ТЕМА: Виды теплопередач.
Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.
Оборудование: наглядный материал: костер с угольками, поленья, таблицы, картинки-ответы.
Демонстрационный материал: на демонстрационном столе находятся уравновешенные весы, на каждом столе полоска белой бумаги, латунный цилиндр, свеча, картонная коробочка с водой.
Раздаточный материал: факелы с цифрами-оценками, контрольный лист.
Форма проведения: встреча у костра.
Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре класса имитация костра, по классу развешены картинки-ответы, на доске таблицы, на протяжении всего урока звучит музыка (чтобы создать атмосферу посиделок у костра).
Ход урока:
I. Вводная часть. Приветствие.
– Давайте зажжем сегодня костер знаний, а будет ли гореть он в течение всего урока, зависит от вас и от ваших знаний. А о чем мы сегодня будем говорить возле костра, давайте решать вместе.
Задаются вопросы (учитель заранее подготовил на них ответы (ключевые слова) и по ходу опроса они вывешиваются на доску).
- Для того чтобы зажечь костер, нам необходимы спички. А почему спичка зажигается? (Работа).
- Все вы хотя бы раз сидели у костра, и что вы ощущали? (Тепло)
- А каким образом передается тепло от костра? (Излучение).
- А почему дым от костра поднимается вверх? (Конвекция)
- Почему серые дрова горят хуже? (Теплопроводность меньше)
– На доске появились ключевые слова темы нашего разговора. Давайте сформулируем её.
Ребята предлагают темы урока, в результате совместной работы появляется тема – “Виды теплопередачи”.
- Перед вами контрольный лист. Запишите свою фамилию, имя. Внимательно рассмотрите таблицу №1. Именно в неё, вы будете вносить результаты вашей работы на каждом этапе.(прил.№1)
II. Основная часть урока.
Iэтап.
Наш костер еле тлеет, в него необходимо подбросить первое полено.
– Обратите внимание, перед вами весы, которые уравновешены. Подумайте, как вывести эти весы из равновесия, не прикасаясь к ним. (ребята предлагают разные варианты).
– Проверим ваши предположения. Проводится экспериментальное подтверждение выдвинутых идей.
– Как вы думаете, почему нарушилось равновесие весов?
– Из всех ответов наиболее верными были у следующих учащихся... Вы можете поставить “+” в таблицу №1 за первый этап работы.
- Первое полено для поддержания костра у нас есть. (Полено кладется в костер).
IIэтап.
– Продолжим разговор у костра. Перед вами таблица№2 , в которой должны быть 4 портрета физической величины это: название, обозначение, единица измерения, физический смысл. 2 портрета заполнены, восполните недостающие. (На работу отводится 5 минут)
– Обменяйтесь таблицами и сравните результаты с правильными в таблице на доске (открывается таблица с правильными ответами), оцените работу своего товарища. Если работа безошибочная – оценка "5", одна ошибка – "4", две и более – "3".
– Верните друг другу листы, и каждый поднимите факел, соответствующий вашей оценке.
Я вижу, что еще одно полено можно положить в костер.
III этап.
– Мы с вами уже немало времени находимся у костра. Давайте посмотрим вокруг. Вы видите картинки-ответы, развешенные по классу и вопросы на доске. Соотнесите картинки-ответы и вопросы друг с другом (прил. №2).
Соотношение найдено.
– Кто отвечал на вопросы и выходил к доске, поставьте “+” за третий этап работы в таблице №1.
В костер кладется еще одно полено.
VI этап.
– Пришло время поэкспериментировать. У вас на столе находится: полоска бумаги латунный цилиндр, свеча.
Схема эксперимента: догадайся – проведи - сделай вывод - запиши. Детьми самостоятельно проводится эксперимент. (3 – 4 минуты).
– А теперь обсудим получившийся результат. Оцените себя, результаты внесите в табл.№1 этап №4).
– Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке?
Схема эксперимента: предположи - запиши – проделай – оцени. Детьми самостоятельно проводится эксперимент, полученные результаты заносятся в табл.№1 этап №4.
– Мы с вами много поработали. Костер горит. Вспомните строчки из песен, стихотворений, загадки, поговорки, в которых бы присутствовали слова: костер, искорка, тепло, светло, гореть, огонь – все, что касается тепловых явлений,(учащиеся вспоминают строчки из песен, загадки, а если возникают затруднения, учитель предлагает им свои загадки).
Загадки:
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).
- Видно нет у ней ума ест она себя сама (свеча).
- Я вода да по воде же им плаваю (лед).
III. Подведение итогов, рефлексия.
- Молодцы очень хорошо! Наш разговор подходит к завершению. Скажите, какие виды теплопередачи и способы изменения внутренней энергии встретились вам сегодня?
- Поведите итоги вашей работы на протяжение всего урока и покажите с помощью факела, как вы себя оценили.
- Прекрасно, вы хорошо поработали! Но я хотела бы вас спросить – какое задание для вас было самым легким? Самым трудным? Самым интересным?
– По старой доброй традиции, когда костер догорает, каждый берет уголек на память. Мне бы хотелось что бы о нашей встречи у вас остались приятные впечатления и уголек с нашего костра (каждый ученик берет уголек).
-Спасибо за урок!
Приложение № 1
Фамилия Имя__________________________________________
Таблица №1
I этап опыт |
II этап таблица №2 |
III этап картинки-ответы |
IV этап эксперимент |
итог |
II этап
Таблица №2
Два портрета заполненны, восполните недостоющее
t 0 |
величина, характеризующая тепловое состояние тел |
||
Дж |
часть внутренней энергии, переданной от данного тела к другому при теплообмене |
||
внутренняя энергия |
энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело |
||
С |
величина, показывающая, какое колличество теплоты необходимо для нагревания 1кг. вещества на 10 С |
||
А |
величина, равная произведению силы и пройденного пути |
IV этап
1 эксперимент |
2 эксперимент |
|||
Полоска бумаги, латунный цилиндр и свеча. схема эксперимента догадайся-проведи-сделай вывод-запиши | Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? схема эксперимента предположи-запиши-проделай-оцени | |||
Приложение №2.
На доске весит таблица с вопросами, а по классу развешены картинки-ответы. Учитель задает вопрос, учащиеся ищут картинку-ответ, и помещают в таблицу на доске.
Вопросы |
Картинки-ответы |
1.Какая ложка Al или Ag нагреется на большее количество градусов, если им сообщить одинаковое количество теплоты? | Два стакана: в одном алюминиевая в другом серебряная ложка. |
2.В каком чайнике, темном или светлом, вода остынет быстрее? | Два чайника: один светлый другой темный. |
3.Какой из стаканов с большей вероятностью при наливании в него кипятка останется цел? | Один стакан с ложкой, другой без ложки. |
4.В какой кастрюле находящаяся в ней жидкость остынет быстрее(лед снизу, лед сверху)? | Две кастрюли: у одной лед снизу, у другой сверху. |
5.Какой кирпич, обычный или пористый, обеспечивает теплоизоляцию дома? | Один кирпич пористый, другой обыкновенный. |
6.В каком случае внутренняя энергия молота увеличилась за счет теплообмена? | Молот и наковальня: на одном рисунке молот лежит на наковальне и светит солнце, на другом – молотом ударяют о наковальню. |
7.Какой рисунок одновременно отражает конвекцию и излучение? | На спиртовке нагревается вода в пробирке. На другом дым от костра. |
8.Внутренняя энергия тел увеличивается за счет совершения работы. Найдите рисунки отражающие это. | На одном движение конька по льду. На втором заточка ножа. |