Серия интегрированных уроков: «Возрастная анатомия и физиология + психология по разделу "Мозг и психика"»

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Урок 1.

Тема: Строение и функции центральной нервной системы – 2 часа.

Цели: Познакомить студентов со строением и функциями центральной нервной системы, учить определять основные отделы головного мозга и их функциональную организацию как материальную основу психической деятельности, повышать уровень усвоения знаний студентов об историческом возникновении психики как особой формы отражения.

Оборудование: таблицы “Головной мозг”, “Нервная система”, “Строение нейрона”, муляжи головного мозга, индивидуальные дидактические карточки, учебники “Возрастная анатомия, физиология”. Санин М.Р., Сивоглазов В.М., “Психология” под ред. Дубровиной И.В.

Словарь урока: синапс, раздражимость, возбудимость, медиатор.

План урока.

I. Организационный момент.

Преподаватели объясняют студентам целесообразность проведения интегрированного урока по психологии и возрастной анатомии и физиологии, опираясь на программу по данным дисциплинам и календарно-тематический план, на единство задач и целей изучения данного раздела в курсе дисциплин.

П. Повторение ранее изученного материала (фронтальная беседа).

1. Из каких отделов состоит нервная система человека?
2. В чем заключается роль вегетативной нервной системы?
3. Дать определение следующим терминам: белое вещество, серое вещество, нервный узел, нервный центр.
4. В чем заключается важность нервной системы для человека?
5. Что такое психическая деятельность?
6. Назовите основные психические явления.
7. Что является материальной основой психической деятельности?
8. Что является высшим уровнем развития психики?
9. Что относится к высшей материи?

III. Изучение нового материала.

План.

1. Строение и функционирование нервной системы.
2. Строение и функционирование спинного мозга.
3. Строение и функционирование головного мозга.
4. Основные функциональные блоки по А.Р. Лурия.

1 вопрос.

В начале беседы выясняются особенности строения нейрона как элементарной структурной единицы нервной системы. Акцентируется внимание на особенностях строения отростков нейрона - дендритах и аксоне.

Нейроны обеспечивают нервной системе следующие свойства: раздражимость, возбудимость и передачу возбуждения.

Раздражимость – это способность нервных клеток (нейронов) под влиянием факторов внешней и внутренней среды переходить из состояния покоя в состояние активности.

Возбудимость – это способность нервной клетки (нейрона) перераспределять электрический заряд клеточной мембраны. Такое состояние клетки называется возбуждением и характеризуется функциональными и химическими явлениями (биоэлектрическими явлениями).

Проведение возбуждения сопровождается передачей электрического заряда с одной нервной клетки на другую аксоном. Воспринимает возбуждение дендриты или тело другой нервной клетки. Место контакта двух клеток называется синапсом. Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью особого вещества-посредника (медиатора). Медиаторы, способствующие более быстрой передаче возбуждения: адреналин, норадреналин, ацетилхолин. Медиаторы, тормозящие возбуждение: гамма - аминомасляная кислота и глицин.

Тормозные синапсы в процессе онтогенеза формируются позже, чем возбудительные синапсы.

2 вопрос.

Вначале педагог объясняет по демонстрационной таблице внешнее строение спинного мозга, обращая внимание на длину, массу спинного мозга, сегменты и окончания, белое и серое вещество. Студенты по ходу объяснения на опорном рисунке делают обозначения. Рядом с рисунком записывают функции спинного мозга. (Рисунок 1).

Затем по учебникам М.Р. Сапина, В.М. Сивоглазова “Возрастная анатомия и физиология” студенты самостоятельно знакомятся с возрастными особенностями спинного мозга (с.345-346). К таким особенностям следует отнести:

а) увеличение длины спинного мозга с 14 см. у новорожденного до 20 см. в двухлетнем возрасте, 28 см. у 10-летних детей;

б) масса спинного мозга у новорожденного 5 г., у детей в 1 год – 10г., к 7 годам – 19г., к 14 годам – 22г., а у взрослого 30-32г.;

в) в начале формируется серое вещество, а затем белое вещество спинного мозга.

3 вопрос.

