Задачи урока - раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.
Основные понятия: “ военный коммунизм”, гражданская война, новая экономическая политика, идея “НЭП всерьез и надолго, но не навсегда”.
Оборудование и оформление: плакат с фотографиями 20-х годов, плакаты “ Военный коммунизм” и “ НЭП”, раздаточный материал, тест.
План изучения темы.
1.Причины введения НЭПа.
2.Сущность НЭПа.
3.Отношение к НЭПу.
Ход урока.
1. Закончив изучать тему “ Гражданская война”, мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства – периода конец 1921-1927гг.- периода восстановления народного хозяйства после войны.
Этот урок является вводным в тему.
Задача урока - выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
Письмо
“Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина – высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.”
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.
В.И. Ленин: “… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.”
Исходя из этого на X съезде РКП(б ) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа – решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что “НЭП – всерьез и надолго, но не навсегда.”
2. Сущность НЭПа
Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?
Класс делится на группы и выполняет следующие задания:
внести изменения в “Военный коммунизм” с позиции
- группа – крестьян
- группа – рабочих
- группа – интеллигенции
- группа – коммунистов
- группа – предпринимателей.
На обсуждение 3 минуты.
После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений.
Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат “НЭП”, а ученики делают записи в тетрадь.
ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ
|
НЭП
|
Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился “всерьез и на долго, но не навсегда”. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.
Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.
ТЕСТ.
Определите, какие из перечисленных ниже черт характеризуют военный коммунизм, а какие – НЭП?
- Цель политики – удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
- Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
- Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
- Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
- Конфискация предприятий в пользу государства.
- Запрещение торговли.
Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.
3. Отношение к НЭПу.
Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.
“Дорогой друг!
Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: “Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.” Все будет хорошо!
Твой друг Н.”
Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.
Перед учениками ставится проблемный вопрос: “Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?”
Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: “Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.”
Время на обсуждение 3-5минут и на выступление 2 минуты.
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:
Рабочие: | Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья. |
Крестьяне: | Недовольны ограничениями в развитии хозяйства. |
Интеллигенция: | Недостаток политической свободы. |
Коммунисты: | НЭП – капитуляция, предательство идеалов Октября. |
Городские и сельские предприниматели: | Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий. |
Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась “всерьез и надолго, но не навсегда”
На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.
Выставляются и комментируются оценки за урок. Дается домашнее задание.