Музыкальная гостиная "Святая к музыке любовь…"

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа


Оборудование: портреты композиторов, иллюстрации музыкальных инструментов, на центральной стене цитата: “Люблю музыку больше всех других искусств”. (Л.Толстой)

На фоне классической музыки участники рассаживаются за столы. На столах горят свечи, стоит самовар, чайные пары.

Ведущий.

Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.

– Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

Ученик 1.

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

Исполненяется “Песенка о волшебном цветке” сл. М. Пляцковского.

Ученик 2.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
– Это мелодии вечной своей
Мир наполняет природа!

Ученик 3.

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода.
Трелью приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей,
Песней дожей
Мир наполняет природа.

Ученик 4.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.

Исполненяется песня “Если улыбаются веснушки” сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.

Ученик 5.

Чтоб пыл веселья не угас.
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К загадкам поскорее.

Учителя загадывают загадки.

Загадка 1.

Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он
Я подсказывать не стану
Всем знаком аккордеон.

Загадка 2.

У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш рояль.

Загадка 3.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Его названье скрипка.

Загадка 4.

Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется свирель.

Загадка 5.

На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движенье,
Как живая, я дышу,
И все слышат мое пенье. (Гармонь)

Загадка 6.

Сверху кожа, снизу тоже,
На весь дом голосит барабан.

Загадка 7.

У него есть язык.
Он болтать им привык;
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон. (Колокол)

Загадка 8.

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты)

 Ведущий. А сейчас маленькие участники нашего праздника споют песню и покажут. Как играют на разных инструментах.

Исполненяется песня “Веселый музыкант” сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

Ученик 6. Где бы человек ни находился, в каком бы настроении он ни был, он поет песни. Песня помогает человеку в трудную минуту, и в радостный час.

Ученик 7.

Много разных песенок
Есть у нас, ребят.
Все у нас стараются.
Дружно петь хотят.

Исполненяется “Песенка о гамме” сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве

Ведущий. Ребята, а как можно записать музыку. С помощью чего? (Нот)

Ученик 8.

Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.

Ученик 9.

Домик наш открыт всем детям.
Заходите – мы вас встретим.
Тайны музыки расскажем.
В мир волшебный путь покажем.

Ученик 10.

Если будите стараться.
И серьезно заниматься,
То терпение и труд
Вас к успеху приведут.

Исполненяется народная песня “Возле речки, возле моста”.

Ученик 11. Если вы подружитесь с нотами крепко-крепко вам откроется удивительный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы:

  1. Вольфганг Амадей Моцарт
  2. Николай Андреевич Римский-Корсаков
  3. Михаил Иванович Глинка
  4. Модест Петрович Мусоргский
  5. Людвиг ван Бетховен
  6. Эдвард Григ
  7. Петр Ильич Чайковский

Ученик 12. Люблю музыку больше всех других искусств – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку. Его возлюбленные композиторы – Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен. Старинная музыка – Баха, Генделя, Скарлатти приводили его в неслыханный энтузиазм.

Слова о Бетховене.

Ученик 13. Уже после смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора.

Ученик 14. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к
своей бессмертной возлюбленной...

Ученик 15. “Мы устроим с тобой неразлучную жизнь.... Как бы ты не любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная”.

Звучит “Лунная соната” Бетховена.

Ученик 16. Народная музыка глубоко его трогала. Толстой успешно занимался музыкой. Он не писал ни романсов, ни опер, но и его увлекала возможность музыкального сочинительства. Он сам собрал несколько народных напевов. Часть которых послал Чайковскому с просьбой аранжировать их в манере Генделя и Моцарта.

Исполняется народная песня “Как за нашим за двором”.

Ученик 17. Толстой не только любил русскую песню, но и собирал и изучал народное творчество. Множество поговорок, пословиц и песен вошло в его произведения: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Казаки”.

Ученик 18. В праздничные дни яснополянские крестьяне приходили к дому, пели, плясали, водили хороводы.

Исполняется народная песня “Я посеяла ленку”.

Слова о Чайковском.

Ученик 19. П.И.Чайковский родился в 1840 году в городе Воткинске. Им созданы 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”), “Спящая красавица”), несколько концертных произведений, и множество камерных инструментальных пьес и романсов.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского.

Ученик 20.

И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.

Ученик 21.

Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть,
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.

Ученик 22.

Может песней-полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.

Исполняется танец “Потанцуй со мной, дружок”.

Становись скорей в кружок.
Потанцуй со мной, дружок!
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот.
Мы летим с тобой вдвоем, мы ничуть не устаем.
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот.
Эй, давай, не отставай.
Снова танец начинай!
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот.

Слова о Моцарте.

Ученик 23. Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.

Ученик 24. Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет. Непосильный труд, ежедневные концерты подорвали его здоровье. Но музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.

Звучит отрывок из произведения В.А.Моцарта.

Ученик 25.

Звенят колокольцами песни-сказки
Таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие сказки –
Совсем небывалые, вроде бы.

Ученик 26.

Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озерах качаются –
То вдруг обернуться Бабой Ягою,
А то вдруг – спящей красавицей.

Звучит вальс из балета “Спящая красавица” П.И. Чайковского.

Ученик 27.

С песней в жизни веселей.
С ней забота – не забота.
С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлей.

Ученик 28.

Лейся, песня, лейся звонко,
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить.

Исполняется песня “Дружба крепкая” сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского .

Ученик 29.

Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.

Ученик 30.

На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.

Ученик 31.

Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!

Ученик 32.

А слова ее простые.
Душу трогают до слез.
Столько песен у России!
Сколько в рощицах берез!

Ученик 33.

Словно музыка степная
Золотая рожь встает.
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!

Ученик 34.

Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Столько песен у России –
Никому не сосчитать!

Исполняется песня “Моя Россия” сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве

Ученик 35.

Спасибо, музыка, за то
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не прячешь ни за что.

Ученик 36.

Спасибо, музыка, за то
Что ты единственное чудо.
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.

Ученик 37.

Спасибо, музыка, за то
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает. Что с тобой поделать.

Ученик играет на флейте.

Ученик 38.

Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит.
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.

Ученик 39.

И будет звать в неведомые дали.
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам Жар-птицу дали
И напоили всех живой водой.

Ученик 40.

Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна.
Что кажется, как солнце, негасимой.
Как океан, безбрежною она.

Ученик 41.

Тот каждый день с волненьем будем ждать
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять.