкий или газ
Не станет его, не будет нас!
Даже если ты в ракете
К Марсу держишь долгий путь,
Взять баллоны с кислородом,
Уж смотри – не позабудь!
Ведь знают все что
Всюду, где народ,
На земле и под землею
Нужен КИСЛОРОД!!

Водород:

“Аш” в формуле читайте
И хорошо запоминайте:
Я - в основании кислоте,
Я - во всей земной воде.
Я - легчайший, вот и я –
Водород - моё имя.

Азот:

В формуле читайте “эн”,
Латинскою я “нитроген”.
Мы азотом называем,
С воздухом его выдыхаем.
Я в животных и в растеньях,
А главное - содержусь я в генах!

Сера:

Из вулканов появляюсь
И в воде не растворяюсь.
В кислотном ряду
Командиром иду.
Очищаю нефть и масло,
Гербицид в полях прекрасный.
Кожу тела очищаю,
Даже в спичках я бываю.

Вода:

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана.
И всё это просто - вода.

11 ученик:

Я думаю, чтобы наша встреча надолго осталась в памяти, я кого-нибудь из вас сфотографирую.

(Опыт “Фотография”)

12 ученик:

Многие из нас любят сказки, детективы и фантастику. Сейчас вы уведете, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

(Опыт “Змей”)

13 ученик:

А я вам покажу опыт “Вулкан”. Вы знаете, какое это грандиозное зрелище - извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

(Опыт “Вулкан”)

14 ученик:

В конце нашей презентации мы разгадаем кроссворд. В нём зашифрована одна из ваших будущих тем уроков, её будете изучать в 9 классе.

(Кроссворд)

10 ученик:

Вот и заканчивается наша презентация. Надеюсь, в этом кабинете вы будете получать оценки 10,11, 12 баллов, хотя это очень сложно.

Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Вот уже совсем закончен
Интересный наш урок.
Дёрнув серу за косичку
Мимо магнии пробежал,
Йод из класса испарился
Вроде вовсе не бывал.

Заключительное слово учителя

Приложение (опыты)

1. Самовозгорание костра ( В фарфоровую чашку насыпать перманганат калия, смочить серной концентрированной кислотой. Сверху засыпать стружки. Кусочек ватки смочить спиртом и осторожно капнуть на стружки.
  2. Несгораемый платок ( Платок смочить водой, затем спиртом и поджечь)
  3. Горящая дорожка (На листе бумаги нарисовать рисунок раствором нитрата калия и лучинкой поджечь)
  4. Звездный дождь (На бумаге перемешать перманганат калия, угольный порошок и восстановленное железо – по три ложечки. Засыпать в металлическую чашку, закрепить в кольце штатива и нагреть
  5. Золотой дождь (Заранее приготовленные кристаллы иодида ртути (//))
  6. Превращение воды (Приготовление насыщенного раствора нитрата аммония в стакане, который помещен на деревянную влажную дощечку)
  7. Возгонка йода (Кристаллики йода поместить в колбу, нагреть)
  8. Фоторгафия (Фенолфталеином заранее нарисовать на листе бумаги рисунок, затем протереть его смоченной в растворе щелочи ватой )
  9. Змеи (Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставке 3 таблетки норсульфазола. Поджечь горючее )
  10. Вулкан (Бихромат аммония выложить горкой, в центр опустить горящую спичку)

Кроссворд

1. Химия

Наука, которая изучает превращение веществ. Вначале называлась алхимия.

2. Воздух

Смесь газов, одним из которых является кислород.

3. Вода

Наши лучшие друзья: солнце, воздух и ...

4. Атом

Молекулы строит как дом. А сам невелик он притом.

5. Горение