Цели:
- разъяснить смысл действия сложения и познакомить с терминами: сумма, слагаемые, выражение.
- проверить усвоение понятий: "прямая", "луч", "отрезок".
- развивать пространственное воображение, память, математическую зоркость.
Оборудование: веревочка с кольцами, пакетики с горошинами, индивидуальные карточки на развитие математической зоркости. Портрет королевы "Математики". Геометрические фигуры, различные по цвету, форме, размеру.
ТСО: аудиозапись музыки Поля Мориа.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием, узнаем, что такое "Сложение" и постараемся понять смысл этого действия. Узнаем, как называются числа при сложении, Но сначала вспомним, что мы знаем о неравенствах, "поиграем" с понятиями "прямая", "луч" и "отрезок".
II. Повторение пройденного.
1. Игра "Волшебные превращения"
Учитель. Как называется эта фигура?
Дети. Прямая.
Учитель. Можно ли эту фигуру превратить в луч? Как? Покажите!
Дети. Обозначить (.) на одном конце.
Учитель. А луч - в отрезок?
Дети. Начало отрезка у нас есть (.)А, надо обозначить его конец точкой О.
Учитель. Теперь, попробуйте, не пользуясь мелом, превратить отрезок АО в два луча.
Ученик выходит к доске и показывает, как это сделать.
III. Закрепление понятий "больше", "меньше".
Учитель. Молодцы! А сейчас, скажите мне, где вы живете?
Дети. В доме, в комнате, в городе, в квартире, на планете, в стране…
Учитель. А как называется наш город? Это
обычный город или вы можете сказать о нем что-то
очень важное? (столица, город-герой)
- Как называется наша страна? На какой планете мы
живем?
Ответы детей.
Учитель. Попробуйте все ответы расположить по какому-нибудь правилу…
Ученик. Комната, квартира, дом, район, город, страна, планета Земля.
Учитель. Хорошо! Ребята, по какому правилу Саша расположил все ваши ответы?
Дети. От маленького к большему, сначала самое маленькое, потом больше, больше, больше.
Учитель. По этому правилу (от меньшего к большему, в порядке возрастания) расположите геометрические фигуры!
По одному дети выходят к доске.
Учитель. Какой геометрической фигурой мы обозначаем планету Земля?
Дети. Кругом.
Учитель. Когда впервые в мире наш советский человек Ю.А.Гагарин поднялся в космос и увидел оттуда родную Землю, он был поражен красотой нашей голубой планеты.
…Родина! Землю мы так называем,
Когда растим хлеба и цветы,
Когда в ракете над ней взлетаем
И видим, какая она с высоты.
Очень красивая! Вся голубая!
Это, наверное, потому,
Что дети ходят по ней, улыбаясь
Счастливому будущему своему…
А чтобы ваше будущее, ребята, было счастливым, вы должны беречь и украшать свою голубую планету Земля. А теперь поработаем с числами. Назовите их: 2, 5, 11, 9, 18. Расположите их по этому же правилу.
Один ученик называет числа в нужном порядке.
IV. Работа в тетрадях.
Учитель. Откройте тетради, запишите эти числа в порядке возрастания, от меньшего к большем: 2, 5, 9, 11, 18. Самостоятельно запишите в тетради два верных неравенства. (5 < 9, 18 > 11)
Фронтальная проверка.
V. Музыкальная физминутка
Элементы дыхательной гимнастики, снимающие утомление.
Дети, стоя у парт, под мелодии Поля Мориа, на счет 1-4 поднимают руки вверх - вдох. На счет1-4 опускают руки - выдох. Повторяют упражнение, поднимаясь на носочки.
VI. Объяснение нового материала. Знакомство с понятием "сложение".
Учитель. Откройте учебник стр. 68, № 152
Расскажите, что делают Маша и Миша. Действия Маши и Миши можно записать математическими выражениями:
Эти выражения в математике называются сумма, а числа, которые складывают, - слагаемые. Знак сложения называется плюс. Подумайте! Какие из этих выражений соответствуют каждой картинке?
Ответы детей сопровождаются замечаниями, дополнениями учителя: соединяются, объединяются вместе в одном аквариуме, в одной вазе и т.д.
VII. Закрепление изученного.
Учитель дает задания на действия с предметами. Ученики переводят проделанные действия на язык математики.
1. Игра "Собери математические бусы!"
Два ученика надевают кольца разного цвета на ленточку.
Учитель. Какое действие проделали Лена и Саша?
Дети. Объединили колечки одной ленточкой, соединили вместе.
Учитель. Сколько колец надел Саша? А Лена?
Дети. Два. Одно.
Учитель. Переведем их действия на язык математики. Каким математическим выражением можно записать их действия?
Дети. Два плюс одни. (2 + 1)
Учитель. Как называется это выражение?
Дети. Сумма.
Учитель. Как называются числа, которые складывали?
Дети. Слагаемые.
Учитель. Вот и получились математические бусы. А почему они математические?
Дети. Они собраны из математических выражений.
Учитель. Подарим их Королеве математики!
Учитель прикрепляет бусы к портрету Королевы математики.
2. Работа с пакетиками с горошинами.
Каждому ребенку раздается материал:
Учитель. Назовите признаки сходства этих предметов.
Дети. Длина пакетиков, расположение горошин, количество и т.д.
Учитель. Назовите признаки отличия.
Дети. Цвет.
Учитель. Скажите, какое действие выполняли, когда складывали эти разноцветные горошины в пакетики?
Дети. Сложение. Их складывали вместе, в один пакетик.
Учитель. Учитывая единственный признак различия - цвет, самостоятельно составьте и запишите в тетради выражение.
Какое выражение записал
Коля? (2 + 2)
Саша? (2 + 1 + 1)
Оля? (3 + 1)
Лена? (1 + 1 + 1 + 1)
Учитель. Как называются эти выражения?
Дети. Сумма.
Учитель. А числа, которые складывали?
Дети. Слагаемые.
Учитель. Вы, наверное, заметили, что слагаемых может быть не только 2, но и 3, 4 и больше.
Дети берут конфеты-горошки домой.
VIII. Физминутка "Ириски от киски"
В гости к нам явилась киска
(из пальцев "сделать киску")
Всем дает она ириски
(указательным пальцем правой руки "положить" на подушечки пальцев левой руки "ириски")
Рады, рады всем гостинцам!
(из обоих кулаков одновременно и энергично "выбросить" пальцы)
Учитель. Сбросим усталость и проверим свое внимание для выполнения задания игры "Получи приз!"
IX. Задание-игра "Получи приз!"
Вот фигурка:
Обведи такую же фигурку:
1. Работа с индивидуальными карточками.
Учитель. Прочитайте задание на карточке и самостоятельно выполните его. Кто готов, поднимите руку для выполнения второй части задания.
2. Упражнение на внимание.
На столе разложены призы. Поочередно 3-4 человека выполняют движения, названные учителем: подойди к столу, сделай приседание, подними правую руку вверх, левой возьми приз...
Учитель. Хорошо!
XI. Итог урока.
Учитель. Какие новые понятия вы сегодня узнали?
Дети. Мы познакомились спонятиями сумма, выражение и слагаемые, мы знаем теперь действие сложение.
Учитель. А что показалось самым интересным?
Дети делятся впечатлениями.
Учитель. А мне, ребята, понравилась ваша дружная работа. И королева "Математика" благодарна вам.