Цели:
- Воспитать глубокую заинтересованность в правильном осмыслении исторических явлений исторического прошлого в делопроизводстве.
- Активизировать изучение учащимися исторических понятий и явлений, связанных с делопроизводством.
- Сформировать побуждения к творческому исследовательскому труду и развить у обучающихся разносторонние интересы и способности.
- Создание эмоционального фона для повторения и усвоения материала.
Оформление: на доске написано название игры, портрет Петра I и рисунок колеса от телеги, на полу расстелена дорога на которой расставлены года правления Петра I, в соответствии со знаменательными датами в делопроизводстве той эпохи. У всех участников игры по командам бантики по цвету своей команды и на столе эмблема команды.
Оборудование: кадоскоп.
Жюри: выбирают 3-х чел. из класса и учитель технологии
Действующие лица:
Ведущий
Петр I
команда “Красные”
команда “Синие”
команда “Белые”
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с Вами проведем игру “Колесо
истории”, чем-то похожую на телевизионное шоу. Мы
остановим наше Колесо истории на одном из этапов
развития отечественного делопроизводства и тема
нашей игры: “Петровские реформы
делопроизводства в учреждениях России XVIII в.”
Во время игры мы с Вами осмыслим и познаем
историческое прошлое делопроизводства и
проверим Ваши знания в нетрадиционной форме.
Итак, слушаем правила игры.
Сегодня крутит Колесо истории сам Петр I и
помогает ему в этом ведущий. Они будут Вам
задавать вопросы и давать задания. За полные и
правильные ответы командам жюри будут
присуждаться версты 100, 50, 25. Победителем в игре
станет тот, кто хорошо учил историю,
делопроизводство и провел подготовительную
работу к нашей игре.
Итак, команды готовы? Прошу ведущего повернуть
Колесо истории.
II. Соревнование команд.
Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаю все
команды отправиться вместе с нами в XVIII в. В этом
путешествии вы сможете проверить и оценить свои
знания по делопроизводству и истории
делопроизводства, смекалку, сообразительность,
укрепить интерес к делопроизводству.
Для начала давайте посмотрим какие команды
решили отправиться в путешествие.
Итак, с нами в путешествие отправляются три
команды: команда “Синие”, команда “Красные” и
команда “Белые”.
Первый вопрос к командам: при Петре I произошли
большие преобразования в различных областях
государственного управления России. Появились
новые учреждения бюрократического типа и
регламенты для них, определяющие состав,
компетенцию, организацию делопроизводства.
Петр I. Я, Петр I в 1711 г, отправляясь в турецкий поход, издал коротенький указ, гласивший (читает указ): “Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления”.
Ведущий. Так одним росчерком пера было основано учреждение просуществовавшие в России около двухсот лет.
Петр I. Итак, вопрос: “Высшее светское учреждение – Сенат, чем он являлся?”
- Высшим законодательным органом страны.
- Высшим распорядительным и исполнительным органом.
- Высшим органом политического сыска.
Варианты ответов Вы можете объединить по своему усмотрению.
Ведущий. Вскоре после учреждения Сената вместо громоздкой системы центральных учреждений – приказов в первой четверти 18 в. была создана система коллегий. Их число было доведено до:
- 50
- 12
- 8
- 13
- 15
Петр I. А сейчас я хочу проверить команды. Сколько в приказной системе делопроизводства первой четверти 18 в. насчитывалось приказов? (Ответ: 44)
Ведущий. У нас есть еще один вопрос к командам. Кто был архитектором здания 12 коллегий и в чем особенность архитектуры этого здания?
(Ответ: архитектором был Трезини, а особенность этого здания состояла в том, что оно было построено из 12 одинаковых корпусов, сомкнутых в одно сооружение)
Петр I. Петр подходит к доске на которой кадоскопом перенесено изображение здания 12 коллегий и говорит: “Ответ прозвучал верный именно так я представлял здание 12 коллегий. Чтобы оно состояло из 12 одинаковых корпусов”.
– Итак, поворачиваем Колесо истории, и вот мы оказываемся в 1715 г. Я направляю своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения существующий у них коллегиальной системы управления и возможности применения её в России. По возвращении в Россию они доложили мне…
Выходят в костюмах вернувшиеся из Европы посланцы Петра I.
Посланцы. Нами были изучены материалы существующих у них коллегиальных систем, после изучения материалов было принято решение выбрать шведскую модель, учитывая особенности нашего государственного строя, постепенно вводить её.
Ведущий. Итак вопрос, кем был составлен первый вариант “Генерального регламента”?
- Генрихом Фике.
- Ф.Ю. Ромодановским.
- П.И. Ягужинский.
- Г.И. Головкиным.
- А.Д. Меньшиковым.
Петр I. У меня есть еще один вопрос к командам. Сколько имел редакций “ Генеральный регламент”?
- 30
- 12
- 5
- 19
- 10
Ведущий. Назовите полную дату утверждения “ Генерального регламента” как законодательного акта? Ответ: 28 февраля 1720г.
Петр I. А теперь скажите мне пожалуйста, что определял “ Генеральный регламент”?
(Ответ: “Генеральный регламент” определял порядок работы Сената и коллегий, взаимоотношения между ними, обязанности чиновников, оформление и прохождение дел. “Генеральный регламент” стал основой организации делопроизводства и в соответствии с ним была оформлена новая система документации)
Ведущий. Следующие задание для команд будет заключаться в следующем: перед вами лежат карточки, составьте с помощью этих карточек схему органов власти и управления в России в первой четверти 18 в.
Петр I. Следующий вопрос к командам: в чем заключалось отличие коллежского делопроизводства от приказного?
