Цели урока:
- образовательная: закрепить способы работы с элементами электронных таблиц Excel,
- развивающая: развитие организационно-контрольных умений,
- воспитательная: формирование ответственности перед коллективом.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: на доске карта с названиями островов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Ребята у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы совершим плавание на кораблях к островам страны электронная таблица. В этой стране находятся удивительные острова: остров “Диаграмма”, остров “Встроенная функция” и остров “ Оформление”. (На доске вывешена карта с островами и пунктирной линией указан путь каждой команды. По мере выполнения заданий, учитель продвигает корабли по маршруту на карте). Команда состоит из капитана, штурмана, кока и двух матросов. Сейчас каждый из капитанов выберет, на какой остров отправится его команда.
II. Жеребьёвка острова.
Учитель. Теперь капитаны получают задания
для каждого члена экипажа. Каждый участник
команды получает по 4 задания. На выполнение
каждого задания даётся по 8 минут, после чего
капитан сдает ответы учителю. Капитан три первых
задания не сдает. Капитан имеет право помочь
любому участнику команды, но при этом команда
теряет 1 бал. За каждое правильно выполненное
задание начисляются балы: в тестах по одному за
каждый правильный ответ, описание до 5 баллов, а
выполнение задания за компьютером до 20 баллов.
Выигрывает команда, которая набрала больше
баллов. На листках с заданием ничего ни писать,
для этого у вас на столах лежат таблицы ответов к
каждому заданию (см. Приложение 2.),
вписываем фамилии и имена в каждый листок.
Итак, команды проверяют готовность кораблей, к
плаванию выполняя первое задания.
Гонг. Хронометр. Гонг.
Капитаны сдают листочки с заданием, кто работал за компьютером, не забудьте сохранить ваше задание документ.
Учитель. Надеюсь что, корабли готовы, мы с вами отправляемся в путь к островам. Во время пути выполняем второе задание. Команды готовы, в путь!
Гонг. Хронометр. Гонг.
Учитель. Вот и острова. Капитаны сдать задание. За первое задание команды получили баллов. У нас появилась возможность сойти на остров и погулять там.
III. Физминутка.
Учитель. Встали, потянулись ручки вверх,
посмотрели на небо, повернулись на право,
повернулись на лево, присели, встряхнули руки и
ноги. Посмотрели глазками вверх, влево, вправо,
вниз, посмотрели на руки и на доску, сели. Наша
прогулка по острову окончена. И мы отправляемся в
обратный путь.
Во время пути мы выполним третье задание.
Команды готовы, в путь!
Гонг. Хронометр. Гонг.
Учитель. Вот мы и возвратились на свой остров. Капитанам сдать задания. За второе задание команды получили ____ баллы. Общий счет. Сейчас мы проверим корабль и подготовим к следующим путешествиям. Выполняем четвертое задание.
Гонг. Хронометр. Гонг.
Учитель. Капитанам сдать задания. Пока подводятся итоги и выставляются оценки, вы можете просмотреть, какие задания были у других членов команды.
IV. Оценки за урок.
Учитель. Внимание! Объявляем победителей! Первое место заняла команда под номером ___. Второе место команда под номером __. Третье место команда под номером ___. Поздравляю всех. Главное не победа, главное участие. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Приложение 1
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ШТУРМАНА
Задание 1.
ПОСТРОИТЬ ГРАФИК ПУТИ , ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ФУНКЦИЕЙ
- У= Х . 60 НА ОТРЕЗКЕ [0,4 ] С ШАГОМ 1 – для 1-й команды;
- У= Х . 80 НА ОТРЕЗКЕ [0;5 ] С ШАГОМ 1 – для 2-й команды;
- У= 70 . Х НА ОТРЕЗКЕ [0;3 ] С ШАГОМ 0,5 – для 3-й команды.
На рабочем столе открыть документ WORD с названием вашей команды “Команда №…” и сохранить график.
Задание 2.
