Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование.
Форма проведения: коллективная игра.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.
Цели урока: познакомить ребят с порядком букв в алфавите, с историей их возникновения, с историческими изменениями в составе алфавита; научить правильно произносить согласные буквы; развивать логическое мышление; вызвать интерес к изучаемой теме и предмету в целом.
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы открываем собственное детективное агентство…
(один из учеников приносит записку; предложение , которое в ней содержится, записывается на доске и выполняется его синтаксический разбор.)
Мы отправляемся путешествовать, сестренки нас подменят.
2. УЧИТЕЛЬ: Вот и первое наше дело: необходимо найти беглянок из типографии и вернуть. Важность порученного нам дела, думаю, ясна всем, но прежде, чем вы начнете поиск исчезнувших букв, проведем спец. инструктаж. Мы должны знать, с чем имеем дело:
А) работа с учебником .
Б) секретная информация:
Буквы появились очень давно. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши самые обыкновенные русские буквы – это тоже картинки, вернее, несколько видоизмененные рисунки разных предметов. Кто поверит, что буква А - это претерпевший много изменений рисунок головы быка, Г- угол, Е - вскинувший вверх обе руки человек, М - морская волна, О - человеческий глаз, Р- голова лошади, Т- крестик и т. д. Древние финикийцы изобрели алфавит, первая буква в этом алфавите “алеф”, что значит “бык”, и изображение ее напоминало голову быка.
Вторая буква их алфавита называлась “бет” - “дом”. Теперь нетрудно догадаться, почему стройный порядок букв называется “алфавитом”, но попало это слово к нам не из первых рук, и даже не из третьих. Появилось у нас и свое слово “азбука”. Посмотрите , как выглядели буквы нашего алфавита первоначально ( фото 1 вешаем на доску – древнерусский алфавит. Читаем названия букв.) Тот алфавит, что напечатан у вас в учебниках, современен, но есть и более оригинальный (фото 2 – алфавит будущего.
цифры | цвет | буквы | ноты |
1, 8 | красный | А И Ы Ь П Ф | до |
2, 9 | оранжевый | Б Ж К Л Р Ш Я Щ | ре |
3 | желтый | Г С Ц | ми |
4 | зеленый | Д М Т | фа |
5 | голубой | Е Н Х Е | соль |
6 | синий | В У Э | ля |
7 | фиолетовый | З О Ч Ю | си |
Й Ъ - ? -не установлено.
Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.
А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.)
3. УЧИТЕЛЬ: Инструктаж завершен, есть ли версии? Нет. Что делают сыщики в таких ситуациях? … Верно, отправляются на место происшествия.
СЦЕНКА:
На лавочке сидит буква Ф и напевает песенку:
Всем известно без подсказки:
Буква "Ф" – как ключ от сказки.
Никогда его у вас
Не отнимет Карабас…
Рядом находится дверь в типографию. Буквы вбегают и выбегают, входят и не спеша выходят… Подбежала буква Я, присела на скамеечку, полюбовалась в зеркальце, кокетливо подмигнула соседу и пошла в типографию. Выходит менеджер, садится рядом. (Словарная работа: выясняется значение слова “менеджер”)
Менеджер: Почему вы не на работе? Все буквы трудятся, а вы тут уже полдня сидите.
Ф: Видите ли, работы у меня совсем немного, хорошо еще иностранные слова есть, а то бы давно сократили, наверное.
Менеджер: Это еще какие слова?
Ф: Фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь и др.
Менеджер: Стой, а говоришь, работы мало…
Ф: Конечно мало, я тут подсчитал, что на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б-14, В-38, Г-13, Д-25, Е-72, Ж-17, З-16, И-62, Й-10, К-28, Л-35, М-26, Н-53, О-90, П-23, Р-40, С-45, Т-53, У-21, Х-9, Ц-4, Ч-12, Ш-6, Щ-3, ЬЪ-14, Ы-20, Э-3, Я-18, а Ф-2!
Менеджер: Ну, что ж , отдыхай. (Уходит)
Я (вернувшись): Все! Свободна. Пошли, приятель, попьем кофейку?
Ф: Пошли, слово это я люблю. (Уходят)
УЧИТЕЛЬ: Что ж , господа-следователи, буквы вы видели. Какую допрашивать будем? (Конечно, Ф)
Ф: У нас многие буквы отлучаются с работы. Сами слышали, не у всех работы много, а вот глупость такую могли совершить только молодые. Нашей молодежи, как и вашей, иногда ответственности не хватает. Вы сравните наши фото: нынешний и прежний алфавиты. Они у вас, я вижу, есть.
СРАВНЕНИЕ АЛФАВИТОВ.
Выясняется, что в современном русском алфавите 3 “новые” буквы: э, й, ё.
УЧИТЕЛЬ: Кажется, нашли, осталось задержать и вернуть. Но на станцию в городе Алфавите не просто попасть. Нам предложили выполнить следующее задание: напишите буквы в словах в алфавитном порядке. Например: хоулп – лопух.
Ясьчу, шуть, осавь, ытон, кежи, шер, отен, тосмы, сон, нибыт.
4. УЧИТЕЛЬ: Вот мы и на станции. Вагоны заняты артистами цирка. Среди них и нужно отыскать наших “путешественников”. Списки пассажиров у вас на столах. Смотрите внимательно, до отправления поезда остается несколько минут.
СПИСОК: жонгёры, собачка, клоун, наездник, эквилибристы, дрессировщики, медведи, фокусник, змея, попугай, голуби.
5. УЧИТЕЛЬ: Итак, нарушители порядка найдены. Дело можно считать закрытым. Объявляю благодарность всем служащим агентства.
Домашнее задание: Нарисуйте свой портрет цветными буквами своего имени.
6. Выставление оценок.