Тип урока: повторение.
Форма урока: викторина.
Цель урока: стимулирование положительной мотивации в изучении изобразительного искусства.
Задачи:
- проверить знания полученные учащимися по простым жанрам изобразительного искусства;
- способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции;
- воспитывать умение выслушивать мнение одноклассников, излагать логически свою точку зрения.
Материалы и оборудование:
- бочка с карточками разных цветов для жеребьевки;
- репродукции портретов: Ф. А. Малявин “Старуха”, З. Е. Серебрякова “За туалетом”, И. Н. Крамской “Портрет художника И. И. Шишкина”, Н. В. Нестеров “Портрет скульптора В. И. Мухиной”;
- репродукции пейзажей: А. И. Жмуйдзинавичус “Лес государству”, П. Т. Мальцев “Зимний день”, А. М. Грицай “Над Волгой”, А. А. Мухин “Последний снег”;
- карточка-задание с кроссвордом по простым жанрам изобразительного искусства для каждой команды;
- карточка-задание с изображением натюрморта для каждой команды;
- карточка-задание с изображением интерьера для каждой команды.
ХОД УРОКА
Учитель. Мы выучили с вами 5 простых жанров изобразительного искусства. Сегодня у нас урок повторения, который пройдет в форме викторины. Для этого нам нужно разделится на 4 команды (путем жеребьевки делимся на команды, учитель раздает карточки-задания для каждой команды). Начнем с разгадывания кроссворда.
По вертикали:
Пол дня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
“Чудесная, Мишенька вышла овечка”.
Но с тем же рисунком я к папе пошел
И папа сказал мне: “Отличный козел!”.
Потом похвалила малышка сестренка:
“Ты очень хорошего сделал котенка”,
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: “Неплохой крокодил”.
(Ответ: анималистический жанр)
Учитель. Впишите в кроссворд, в каком жанре трудился Мишенька. Команда, которая ответит первой, получает 4 балла, вторая команда - 3 балла, третья - 2 балла и четвертая – 1 балл.
По горизонтали:
1. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом кувшине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – ...
(Ответ: натюрморт)
– Ответ впишите в кроссворд.
Распределение баллов осуществляется как в первом задании.
Учитель: Возьмите карточку-задание с изображением натюрморта.
– Скажите, что здесь изображено неправильно. Команда, которая ответит первой, получает 1 балл.
2. Вот мольберт, а вот треножник –
Напиши меня художник,
Если вышло не похоже
Не печалься, ну и что же.
Красный глаз над синим ухом
Все равно не падай духом
Значит, поработал мало
Начинай свой труд сначала.
(Ответ: портрет)
– В каком жанре работал художник? Ответ впишите в кроссворд.
Распределение баллов осуществляется как в
первом задании.
Каждая команда получает портрет. Через минуту
команды должны рассказать в каком виде
изобразительного искусства выполнен портрет.
Назвать композицию и ракурс портрета. Рассказать
все о изображенном на портрете человеке.
Начисление баллов осуществляется по количеству
отвеченных вопросов.
3. Здесь и ранняя весна,
И небес голубизна
Это – море, это – пляж,
Очень солнечный ...
(Ответ: пейзаж.)
– Ответ запишите в кроссворд.
Распределение баллов осуществляется как в
первом задании.
Каждая команда получает репродукцию пейзажа.
Через минуту команды должны рассказать в каком
виде изобразительного искусства выполнен
пейзаж. Какую линию горизонта использовал
художник и зачем. Какие средства выразительности
использовал художник. Начисление баллов
осуществляется по количеству отвеченных
вопросов.
4. И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет…
(Ответ: интерьер).
– Какой жанр описан этими строчками. Ответ впишите в кроссворд.
Учитель. На карточках-заданиях с изображением интерьера найдите линию горизонта и точку схода параллельных прямых.
Подсчет баллов и награждение победителя.