Самостоятельная работа учащихся на уроке физики

Разделы: Физика


ТЕМА: Виды теплопередач.

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Оборудование: наглядный материал: костер с угольками, поленья, таблицы, картинки-ответы.

Демонстрационный материал: на демонстрационном столе находятся уравновешенные весы, на каждом столе полоска белой бумаги, латунный цилиндр, свеча, картонная коробочка с водой.

Раздаточный материал: факелы с цифрами-оценками, контрольный лист.

Форма проведения: встреча у костра.

Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре класса имитация костра, по классу развешены картинки-ответы, на доске таблицы, на протяжении всего урока звучит музыка (чтобы создать атмосферу посиделок у костра).

Ход урока:

I. Вводная часть. Приветствие.

– Давайте зажжем сегодня костер знаний, а будет ли гореть он в течение всего урока, зависит от вас и от ваших знаний. А о чем мы сегодня будем говорить возле костра, давайте решать вместе.

Задаются вопросы (учитель заранее подготовил на них ответы (ключевые слова) и по ходу опроса они вывешиваются на доску).

  1. Для того чтобы зажечь костер, нам необходимы спички. А почему спичка зажигается? (Работа).
  2. Все вы хотя бы раз сидели у костра, и что вы ощущали? (Тепло)
  3. А каким образом передается тепло от костра? (Излучение).
  4. А почему дым от костра поднимается вверх? (Конвекция)
  5. Почему серые дрова горят хуже? (Теплопроводность меньше)

– На доске появились ключевые слова темы нашего разговора. Давайте сформулируем её.

Ребята предлагают темы урока, в результате совместной работы появляется тема – “Виды теплопередачи”.

  • Перед вами контрольный лист. Запишите свою фамилию, имя. Внимательно рассмотрите таблицу №1. Именно в неё, вы будете вносить результаты вашей работы на каждом этапе.(прил.№1)

II. Основная часть урока.

Iэтап.

Наш костер еле тлеет, в него необходимо подбросить первое полено.

– Обратите внимание, перед вами весы, которые уравновешены. Подумайте, как вывести эти весы из равновесия, не прикасаясь к ним. (ребята предлагают разные варианты).

– Проверим ваши предположения. Проводится экспериментальное подтверждение выдвинутых идей.

– Как вы думаете, почему нарушилось равновесие весов?

– Из всех ответов наиболее верными были у следующих учащихся... Вы можете поставить “+” в таблицу №1 за первый этап работы.

  • Первое полено для поддержания костра у нас есть. (Полено кладется в костер).

IIэтап.

– Продолжим разговор у костра. Перед вами таблица№2 , в которой должны быть 4 портрета физической величины это: название, обозначение, единица измерения, физический смысл. 2 портрета заполнены, восполните недостающие. (На работу отводится 5 минут)

– Обменяйтесь таблицами и сравните результаты с правильными в таблице на доске (открывается таблица с правильными ответами), оцените работу своего товарища. Если работа безошибочная – оценка "5", одна ошибка – "4", две и более – "3".

– Верните друг другу листы, и каждый поднимите факел, соответствующий вашей оценке.

Я вижу, что еще одно полено можно положить в костер.

III этап.

– Мы с вами уже немало времени находимся у костра. Давайте посмотрим вокруг. Вы видите картинки-ответы, развешенные по классу и вопросы на доске. Соотнесите картинки-ответы и вопросы друг с другом (прил. №2).

Соотношение найдено.

– Кто отвечал на вопросы и выходил к доске, поставьте “+” за третий этап работы в таблице №1.

В костер кладется еще одно полено.

VI этап.

– Пришло время поэкспериментировать. У вас на столе находится: полоска бумаги латунный цилиндр, свеча.

Схема эксперимента: догадайся – проведи - сделай вывод - запиши. Детьми самостоятельно проводится эксперимент. (3 – 4 минуты).

– А теперь обсудим получившийся результат. Оцените себя, результаты внесите в табл.№1 этап №4).

– Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке?

Схема эксперимента: предположи - запиши – проделай – оцени. Детьми самостоятельно проводится эксперимент, полученные результаты заносятся в табл.№1 этап №4.

– Мы с вами много поработали. Костер горит. Вспомните строчки из песен, стихотворений, загадки, поговорки, в которых бы присутствовали слова: костер, искорка, тепло, светло, гореть, огонь – все, что касается тепловых явлений,(учащиеся вспоминают строчки из песен, загадки, а если возникают затруднения, учитель предлагает им свои загадки).

Загадки:

  1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).
  2. Видно нет у ней ума ест она себя сама (свеча).
  3. Я вода да по воде же им плаваю (лед).

III. Подведение итогов, рефлексия.

  • Молодцы очень хорошо! Наш разговор подходит к завершению. Скажите, какие виды теплопередачи и способы изменения внутренней энергии встретились вам сегодня?
  • Поведите итоги вашей работы на протяжение всего урока и покажите с помощью факела, как вы себя оценили.
  • Прекрасно, вы хорошо поработали! Но я хотела бы вас спросить – какое задание для вас было самым легким? Самым трудным? Самым интересным?

– По старой доброй традиции, когда костер догорает, каждый берет уголек на память. Мне бы хотелось что бы о нашей встречи у вас остались приятные впечатления и уголек с нашего костра (каждый ученик берет уголек).

-Спасибо за урок!

Приложение № 1

Фамилия Имя__________________________________________

Таблица №1

 

I этап опыт

II этап таблица №2

III этап картинки-ответы

IV этап эксперимент

итог

II этап

 

Таблица №2

Два портрета заполненны, восполните недостоющее

t 0

величина, характеризующая тепловое состояние тел

Дж

часть внутренней энергии, переданной от данного тела к другому при теплообмене

внутренняя энергия

энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело

С

величина, показывающая, какое колличество теплоты необходимо для нагревания 1кг. вещества на 10 С

А

величина, равная произведению силы и пройденного пути

 

IV этап

1 эксперимент

2 эксперимент

Полоска бумаги, латунный цилиндр и свеча. схема эксперимента догадайся-проведи-сделай вывод-запиши Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? схема эксперимента предположи-запиши-проделай-оцени

 

Приложение №2.

На доске весит таблица с вопросами, а по классу развешены картинки-ответы. Учитель задает вопрос, учащиеся ищут картинку-ответ, и помещают в таблицу на доске.

Вопросы

Картинки-ответы

1.Какая ложка Al или Ag нагреется на большее количество градусов, если им сообщить одинаковое количество теплоты? Два стакана: в одном алюминиевая в другом серебряная ложка.
2.В каком чайнике, темном или светлом, вода остынет быстрее? Два чайника: один светлый другой темный.
3.Какой из стаканов с большей вероятностью при наливании в него кипятка останется цел? Один стакан с ложкой, другой без ложки.
4.В какой кастрюле находящаяся в ней жидкость остынет быстрее(лед снизу, лед сверху)? Две кастрюли: у одной лед снизу, у другой сверху.
5.Какой кирпич, обычный или пористый, обеспечивает теплоизоляцию дома? Один кирпич пористый, другой обыкновенный.
6.В каком случае внутренняя энергия молота увеличилась за счет теплообмена? Молот и наковальня: на одном рисунке молот лежит на наковальне и светит солнце, на другом – молотом ударяют о наковальню.
7.Какой рисунок одновременно отражает конвекцию и излучение? На спиртовке нагревается вода в пробирке. На другом дым от костра.
8.Внутренняя энергия тел увеличивается за счет совершения работы. Найдите рисунки отражающие это. На одном движение конька по льду. На втором заточка ножа.