Тест №1. Закончите предложения. Ответьте на вопросы
1. Для того, чтобы ввести данные в ячейку,
необходимо ____________________
________________________________________________________________________.
2. Для того чтобы удалить данные нужно:
1. _________________________________________________
2. __________________________________________________
3. Заголовки столбцов обозначаются _________________________
4. Адрес выделенной ячейки отображается в __________________
5. Адрес ячейки состоит из __________________________________
6. Чтобы построить диаграмму нужно:
1. _________________________________________________
2. _________________________________________________
3. _________________________________________________
Задание 3.
Тест №2.
№ |
Кнопка |
Название кнопки |
Ответ |
|
1. |
А. |
Изменение шрифта | 1. |
|
2. |
Р. |
Печать | 2. |
|
3. |
– |
Предварительный просмотр | 3. |
|
4. |
Д. |
Новый документ | 4. |
|
5. |
Е. |
Различное начертание | 5. |
|
6. |
Т. |
Размер шрифта | 6. |
|
7. |
А. |
Вырезка | 7. |
|
8. |
К. |
Расположение текста | 8. |
|
9. |
Ж. |
Копирование | 9. |
|
10. |
Т. |
Сохранение документа | 10. |
|
11. | У. |
Диаграмма | 11. |
|
12. |
Ь. |
Сортировка | 12. |
|
13. |
К. |
Суммирование | 13. |
|
14. |
– |
Автоформатирование | 14. |
|
15. |
РС. |
Оформление границ | 15. |
Задание 4.
Описать как выполняется сортировка, что и какой последовательности нужно выполнять сортировку по возрастанию.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОКА
Задание 1.
Тест № 1.
1. Сколько клеток входит в диапазон А5 : D8?
А. 2
Б. 5
В. 8
Г. 16
2. Адрес клетки электронной таблицы – это:
Д. Имя, состоящее из любой последовательности символов.
Е. Имя, состоящее из имени столбца и номера строки.
Ж. Адрес байта оперативной памяти, отведенного под клетку.
З. Имя, состоящее из номера строки и номера столбца.
3. В клетку электронной таблицы можно занести:
И. Только формулы.
К. Числа и текст.
Л. Только числа.
М. Числа, формулы и текст.
4. Дан фрагмент ЭТ:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
1 |
8 |
5 |
9 |
2 |
9 |
5 |
3 |
4 |
3 |
0 |
0 |
9 |
5 |
4 |
3 |
24 |
3 |
6 |
Выберите верное утверждение
Н. В ячейку D4 введена формула (А1 + В2 + С3)/3.
О. В ячейку D1 введена формула СУММ (А2 : В3).
П. В ячейку D2 введена формула СУММ (В3 : С4)/СУММ (А3 : С3).
Р. В ячейку D3 введена формула С3 . С4 – (С1 – С2)/5.
5. Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:
|
А |
В |
1 |
10 |
= А1 + А2 |
2 |
20 |
|
3 |
30 |
|
4 |
40 |
Чему будут равны значения клеток В2 и В3 (после выхода из режима отображения формул), если в них было скопировано содержимое клетки В1?
С.30 и 30
Т. 50 и 70
У. 30 и 50
Ф. 50 и 30
6. Укажите верно записанную формулу для ЭТ:
Х. = 2А . 8
Ц. = В + У8/5
Ч. = Н7 + СУММ (В8 : С9)
Ш. = В3 : 3.
7. В ЭТ формула копируется из ячейки В2 в ячейку D3. Какова будет формула в ячейке D3?
|
A | B |
C |
D |
1 |
|
|||
2 | =$A$1 . B1 | |||
3 |
|
Щ. = $A$1 . B2
Ы. = $A$1 . B1
Э. = $A$2 . B1
Ю. = $A$1 . D2
Задание 2.
Тест № 2
В колонку ответов напротив цифр проставить соответствующие буквы.
