Цели урока:
- расширить представление учащихся о банках;
- рассмотреть функции, выполняемые банками;
- развивать способность учащихся логически мыслить;
- схематизировать изученный материал.
Ход урока
Орг. момент
(Учащиеся разделены на группы по четыре человека.)
Сообщение темы и цели урока
(3 минуты)
Перед тем как начать изучение новой темы, я хочу вам загадать загадку:
Место, где одалживают зонтик в ясную погоду, а просят вернуть его, когда начинается дождь?
(Банк)
Тема сегодняшнего урока “Банки и их функции”
В результате изучения сегодняшнего материала вы должны усвоить следующие понятия (на доске):
БАНК
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
ВЛАДЕЛЕЦ СБЕРЕЖЕНИЙ
КРЕДИТЫ
ДЕПОЗИТЫ
МАРЖА
Перед тем как продолжить работу ответьте на вопрос:
Что вы знаете о банках?
(Ответы учащихся.)
Изучение нового материала
Лекция (10 минут)
Сейчас я вам прочитаю лекцию. В лекции я раскрою основные понятия урока. Когда я закончу, вы попробуете дать определение понятию банк.
Банки – это весьма древнее экономическое явление.
Первыми банкирами в истории стали ювелиры. Им приходилось всегда хранить у себя некоторый запас золота или драгоценностей, поэтому у них были надежные сейфы и замки. Этим стали пользоваться и другие люди, они просили ювелиров взять на хранение свои сокровища на какое-то время и платили за это небольшую сумму денег.
В конце концов, некоторые ювелиры поняли, что клиенты забирают свои вклады довольно редко и поэтому большую часть золота можно отдавать взаймы под процент.
Так появились первые банкиры. А банки стали посредниками между предпринимателями и владельцами сбережений.
Основной принцип банковского дела остается неизменным и в наши дни: хранить деньги вкладчиков и отдавать основную часть взаймы другим людям или фирмам.
Но сегодня, вкладывая деньги в банк, мы не только платим за их хранение, как это было в прошлом, но и получаем плату от банка.
Со временем банки развивались, расширяли ассортимент своих услуг.
В настоящее время круг банковских услуг очень разнообразен. Но практически все их можно отнести к одной из трех банковских функций.
1. Сбор сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность – депозитная функция.
2. Предоставление сбережений гражданам и фирмам во временное платное пользование на условиях: срочности, возвратности, платности, гарантии – кредитная функция.
3. Третья функция – создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.
Банки осуществляют данные функции, но на какие же средства существуют сами банки?
Оказывается, банковская прибыль называется – маржа.
Маржа образуется за счет разницы между процентом кредита и депозита.
Например, если банк выдает кредит под 22%, а депозит под 18%, тогда маржа составит 4%.
Вы прослушали информацию, так какое же определение можно дать банку?
(Учащиеся сами пытаются сформулировать определение.)
Банк – это финансовый посредник, осуществляющий функции: кредитную, депозитную, а также функцию создания новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.
Закрепление материала.
Самостоятельная работа.
(10 минут)
Сейчас вы закрепляете материал, работаете с учебником, раскрываете понятия.
(Используется материал, в котором отражена тема “Банки и их функции” Пример: [1].)
Составление схемы.
(10 минут)
Взгляните на доску, сегодня вы узнали содержание этих понятий, теперь группой вам нужно эти понятия связать схематично, затем выбрать выступающего и представить свою схему.
Объяснение схемы.
(5 минут)
Схема получится, возможно, следующая:
(Выступление учащихся.)
Итог урока
(2 минуты)
В начале урока, вы рассказали мне, что знаете о банках.
Что же нового сегодня вы узнали о банках?
Литература
И.В. Липсиц “Экономика”. Учебник для 10–11 классов образовательных учреждений, издательство ВИТА-пресс Москва 2003, стр. 115–118.