(Ответ: в том, что его организация регламентировалась законодательством)
Ведущий. А теперь мы с вами внимательно послушаем слова Петра I которые он произнес после назначения президентов коллегий.
Петр I. “Выбрать подручных или товарищей особо смотря, что б не было отнюдь свойственников или собственных криатур”.
Ведущий. Вопрос. Кем назначил Петр I за честность, прямодушие и неподкупность Ягужинского?
- Главой посольской службы в России.
- Генералом-прокурором Сената.
- Обер-прокурором Синода.
- Президентом юстиц-коллегии.
- Кабинет-секретарем.
Петр I. Следующим этапом реформ в делопроизводстве стал 1722 г., когда после длительной тщательной, подготовки был опубликован один из важнейших документов эпохи, назовите этот документ. Варианты ответов:
- Учреждение для управления губерний.
- Табель о рангах.
- Общее учреждение министров.
Ведущий. Вопрос, к командам: что определял табель о рангах?
(Ответ: он определял систему чинов, и порядок продвижения на государственной службе)
Петр I. Да, именно этот документ положил начало системе чинов, званий и титулов, которые применялись в делопроизводстве до1917г.В этот же период была создана практика официального делопроизводства, существовавшая до наших дней.
Ведущий. Вопрос к командам. На сколько классов согласно “Табель о рангах” делились военные и гражданские чины? (Ответ: на 14)
Петр I. Какие классы занимали согласно “Табель о рангах” коллежский, сенатский и губернский секретари. (Ответ: 10 – 12 класс)
Ведущий. Следующий вопрос. Высшим гражданским чином в “ Табели о рангах” являлся:
- Надворный советник.
- Канцлер.
- Тайный советник.
- Действительный тайный советник.
- Статский советник.
Петр I. “В Сенате никакое дело надлежит быть словесно, но все письменно”.
Ведущий. В эпоху Петра I в России стали появляться “письмовники”. Что означает этот термин?
- Так называли разносчиков писем.
- Так называли учебники, обучавшие письменной грамоте.
- Название сборника комплиментов на разных языках, служившего обучению дворян языком и хорошим манерам.
- Так называли сборники, содержавшие образцы писем на все случаи жизни.
- Книги о хороших манерах, по типу книги “ юности честное зерцало”.
Ведущий. В каких официальных законодательных актах впервые было выведено делопроизводство в качестве самостоятельной сферы государственной деятельности, помимо “ Генерального регламента”?
(Ответ: в указах “О должностях Сената”, “Об исполнении указов”)
Петр I. Некоторые документы составлялись по обязательным формам документов, как они назывались? Ответ: “генеральные формуляры”
Ведущий. Какие документы оформлялись в соответствии с этими формулярами?
(Ответ: дипломы, патенты)
Петр I. Вопрос к командам. Специальная глава Генерального регламента устанавливала порядок пользования печатями. Как это происходило?
(Ответ: Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей)
Ведущий. Итак, первая часть игры подходит к концу и у нас осталось последнее задание к командам. Суть задания заключается в разгадке кроссворда, посвященного “Генеральному регламенту”
По горизонтали:
1. Кто возглавлял коллегию?
2. Кто являлся центральной фигурой канцелярии?
4. От вышестоящих учреждений подчиненным
направлялись…
7. Частные лица обращались в государственные
учреждения форме…
8. В чем регистрировались документы?
По вертикали:
1. В чем фиксировал нотариус ход заседания
присутствия?
3. Какая должность была учреждена для заведования
архивом?
5. В чем отражался бухгалтерский учет?
6. На кого возлагалась организация
делопроизводства коллегий?
Ответы на кроссворд:
Ведущий. Время вышло, прошу сдать кроссворды жюри и взглянуть на экран, для подведения итогов игры проверить свои ответы.
III. Подведение итогов игры/
Звучат фанфары. Жюри подводит итоги игры и объявляет результаты. Петр I вручает грамоты за I, II, и III место.
Петр I. Команде занявшей первое место я хочу предложить сыграть в суперигру и выиграть главный приз (торт). Вы согласны? Ответ: да
Ведущий. Перед Вами 3 дороги, на каждой из них лежат конверты с вопросами разного уровня сложности:
1 дорога – 2 вопроса:
1. В каком году Петр I издает указ об отмене
столбцовой формы документа и всеобщему переходу
к тетрадной форме?
2. Какую длину имело “Соборное уложение”
выполненное столбцовым способом?
2 дорога – 3 вопроса:
1. В чем заключались обязанности секретаря
коллегии?
2. Что называли челобитной?
- Донос.
- Любовное послание.
- Деловое письмо.
- Письмо с просьбами.
- Дружеское послание.
3. Когда стала формироваться система приказов?
- В конце 15 в.
- В первой половине 16 в.
- В середине 16 в.
- В третьей четверти 16 в.
- В начале 17 в.
3 дорога – 4 вопроса:
1. При каком правителе в России стала развиваться система приказов?
- Иване III.
- Иване IV.
- Василии Шуйском.
- Михаиле Романове.
2. От 17 в. сохранилось немало частных писем, как их назвали?
- “Письмовниками”.
- “Грамотками”.
- “Записками”.
- “Челобитными”.
- “Посылками”.
3. Что такое приказы?
4. Что такое Земский собор?
IV. Подведение итогов.
Учитель. Итак, сегодня мы побывали с Вами в эпохе Петра I.Все команды внесли посильный вклад. Подведем итог. Скажите, пожалуйста, что же Вы узнали нового из нашей игры? С какими источниками информации Вы работали при подготовке к игре? Большое спасибо всем участникам игры и до скорой встречи.