Используя демонстрационную таблицу “Головной мозг” педагоги объясняют строение головного мозга, обращая внимание на функции того или иного отдела, а в это время студенты делают обозначения на опорном рисунке и одновременно заполняют таблицу:

Отдел мозга

Особенности строения

Функции

Особое место на уроке отводится локализации высших психических функций.

Педагог на демонстрационной таблице показывает основные борозды коры, а затем и доли, указывая на локализацию высших психических функций в каждой доле.

Практическая работа.

Тема: Изучение строения головного мозга и локализации в нем жизненноважных и высших психических функций.

Оборудование: таблицы “Головной мозг”, муляжи головного мозга.

План работы.

  1. Изучить строение головного мозга в целом.
  2. Изучить строение и функции ствола головного мозга.
  3. Изучить крупные борозды коры и доли коры.
  4. Изучить основные функциональные области коры.

4 вопрос.

Работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности. Отечественный психолог А.Р. Лурия установил, что психическая деятельность человека осуществляется за счет взаимодействия 3-х блоков человеческого мозга.

1 блок - энергетический. Поддерживает тонус, необходимый для работы высших отделов коры головного мозга. Расположен в подкорковых узлах, гипоталамусе и ретикулярной формации.

2 блок – блок приема. Производит анализ и синтез сигналов из внешней среды. Осуществляет теменная, затылочная и височные доли коры головного мозга.

3 блок – обеспечивает программирование, регуляцию и контроль поведения и деятельности человека. Осуществляют лобные отделы коры головного мозга.

 Урок 2.

Тема: Условно-рефлекторный характер психической деятельности – 2 часа.

Цели: Дать представление о рефлексе на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова, что рефлексы являются основой психической деятельности, раскрыть механизм рефлекторной деятельности, дать понятие о динамическом стереотипе как системе условных рефлексов, развивать знания студентов о строении и функционировании центральной нервной системы. Воспитывать любознательность студентов.

Оборудование: таблицы “Рефлекторная дуга”, “Головной мозг”, дидактические карточки, словари, учебники по психологии и возрастной анатомии.

Словарь урока: рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, высшая нервная деятельность, динамический стереотип.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

(Фронтальный опрос с одновременным оцениванием).

Порядок задаваемых вопросов позволяет выставлять оценки и по психологии, и по анатомии.

  1. Перечислить основные функции нервной системы.
  2. Что такое раздражимость и раздражение? Указать разницу между этими понятиями.
  3. Что такое иррадиация? Привести примеры иррадиации возбуждения и иррадиации торможения.
  4. Что такое торможение?
  5. Что является единицей нервной системы?
  6. Их чего состоит нейрон?
  7. Описать морфологическое строение спинного мозга. Указать его возрастные особенности.
  8. Перечислить сегменты спинного мозга.
  9. Перечислить основные функции спинного мозга.
  10. Что такое ядра? Привести примеры ядер.

II. Изучение нового материала.

План.

  1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности (ВНД).
  2. Понятие о рефлексе и его видах.
  3. Рефлекторный характер психического отражения.
  4. Динамический стереотип как система условных рефлексов.

1 вопрос.

Отдельные студенты делают сообщение о жизни и деятельности отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова – основоположников в создании рефлекторной теории нервной деятельности. Это самое значительное достижение XIX-XX вв.

Все студенты тезисно записывают основные мысли.

2 вопрос.

Педагог дает понятие о рефлексе.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, идущее из внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Рефлекс – единица нервной деятельности.

Рефлекс – форма взаимодействия организма с окружающей средой (И.П. Павлов).

Термин “рефлекс” употребил еще французский философ Декарт в XVII веке, но новый физиологический смысл вложили И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др. ученые.

И.П. Павлов дал понятие об условном и безусловном рефлексе.

Педагоги предлагают студентам самостоятельно заполнить таблицу “Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов”, используя учебник А.Г. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена (стр. 41-42).

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3 вопрос.

Изучается строение рефлекторной дуги, по которой проходят нервные импульсы. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо) – это материальная основа рефлекса, это путь, по которому проходит рефлекс от рецептора к эффектору.

