Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в образовательном учреждении. Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования обще учебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения.
Важная роль в программе курса "Основы алгоритмизации и программирования" отводится межпредметным связям с математикой, химией, физикой, экономикой и другими учебными дисциплинами, что достигается за счет подбора задач из соответствующих предметных областей. Это не только дает учащимся возможность проследить технологическую цепочку решения задач с использованием компьютера, формирует их алгоритмическую культуру, но и усиливает интерес к традиционным учебным дисциплинам.
Примером такой связи может служить интегрированный урок-игра “Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры”
Цели:
- повторение и закрепление теоретического материала по темам “Разветвляющиеся алгоритмы” и “Циклические алгоритмы”;
- активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
- развитие алгоритмического мышления, умения применять знания, полученные на уроках физики при решении задач.
Задачи:
- воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- учебная – совершенствование навыков составления разветвляющихся и циклических алгоритмов, написания программ на языке программирования QBASIC.
- развивающая – развитие памяти, внимательности, закрепление практических навыков и теоретических знаний.
Тип урока: решение задач
Вид: урок-игра
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группой учащихся, индивидуальная работа на ПК
Оснащение:
- Рабочие файлы с диска:
- Письма.pps
- Upr1.bas
- Карточки-задания
- Поурочная карточка
Подготовка к такому уроку занимает много времени, но результаты – превосходят все ожидания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 3 мин
Приветствие: Добрый день, друзья. Мы проводим урок – решение физических задач по теме “Разветвляющиеся алгоритмы” и “Циклические алгоритмы”. Проводим мы его в необычной форме – форме расследования. Сегодня лучшие агенты сыска и их помощники будут решать труднейшие задачи, требующие знаний физики и способностей в информатике. Какие? Это мы сейчас узнаем из писем клиентов нашего детективного агентства. Их шесть. Я – начальник детективного отдела. Вы следственные группы. {представляются члены каждой следственной группы }
II. Актуализация деятельности учащихся – 17 мин
Цели:
- контроль теоретических знаний по информатике и физике, умения владеть терминологией;
- закрепление практических навыков по составлению алгоритмов решения задач разветвляющейся и циклической структуры.
Знакомство с поступившей корреспонденцией (все письма представлены в виде презентации Приложение 1.):
Письмо № 1 (от учителя физики Ивановой М.М.): “Каждый год я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Некоторые студенты путают газовые законы, которые им так понадобятся в дальнейшем. Составьте, пожалуйста, программу “Справочник по газовым законам”.
Учитель. Я думаю, что задача ясна. Наши следственные группы быстро справятся с заданием. Следующее письмо.
Письмо № 2 (Доброжелатель): Я все письма спрятал, чтобы их получить нужно определить код. Для этого вы должны определить результаты выполнения предложенных программ (Приложение 2.) и сложить их. Полученное число и есть pin код. Всего хорошего.
Учитель. К доске приглашаются по одному представителю следственной группы для решения – 10 минут. Пока представители групп работают, давайте займемся ответом на первое письмо, поступившее к нам. На доске подготовлен макет таблицы “Газовые законы” (Приложение 3.), которую нам надо заполнить – 1 ученик работает у доски, заполняет таблицу. Пока представители групп работают, у меня к вам ребята есть ряд вопросов.
III. Фронтальная беседа
Вспоминаем:
- Этапы решения задач;
- Типы алгоритмов;
- Понятия и виды разветвляющегося алгоритма;
- Понятия и виды циклического алгоритма .
- Газовые законы – заполняем таблицу “Газовые законы”.
Учитель. Теперь мы теоретически готовы к составлению программы “Справочник по газовым законам”.
Группой ребят (с каждого отдела по одному человеку) составляется алгоритм решения задачи, пишется программа.
Работа у доски закончена. Представители групп называют код, если ответ верный, то следственный отдел получает по 3 очка, иначе теряет 2 очка и команда помогает представителю найти верное решение.
Вывод: Как важно уметь не только составлять программу, но и читать ее.
Pin код вводится в компьютер и перед классом появляется следующий слайд с письмом.
Письмо № 3 (от студентки): “Помогите мне. Я поссорилась с другом. Он сказал, что я глупая, потому что мало читаю. А зачем мне это надо? Я считаю, что главное – это стройная фигура. В день я должна съедать не более 130 кКал. Я очень люблю чай без сахара, но с печеньем, калорийность которого равна 422 Калория. Сколько печенья с чаем я могу съесть, чтобы не поправиться? Помогите разобраться, иначе всей моей жизни конец. Говорят, тут сегодня много детективов будет. Да, и еще моего друга зовут Саша, может это вам поможет”.
Учитель. Думаю, мы обязательно поможем, хотя вряд ли это поможет для примирения молодой девушки с ее приятелем. Но это уже не наше дело. Надеюсь, сыщики постараются вам помочь. Мне и самой интересен результат. (Приложение 4.)
