Урок природоведения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Экология


Тема: “Значение леса в жизни людей”.

Цели: Обобщить знания о природных зонах нашей страны, о богатствах леса, определить роль леса в жизни человека. Осуществлять экологическое воспитание на местном материале. Воспитание интереса к предмету. Развитие речи, мышления, памяти, развитие кругозора.

Оборудование: теле- и видеоаппаратура, карточки с названиями животных, гербарий, картинки природных зон, картинки животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня наш урок пройдёт необычно. Нам предстоит заняться исследовательской деятельностью. Но для того чтобы узнать новое необходимо повторить изученное.

II. Проверка изученного материала.

Учитель. Я зачитаю описание природных зон а вы назовите о какой зоне идёт речь. Эта безлесая , заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь суровая. Зима ветреная холодная, с морозами свыше 50 градусов. Длится 8-9 месяцев. Земля промерзает на большую глубину.

Дети. Это тундра.

На доску вывешивается картинка этой зоны.

Учитель. По каким признакам вы узнали?

Дети отвечают.

Учитель. Эта зона – огромное пространство Северного Ледовитого океана , с морями и островами. Солнце никогда не поднимается высоко, здесь царство льда и снега.

Дети. Это Арктика.

На доску вывешивается картинка этой зоны.

Учитель. Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

Учитель. Эта зона занимает больше половины территории России. Эта зона очень богата разнообразной растительностью и животными. Щедро делится она своими дарами с человеком.

Дети. Зона лесов.

Учитель. Почему?

Дети отвечают.

Учитель. Какие леса вы знаете?

Дети. Хвойные, смешанные, широколистные.

Учитель. Посмотрите на растения и скажите в каком лесу могут расти эти деревья?

Гербарий вывешивается на доску.

Учитель. Без кого вы ещё не представляете лес?

Дети. Без животных

Учитель. Загадайте загадки о животных которые подобрали дома.

Дети загадывают загадки.

Учитель. А каких животных леса вы ещё знаете?

Дети перечисляют животных.

Учитель. Давайте поиграем в игру “Четвёртый лишний”. На доске группы животных. В каждой группе есть лишние животные. Найдите их иобъясните, почему вы так считаете.

  • песец, лемминг, северный олень, белка;
  • лось, рысь, белая сова, кедровка;
  • глухарь, морж, белый медведь, гагарка.

Рассуждения детей.

Вывод. Мы с вами провели важную исследовательскую работу . Каждое животное приспособлено жить в своей зоне.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. А сейчас мы отправляемся в лес, чтобы понять роль леса в жизни человека. В конце урока, я уверенна, вы скажите какое значение имеет лес в нашей жизни.

Демонстрируются кадры из фильма о лесе.

Учитель. Мы сегодня много говорили о лесе, о его богатстве и щедрости. А теперь попробуем определить значение леса. Для чего нужен лес?

В процессе рассуждения детей на доску вывешиваются значения на доску:

  • Дом для растений, животных, грибов.
  • Защитник воздуха, водоёмов и почв.
  • Место для отдыха человека.
  • Источник ягод, грибов, лекарственных трав.
  • Источник древесины.

Учитель. Молодцы, вы много назвали значений. А сейчас прочитайте статью в учебнике на с.70, и найдите те значения, которые мы не назвали.

Те значения, которые дети находят вывешиваются на доску.

Учитель. Прочитайте ещё раз. А теперь я закрою значения, а вы назовите их.

IV. Физминутка.

V. Экологическая часть урока.

Учитель. Есть хорошие слова “ Ты пришёл в гости к природе, не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях”. Как вы понимаете эти слова?

Рассуждения детей.

Учитель. А что мы, люди, можем сделать для природы доброго и полезного? Своими рассуждениями поделятся те, кто писал сочинение на тему “Если бы я был мэром”.

Дети зачитывают сочинения.

Учитель. Ребята приготовили экологическую минутку в цифрах. Зачитайте.

Дети зачитывают данные, которые приготовили дома.

Учитель. А теперь проведём практическую работу. Посмотрите на эти кадры.

Дети просматривают кадры из фильма в котором демонстрируются свалки городов , мусор на улицах, пожары лесов, загрязнённые реки.

Учитель. Ужасные кадры , вы согласны? А какие запрещающие знаки вы бы поставили в лесу для грибников, туристов, браконьеров? Нарисуйте их.

Дети рисуют знаки , завершив работу сами вывешивают их на доску.

VI. Выставка работ.

VII. Итог урока.

Учитель. Поделитесь своим мнением об уроке. Какие знания унесёте с этого урока с собой?

VIII. Оценки за урок.

Использовалась литература:

  1. Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина “Наблюдения и опыты на уроках природоведения”.
  2. П.М .Юраков “Родной край”.