ЗАДАЧИ:
- Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:
– по кроне дерева;
– по мху и лишайнику;
– по муравейнику;
– по годовым кольцам;
– по Полярной звезде;
– с помощью Солнца.
В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки.
Продолжать знакомить детей со звёздным небом.
Сформировать представление о Земле как о большом магните.
Закрепить правила поведения в лесу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Занятия: “Магнитные свойства предметов” – с элементами экспериментирования; “Магнит и его свойства” – с элементами экспериментирования.
- Совместная деятельность: беседа “Как не заблудиться в лесу”, на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.
- Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.
- Работа с родителями: можно
предложить родителям:
– записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке,
– совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света,
– во время прогулок определить стороны света различными способами,
– изготовить игры с магнитами,
– можно пригласить родителей на обобщающее занятие.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- “книга сказок”;
- волшебный клубочек;
- плоскостное изображение солнца;
- глобус;
- модель компаса; компасы (по числу детей или на каждый стол);
- магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей);
- на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи;
- костюмы лешего и звёздочки;
- бумага для рисования, карандаши, мелки;
- для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами
ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети:
- деревья /4–5 человек/;
- Леший;
- звёздочка;
- Солнце.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: – Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои?
Дети листают книгу, но там только чистые страницы.
Воспитатель: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь.
На последней странице дети вместе с воспитателем находят текст:
С нами стряслась беда.
Спешите на помощь сюда.
Волшебный компас у нас исчез,
В страхе живёт весь сказочный лес.
Гуси-лебеди вместо юга на север летят
И не знают, как им вернуться назад.
Перепутались сказки,
Без компаса их не спасти.
Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!
Воспитатель: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Давайте попробуем им помочь. Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес. Не боитесь заблудиться?
Дети (предполагаемый ответ): – Нет, не боимся.
Воспитатель: – Хорошо! Мы отправляемся в дорогу и поможем найти… А кто помнит, что пропало у сказочных героев?
Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас.
Воспитатель: – А для чего нужен компас?
Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.
Воспитатель: – Правильно, но нам надо торопиться, чтобы в сказке беды не случилось. Возьмём с собой волшебный клубочек и в путь. Чтобы попасть в сказочную страну, надо крепко закрыть глаза, три раза хлопнуть в ладоши и произнести волшебные слова:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка с начала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал,
От неё не задремал.
Дети открывают глаза и видят деревья, перед ними на пеньке сидит печальный Леший. Воспитатель и дети здороваются с ним.
Воспитатель: – Скажи, пожалуйста, куда мы попали и кто ты такой?
Леший: – Вы стоите на опушке сказочного леса, а я – Леший. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти.
Воспитатель: – Мы с ребятами о вашем горе узнали и на помощь поспешили. Пойдём с нами волшебный компас искать.
Леший: – Пойдём, может быть, и я вам в сказочной стране пригожусь.
Дети пытаются пройти между деревьями (деревья могут быть из фанеры, картона, но можно роль деревьев дать детям, используя при этом минимум атрибутов, например веточки), а те не расступаются, не пускают их в сказочный лес.
Леший: – Вы стоите на опушке хоть и сказочного, но ЛЕСА. Чтобы туда попасть, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Нельзя:
- громко разговаривать, кричать;
- включать музыку;
- разорять гнёзда;
- ломать ветки, сбивать грибы;
- рвать цветы и т.д.
Деревья расступаются, звучит музыка леса.
Воспитатель: – А теперь попросим волшебный клубочек нам помочь:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Клубочек катится на полянку, где растут два дерева.
Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света?
Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий.
Леший: – Вот здорово! Теперь компас найден и в сказках всё пойдёт по старому.
Воспитатель: – Не торопись. Этот компас не всегда тебе поможет.
Леший: – А это ещё почему? Кто мне может объяснить?
Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух.
Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами.
Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать?
Появляется девочка-звёздочка: “Я могу вам помочь. Если вы станцуете со мной танец звёзд, то пронесётся ветер и прогонит тучи”.