№ |
Кнопка |
Название кнопки |
Ответ | |
1. |
П. |
Изменение шрифта | 1. |
|
2. |
О. |
Печать | 2. |
|
3. |
С. |
Предварительный просмотр |
3. |
|
4. |
И. |
Новый документ | 4. |
|
5. |
Б. |
Различное начертание | 5. |
|
6. |
С. |
Размер шрифта | 6. |
|
7. |
З. |
Вырезка | 7. |
|
8. |
А. |
Расположение текста | 8. |
|
9. |
– |
Копирование | 9. |
|
10. |
А. |
Сохранение документа | 10. |
|
11. |
Е. |
Диаграмма | 11. |
|
12. |
Д. |
Сортировка | 12. |
|
13. |
– |
Суммирование | 13. |
|
14. |
О. |
Автоформатирование | 14. |
|
15. |
Б. |
Оформление границ | 15. |
Задание 3.
Построить круговую диаграмму, показывающею, сколько каких продуктов нужно для приготовления вашего кушанья имеющую название “ Соотношения продуктов для приготовления (название блюда из задания 1)” . Оформить диаграмму в документе “Команда №..”(уже создан на рабочем столе) (скопировать) .
мясо | 300 | г |
капуста | 800 | г |
рис | 100 | г |
лук | 50 | г |
Задание 4.
Описать ,для чего нужна условная функция, и с помощью какой вкладки и в какой последовательности производятся операции с условной функцией (на примере).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ МАТРОСА.
Задание 1.
Тест № 1
1. Что могут обозначать А1, С6, М4 …?
- Набор букв и цифр
- Адрес ячейки
- Номер задачи
2. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах ?
- Со знака “$”
- Со знака “=”
- С имени ячейки
3. В клетку электронной таблицы можно занести
- Только формулы
- Числа и текст
- Числа, формулы и текст
4. В электронной таблице формула копируется из ячейки B2 в D3. Какова будет формула в ячейке D3?
А | В | С | D | |
1 | ||||
2 | =$A1 . B$1 | |||
3 |
- = $A1 . D2
- = $A2 . D$1
- = $A1 . B$1
5. В электронных таблицах произвели сортировку по возрастанию с столбце В, в каком порядке расположатся записи
А
В
С
1 Запись 1 Иванова С. 4 2 Запись 2 Пертов А 6 3 Запись 3 Аванесова О 5 4 Запись 4 Юнга Е. 1
А. Запись 3 |
В. Запись 1 |
С. Запись 3 |
6. Построить круговую диаграмму. Какой из рисунков соответствует круговой диаграмме.
А.
В.
С.
Задание 2.
Построить диаграмму-гистограмму, показывающею наличие имеющихся и необходимых приобрести деталей по следующей таблице.
НАЛИЧИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕТЕЛЕЙ | ||
ИМЕЮТСЯ | НУЖНО | |
ГАЙКИ | 32 |
24 |
ПОДШИПНИКИ | 16 |
12 |
БОЛТЫ | 28 |
14 |
Задание 3.
Тест № 2.
В колонку ответов напротив цифр проставить соответствующие буквы.
№ |
Кнопка |
Название кнопки |
Ответ | |
1. |
Ы. |
Изменение шрифта | 1. |
|
2. |
Т. |
Печать | 2. |
|
3. |
Р. |
Предварительный просмотр | 3. |
|
4. |
А. |
Новый документ | 4. |
|
5. |
И. |
Различное начертание | 5. |
|
6. |
В. |
Размер шрифта | 6. |
|
7. |
– |
Вырезка | 7. |
|
8. |
Д. |
Расположение текста | 8. |
|
9. |
Ь. |
Копирование | 9. |
|
10. |
П. |
Сохранение документа | 10. |
|
11. |
Б. |
Диаграмма | 11. |
|
12. |
У. |
Сортировка | 12. |
|
13. |
А. |
Суммирование | 13. |
|
14. |
Л. |
Автоформатирование | 14. |
|
15. |
У. |
Оформление границ | 15. |
Задание 4.
Описать , что можно отформатировать у электронной таблице и как, с помощью каких кнопок и вставок (где они находятся).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАПИТАНОВ
Задание 1.
