Урок русского языка в 6-м классе с применением компьютерных технологий

Разделы: Русский язык


Урок русского языка в 6 классе с применением компьютерных технологий.

Тема: правописание приставок. Обобщение.

Цель урока: обобщить знания о приставках.

Задачи урока:

  • Практическим путём совершенствовать умения классифицировать слова с разными группами приставок и правильно их писать.
  • Совершенствовать навыки работы на компьютере.
  • Развивать творческую активность.

Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном класс, оснащённом мультимедийной техникой. На компьютерах, связанных между собой через локальную сеть, установлена обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза». Урок сопровождается авторской презентацией, именуемой в дальнейшем «приложение 1».

Структура урока Ход урока Примечания
1. Чистописание Урок русского языка как всегда начнём с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу.

До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.

-Вы догадались что мы записали?(морфемы)

-Что такое морфема? ( Это часть слова)

-Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика)

-С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией)

-Что изучает морфология?

На данном уроке учащиеся работают не в тетрадях, а на рабочих листках. (приложение 2) На экране через мультимедийный

проектор демонстрируется

презентация.

(приложение 1)

Слайд №1

2.Рефлексия -Если бы мы отправились в путешествие по океану русского языка, то, проплывая острова морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса и пунктуации, мы приплыли бы на островМорфемики.

-На этом острове 4 города.
Как вы думаете, каких? (город приставок, корней, суффиксов и окончаний)

-В каких же городах живут морфемы, которые мы записали в чистописании?
(до-, при-, на-, по- в городе приставок, -гор-, гар-– в городе корней и тд…)

Слайд №2

Слайд №3

 

Слайд №3(а)
Слайд №3(б)

 

3.Сообщение

темы урока

-Сегодня мы будем гостями города приставок. Т.е. повторим и обобщим всё, что знаем о приставках, потренируемся в их написании. Слайд №4

 

4.Теоретическое

повторение

А как вы думаете, много ли жителей в этом городе?
(дети дают ответы)

-Попробуем их вспомнить.

За одну минуту записать все приставки, пришедшие на память.

Проверка: Сосчитайте, кто, сколько вспомнил приставок, запишите число.
(На самом деле их чуть больше 40-а)

-Кто вспомнил все 40,30,20, 10?
(Читает тот, у кого приставок больше всех)

-Вернёмся в город приставок.

- Как вы думаете, почему в нём три дома?

(Потому что приставки можно разделить на три группы)

Единообразного написания приставки при- , пре-

-Приставки, оканчивающиеся на з-, с-

Здесь уместно использовать песочные часы.

 

 

 

Слайд №4 (а)
На слайде появляются все возможные приставки, и дети могут дописать те, что не вспомнили.

 

 

 

 

Слайд№4 (б)

5.Повторение

приставок единообразного

написания

-Подчиняются ли какому-либо правилу приставки единообразного написания?
(нет, их надо запоминать.)

- Потренируемся в их написании и узнавании.

Сонный,собирался,
Осенний, освещал,
Доехал,   дождик,
Побежал, поляна,
Пропадать, проба.

-      Из группы слов выписать только слова с приставками единообразного написания и выделить их.

Проверка.

- А чем являются похожие буквосочетания в остальных словах? (частью корня)

Какой частью речи являются выписанные нами слова?    (глаголами)

-Нам не встретились существительные и прилагательные. Придумайте одно прилагательное и одно существительное с приставками единообразного написания.

  Проверка.

- А у каких частей речи совсем не бывает приставок? (у местоимения и служебных частей речи).

Слайд№5
На экране высвечивается задание.

 

 

 

 

Слайд №5 (а)

На экране высвечивается проверка.

 

6. Промежуточный итог.

 

- Давайте подведём итог этой части урока.

- Оцените свои теоретические знания и практические умения.

 

В рабочем листе (приложение 2)  в графах «знаю правило», «умею его применять» учащиеся оценивают себя.
7.Повторение приставок на з, с.

 

- А теперь постучимся в другой дом. Кто здесь живёт? (приставки, оканчивающиеся на з, с.)

-Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно писать эти приставки?

Дети хором отвечают правило

- Оцените себя, как вы знаете это правило.