Дети повторяют движения танца за звёздочкой. Пока они танцуют, тучи пропадают.
Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе?
Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы.
Воспитатель: – А как вы это определили?
Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу.
Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно определить направление сторон света, но как это сделать?
Дети (предполагаемый ответ): – Полярная звезда всегда показывает направление на Север.
Леший: – Вот здорово! Теперь, даже ночью можно будет найти дорогу.
Воспитатель: – Звёзды на небе становятся не такими ярким, значит близок рассвет, а клубочек зовёт нас дальше... Мне кажется, что мы попали в гости к ещё одной звезде, самой близкой к нам, самой родной. Догадались, что это за звезда?
Дети (предполагаемый ответ): – Эта звезда называется Солнце.
Воспитатель: – Правильно. Посмотрите, солнышко только просыпается, протирает глазки, расправляет свои лучики (ребёнок с солнышком в руках медленно поднимается). Но мы отвлеклись. Нам надо найти компас. Как Солнышко может помочь определить направление сторон света?
Дети (предполагаемый ответ): – Утром Солнце встаёт на Востоке, а вечером заходит за горизонт на Западе.
Леший: – Вот теперь я знаю столько, что никогда не заблужусь. Я и всех сказочных лесных жителей научу определять стороны света.
Воспитатель: – Мы рады, что помогли, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад и тебя приглашаем. Мы научимся делать компас сами, чтобы ты и все сказочные герои не зависели от капризов погоды и экологии. Попросим клубочек нас проводить:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Проводи нас обратно в детский сад.
Воспитатель: – Рассаживайтесь за столы. Чтобы самим сделать компас, давайте вспомним, как действует компас настоящий.
Используя глобус с выделенными полюсами и модель компаса, воспитатель напоминает детям, как действует настоящий компас: “Земля – большой магнит, а в компасе тоже есть магнит. Только он маленький, лёгкий – в виде тонкой стрелочки, которая может свободно вращаться. К Северному полюсу Земли притянется южный полюс магнитной стрелки и наоборот. Теперь стрелочка будет показывать направление Север – Юг”.
Воспитатель: – У нас нет магнитной стрелочки, но её может заменить кусочек обычной скрепки. Но скрепка не магнит. Кто подскажет, как можно превратить её в магнит?
Дети (предполагаемый ответ): – Если скрепка полежит на магните, то тоже намагнитится.
Воспитатель: – А чтобы она могла свободно поворачиваться, мы используем блюдца с водой и кусочек плотной бумаги. Бумагу, как кораблик пустим в воду, а сверху аккуратно опустим стрелочку – скрепочку.
(Дети выполняют опыт одновременно с воспитателем.)
Посмотрите, как повернулась ваша стрелочка? Сравните ваши результаты. А теперь сравните результаты с показаниями настоящего компаса. Они совпадают?
Дети (предполагаемый ответ): – Да, показания компаса совпадают с направлением намагниченной стрелочки самодельного компаса.
Воспитатель: – Вот мы и познакомились ещё с одним способом определения сторон света. Давайте проверим, запомнил ли Леший всё, о чём мы сегодня говорили.
Леший пытается вспомнить, путается, дети помогают ему.
Воспитатель: – Давайте нарисуем для лешего и его друзей все способы определения сторон света, которые мы знаем, а потом отправим рисунки в сказочный лес.
Леший: – Мы будем очень ждать ваши рисунки. Они помогут многим сказочным героям вернуться в свои сказки. А мне тоже пора возвращаться. Не забывайте о нас, почаще навещайте, читайте волшебные сказки.
Дети садятся зарисовывать способы определения сторон света (если дети устали, можно предложить им выполнить это задание дома, вместе с родителями; таким образом, родители тоже привлекаются к совместной работе, в ходе которой рождаются интересные идеи, игры, пособия и т.д.), после чего переходят к самостоятельной исследовательской и игровой деятельности: на столах приготовлены магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитом (в том числе и самодельные, выполненные детьми с помощью родителей).