1-й команды. Построить электронную таблицу к задаче: “Минимальная заработная плата (МЗП) – 1000 рублей. Матрос плавает 6 лет и имеет 4 разряд. Кок имеет 2 дочек. Капитан имеет ставку 10 МЗП. Матрос детей не имеет. У кока стаж 4 года. У штурмана 3 детей и он работает 8 лет. Капитан имеет 16 разряд и сына. Матрос имеет оклад – 3 МЗП. Капитан ходит под парусами 12 лет. Кок получает 6 МЗП. Штурман имеет 12 разряд и зарабатывает 9 МЗП. Кок имеет 8 разряд. Укажите фамилии членов экипажа.
2-й команды. Построить электронную таблицу к задаче: “Минимальная заработная плата (МЗП) – 700 рублей. Матрос плавает 6 лет и имеет 4 разряд. Кок имеет 2 дочек. Капитан имеет ставку 10 МЗП. Матрос детей не имеет. У кока стаж 4 года. У штурмана 3 детей и он работает 8 лет. Капитан имеет 16 разряд и сына. Матрос имеет оклад – 3 МЗП. Капитан ходит под парусами 12 лет. Кок получает 6 МЗП. Штурман имеет 12 разряд и зарабатывает 9 МЗП. Кок имеет 8 разряд. Укажите фамилии членов экипажа.
3-й команды. Построить электронную таблицу к задаче: “Минимальная заработная плата (МЗП) – 1200 рублей. Матрос плавает 6 лет и имеет 4 разряд. Кок имеет 2 дочек. Капитан имеет ставку 10 МЗП. Матрос детей не имеет. У кока стаж 4 года. У штурмана 3 детей и он работает 8 лет. Капитан имеет 16 разряд и сына. Матрос имеет оклад – 3 МЗП. Капитан ходит под парусами 12 лет. Кок получает 6 МЗП. Штурман имеет 12 разряд и зарабатывает 9 МЗП. Кок имеет 8 разряд. Укажите фамилии членов экипажа.
Задание 2.
Записать расчетные формулы с учетом адреса ячейки.(для последующего использования)
1. Рассчитать ЗАРПЛАТУ экипажа корабля ЗАР/П = МЗП . ОКЛАД.
2. Рассчитать премию по формуле, используя логическую функцию ЕСЛИ:
– если стаж работы >=10 лет, то ПРЕМИЯ =
ОКЛАД . 0,5;
– если стаж работы < 10 лет, то ПРЕМИЯ = ОКЛАД
. 0,25
3. Рассчитать пособие на детей: по 1 МЗП на каждого ребёнка.
4. Рассчитать сумму получения по формуле: СУММА = ОКЛАД + ПРЕМИЯ + ПОСОБИЕ
Задание 3.
Подготовить данные для построения диаграммы “Оплата труда команда № __”
Задание 4.
Построить диаграмму “ Зарплата команды № ___” и распечатать её. Распечатать диаграммы других членов экипажа. И таблицу 1-2 задания, расчеты по формулам
Приложение 2.
Таблица для ответов капитанов.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
|
1 |
МЗП |
|||||||||
2 |
Фамилия | Должность | стаж | разряд | дети | оклад | зар/п | премия | пособие | сумма |
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
Таблицы для ответов штурмана.
Задание 2 |
|
№ |
ОТВЕТЫ |
1) | |
2) 1. | |
2) 2. | |
3) | |
4) | |
5) | |
6) 1. | |
6) 2. | |
6) 3. |
Задание 3 |
||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОТВЕТ |
||||||||
№ |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ОТВЕТ |
Ответ на задание 4 |
Таблицы ответов для кока.
Задание 1 | |||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОТВЕТ |
Задание 2 | ||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОТВЕТ |
||||||||
№ |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ОТВЕТ |
Ответ на задание 4 |
Таблицы ответов для матроса.
Задание 1 | ||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ОТВЕТ |
Задание 3 | ||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОТВЕТ |
||||||||
№ |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ОТВЕТ |
Задание 4 |