Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Цели:
- Образовательные:
- определить, какие территории включает ДВЭР.
- объяснить особенности ЭГП
- оценить природные условия и ресурсы для хозяйственной деятельности человека
- выделить ведущие отрасли хозяйства.
- Развивающие:
- закрепить умение извлекать информацию из карт атласа
- умение анализировать данные и формулировать выводы
- стимулировать любознательность
- использование модульного обучения при изучении экономических районов
- Воспитательные:
- учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей
- раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП
Оборудование:
- физическая карта «СВ Сибири и Д. Восток»
- политико-административная карта России
- значки полезных ископаемых, ВПК (*)
- учебник Алексеев А.И. География 9.- М.: Просвещение, 2000.
- - ксерокопии статей из дополнительных источников информации
Опережающее задание:
- Сообщение «Открытие и освоение Курильских островов» (журнал «Гвш» №7, 2001.)[Приложение 3].
- Сообщение «Островная территория Д. Востока» (газета «География» №29, 1996).
- Сообщение «Алмазы Якутии» (Энциклопедия. Физическая и экономическая география России. – М.: Аванта+, 2002).
Выступление с докладом рассчитано на 2-3 минуты.
Требования к уроку:
класс поделен на 4 группы, равные по численности.
Оформление доски:
План урока:
- ЭГП
- Природные условия
- Природно-ресурсный потенциал
- Специализация отраслей хозяйств
Новые понятия: АЙНЫ.
Этапы урока:
- Организационно-подготовительный этап.
- Изучение нового материала.
- внутригрупповое изучение и принятие решений (10 минут)
- заслушивание сообщений групп, оформление конспекта урока (по 8 минут)
- Заключительный этап.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение экономического районирования РФ. Переходим к изучению самого большого ЭР, самого удаленного от центра России - ДВЭР. На уроке познакомимся с особенностями ЭГП и природных условий; с природно-ресурсными предпосылками развития экономики и выявим ведущие отрасли хозяйства.
Сегодня вам предстоит самостоятельно изучить материал и представить его.
Взвод поделен на 4 группы; каждая группа получает задание [Приложение 1]. Перед каждой группой стоит определенная задача: в течение 10 минут обсуждения готовите ответы на поставленные вопросы. Затем, мы заслушиваем выступление каждой группы, и одновременно вы оформляете конспект в тетради по шаблону [Приложение 2]. По окончании урока тетради сдаются на проверку.
Итак, получите задание.
(Вовремя работы учащихся преподаватель контролирует, корректирует работу групп, при необходимости помогает.).
Учитель: ДВЭР самый большой ЭР. Оцените ЭГП, обоснуйте свою точку зрения.
Выступление 1-ой группы; заслушиваются 2 сообщения об островной территории экономического района.
Учитель: Каковы природные условия для хозяйственной деятельности человека?
Выступление 2-ой группы.
Учитель: Оцените природно-ресурсный потенциал ДВЭР.
Выступление 3-ей группы.
Учитель: Выделите отрасли специализации, факторы развития данных отраслей. Обоснуйте развитие ВПК на Д. Востоке, назовите центры ВПК.
Выступление 3-ей группы.
В заключениe ставится вопрос: «Какие факторы на ваш взгляд, влияют на качество жизни населения?»
Учитель подводит итог урока, оценивается работа учащихся.
Домашнее задание: параграф 50, устно ответить на 5 и 6 вопросы в конце параграфа.