Он имеет 5 звеньев (студенты на опорном рисунке обозначают эти звенья). (Рисунок 2)

  1. Рецептор – специализированные нервные окончания (проприорецепторы, интерорецепторы, экстерорецепторы).
  2. Афферентный путь (центростремительный, чувствительный).
  3. Участок ЦНС (центральный).
  4. Эфферентный (двигательный, центробежный) путь.
  5. Эффектор – рабочий орган, орган, дающий ответную реакцию.

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – это ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Вся психическая деятельность человека носит рефлекторный характер. В рефлекторном механизме психической деятельности принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную.

1-е чувствующее звено – возбуждение возникает в анализаторе и по афферентным путям передается в головной мозг.

2-е звено – центральное – происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3-е двигательное звено - возбуждение по эфферентным путям передается в мышцы или железы – возникает реакция на раздражение. Эти три части рефлекса называют рефлекторной дугой.

Сложный рефлекс имеет не 3, а 4 части, которая контролирует, исправляет протекание двигательного звена. После 3-ей части – двигательной – рабочий орган по афферентным путям посылает импульсы в мозг, который информирует и анализирует о том, какие изменения совершаются в этот момент в организме и посылает новый сигнал, который направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это 4-ое звено получило название обратной связи. Оно было определено Е.Н. Соколовым с введением понятия “концептуальной рефлекторной дуги”.

Рефлекторный принцип психической деятельности позволяет сделать вывод, что причиной всех действий и поступков человека является внешнее воздействие окружающей среды.

4 вопрос.

Важнейшим проявлением системности в работе коры является образование динамического стереотипа – это система условных нервных связей, которая обеспечивает относительную устойчивость поведения человека (И.П. Павлов).

Динамический стереотип – результат приспособления организма к повторяющимся однообразным воздействиям внешней среды. Чем прочнее стереотип, тем длительнее он сохраняется, тем труднее его перевоспитывать. Различные привычки, навыки, умения человека являются динамическим стереотипом. Переделка динамических стереотипов, лежащих в основе отрицательных привычек поведения, требует большого труда и настойчивости.

Урок заканчивается повторением ключевых вопросов темы урока.

 Промежуточный опрос по ранее изученным вопросам.

Терминологический диктант.
Диктант состоит из 20 вопросов. Первые 10 вопросов по психологии с. 11 по 20 – по возрастной анатомии.

  1. Автор основных функциональных блоков психической деятельности. (А.Р. Лурия)
  2. Свойство нервных клеток выполнять свойственную только ей функцию. (Локализация)
  3. Отдел головного мозга, регулирующий обмен веществ, сон и бодрствование, давление, температуру тела. (Гипоталамус)
  4. Способность нервных клеток реагировать изменением структур и функций на действие факторов внешней и внутренней среды. (Раздражимость)
  5. Отдел головного мозга, регулирующий координацию движений, равновесие тела и сохранение позы. (Мозжечок)
  6. Активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается. (Торможение)
  7. Как называется блок, который поддерживает определенный уровень активности, тонус, необходимый для работы коры больших полушарий? (Энергетический)
  8. Какую функцию выполняет затылочная доля коры головного мозга? (Зрительное восприятие)
  9. Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее участка к другому. (Иррадиация)
  10. Какую функцию выполняет височная доля коры головного мозга? (Слуховое восприятие)
  11. Система ядер ствола головного мозга называется …(Ретикулярная формация)
  12. Короткие ветвящиеся отростки нейрона. (Дендриты)
  13. В состав какого отдела ЦНС входит червь? (Мозжечок)
  14. Перечислить сегменты спинного мозга. (8-шейные, 12-грудные, 5-поясничные, 5-крестцовые, 1-копчиковый)
  15. Какой отдел ЦНС имеет вид усеченной пирамиды? (Продолговатый мозг)
  16. Кто открыл высшее торможение? (И.М. Сеченов)
  17. Перечислить доли коры головного мозга. (Лобная, теменная, 2 височные, затылочная)
  18. Скопление нервных волокон. (Белое вещество)
  19. Перечислить части среднего мозга. (Четверохолмие, ножки мозга, крыша мозга)
  20. Что является наименьшей структурной и функциональной единицей нервной деятельности? (Нейрон)

Отделы головного и спинного мозга

Анатомно-физиологический механизм рефлекторной деятельности