Письмо № 4 (экспертная группа): Помогите определить массу воздуха в аудитории и определить значение внутренней энергии воздуха при увеличении его температуры на 1, 2, 3, …..10оС
Письмо № 5 (экспертная группа): Определить массу молекулы воздуха в аудитории. Определить значение скорости молекул при изменении температуры воздуха от 18 до 40 градусов С.
Письмо № 6 (станочник): В нашем цехе идут большие потери. Помогите разобраться: сколько энергии расходует двигатель нашего нового токарного станка при обработке стальных деталей массой 10, 15, 20, 25, 30…. n кг, если они при этом они нагреваются от 20 до 70 оС
Учитель. Ну вот, на сегодня письма вроде бы все. А впереди еще уйма работы. Все задачи решить, да еще хорошо объяснить. Хотя зачем иначе иметь агентства? Дорогие сыщики вам предоставляется время для сыскной работы. И проверим, в каком отделе самые талантливые и быстрые работники. Вам в помощь будут предоставлены компьютеры, но это не значит, что нужно уже начинать писать программы.
IV. Решение задач – 20 мин
Цели:
- закрепление теоретических знаний по физике;
- развитие творческих подходов к составлению алгоритмов решения задач разветвляющейся и циклической структуры;
Каждая группа решает предложенную задачу, соблюдая этапы решения задач. Защита задачи осуществляется представителями отдела, в следующей последовательности:
- Условие задачи, математическая модель.
- Физическое обоснование выбранной модели
- Алгоритм решения задачи
- Программа
- Анализ полученного результата
V. Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин
Учитель. Количество баллов, полученных
следственной группой, приравнивается к гонорару
за открытое дело – решение задачи.
На доследование (в качестве домашнего задания)
выдаются рабочие материалы:
1. Рабочий работает с 800 до 1600 . В первый час работы он делает 10 деталей и каждый час он увеличивает это количество на 10% от количества предыдущего часа. Сколько деталей производит рабочий за день.
2. Каждый месяц в течение года студент получал стипендию. Сколько в среднем за месяц получил студент, если его стипендия была такой: январь – 200, февраль – 260, март – 180, апрель – 200, май –210, июнь – 220 , июль – 200, август – 190, сентябрь – 100, октябрь – 200, ноябрь – 180, декабрь – 160.
Учитель. Мы с Вами отлично поработали и выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить … Благодарю за внимание, урок окончен.
Приложение 2.
Доброжелатель. Я все письма спрятал, чтобы их получить нужно определить код. Для этого вы должны определить результаты выполнения предложенных программ и сложить их. Полученное число и есть pin код. Всего хорошего.
Задачи для первой группы:
СLS |
CLS |
Сумма = 23 + 23 = 46
Задачи для второй группы:
СLS |
СLS |
Сумма = 34 + 24 = 58
Задачи для третьей группы:
СLS |
CLS |
Сумма = 36 + 10 = 46
Итоговая сумма = 46 + 58 + 46 = 50
Приложение 3.
Заполните таблицу:
Газовый закон (название) |
Формулировка закона |
Математическая запись |
|
||
|
||
|
||
|
Приложение 4.
Письмо 2: (от студентки) “Помогите мне. Я поссорилась с другом. Он сказал, что я глупая, потому что мало читаю. А зачем мне это надо? Я считаю, что главное – это стройная фигура. В день я должна съедать не более 130 кКал. Я очень люблю чай без сахара, но с печеньем, калорийность которого равна 422 Калория. Сколько печенья с чаем я могу съесть, чтобы не поправиться? Помогите разобраться, иначе всей моей жизни конец. Говорят, тут сегодня много детективов будет. Да, и еще моего друга зовут Саша, может это вам поможет”
Исх данные:
Результат: к – количество печенья
Метод решения: Q12 = Q1 + Q2 – количество энергии
от одной порции чая с печеньем,
Q1 = 422 Кал = (1 кал = 4,2 Дж) = 1772,4 ДЖ – одно печенье,
Q2 = своды mводы Дt – один стакан
чая,
К – количество порций.
Пока Q <= 546000, повторять
Q = Q + Q12
K = k + 1
Конец цикла
Программа на языке QBASIC:
CLS
PRINT “Расчет диетических порций”
Q1 = 1772.4
Q2 = 21600
Q12 = Q1 + Q2
K = 0
Q = 0
WHILE Q <= 546000
Q = Q + Q12
K = K + 1
WEND
PRINT “ВЫ ДОЛЖНЫ СЪЕДАТЬ – “; K ; “ ПЕЧЕНИЙ С ЧАЕМ,
НО ЭТО ВАМ ВРЯД ЛИ ПОМОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ДРУГА”
END