-Потренируемся в написании этих приставок.

Диктант.

  Оставьте строчку для заглавия.

С самого рассвета идёт мелкий дождь. В последнее время он льёт беспрерывно. Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли.

Цветы исчезли. Это злая рука осени сжала и смяла их.

 Проверка.- Найдите слова с приставками. Объясните их написание. Назовите слова с приставками единообразного написания и с приставками на з, с.

(Необходимо обратить внимание на слова сжала и смяла. Приставка  с- относится к приставкам единообразного написания.)

- Найдите простое двусоставное предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

Подчеркните грамматическую основу.

- Найдите простое нераспространённое предложение. Докажите.

- Найдите сложное предложение и дайте его характеристику.

-Как называется отрывок, который мы записали?

(текст)

-Озаглавьте его. Укажите стиль и тип речи.

Найдите средства художественной выразительности.

Я хочу процитировать вам слова известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

-Найдите в тексте пару слов противоположного значения (антонимы).

-Что придаёт слову противоположный смысл?

(приставки)

Задание по вариантам.

Пользуясь приставками подобрать антонимы к словам

1 вариант.                      2 вариант.

Запахнуть -                  Болезненный укол-

 Разжимать-               Вкусная пища-

Зашнуровать-              Снежная зима-

Отцвела-                     Пплатный вход-

Слайд № 6.

 

Слайд №6 (а)

В рабочем листе дети ставят (+)  либо (–)

 

 

 

 

 

 

Два человека выполняют эту работу на переносных досках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7.

 

8.      Промежуточный итог.

 

Проверка. Оцените себя. Если не сделали ошибок в правописании при ставок , оканчивающихся на з, с,то поставьте себе (+) В рабочий лист дети ставят себе (+) или (–) (приложение2)
9.      Повторение

Приставок при- пре-

Постучимся в третий дом. Кто там живёт?

( приставки при- и пре.)

Слайд №8

(приложение 1)

а)Теоретическое

повторение.

От чего зависит их выбор? ( от смысла)

- Посмотрим, как вы знаете это правило.

Заполнить таблицу. (см. Приложение 2)

Взаимопроверка.

В рабочем листе дети заполняют

таблицу. (приложение 2)

Слайд №8 (а)

(приложение1)

На экране высвечивается проверка, дети оценивают работу друг друга в рабочих листках.

б) Практические

упражнения.

Правило вы знаете хорошо, а теперь потренируемся.

Работа в парах по перфокарте   (приложение 3).

Взаимопроверка.

-А всегда ли легко определить значение приставки?

-Как быть с такими словами?

(их надо запоминать)

Устный словарный диктант.

Учащиеся поднимают карточки с приставками

При-        пре-

 Приоритет                   Прибыть на вокзал   

  Президент                   Пребывать в отпуске

  Привилегия                Притворить дверь

  Преображение            Претворить мечту

  Претензия>                   Приказать  

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

В рабочих листках дети ставят себе столько+,сколько

слов они показали правильно. Все слова с ошибками это (–)

 

10. Итоговое

задание

Мы повторили все правила правописания приставок,

Переходим к итоговому заданию. Для этого разобьёмся на две группы.

Одна группа будет выполнять творческое задание, эту группу мы назовём творцы, а вторая группа будет выполнять работу на компьютере. Их мы назовём компьютерщики.

Дети делятся на две группы. На работу отводится 6-7 минут.

Компьютерщики. Через локальную сеть открываем на всех компьютерах обучающую программу по русскому языку «Фраза».

Дети вводят пароль…

                      ваше имя…

                      класс…6

                      тема…правописание приставок.

                      вариант…283

 По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.

Дети, закончившие раньше других,  выполняют работу на листе с дополнительным заданием.     (приложение 4)

Творцов можно разделить ещё на две группы.

Им даётся задание придумать мини-текст из слов, в состав которых обязательно должны входить приставки

По истечении времени творцы зачитывают свои мини-сочинения. Даётся коллективная оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»  не прилагается.

 

11. Итог урока Давайте подведём итог нашего урока.

 На экране высвечивается оценочная шкала, дети подсчитывают свои результаты и выводят оценку.

Слайд №7

 

Слайд №8