Формирование экологической культуры

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.

Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так жев его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность: чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красотуприроды, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок" [19].

Опыт В.А. Сухомлинского служит ярким доказательством позитивного влияния воспитательного потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, с опытом его собственной добротворческой деятельности в   окружающей среде.

Значительные достижения в разработке проблем экологического образования накоплены за последние два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школа РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева Л.П. и др.).

В большинстве программ экологического образования, разработанныхколлективом ученых, присутствует идея "интеграции научных знаний с образом искусства", актуализации познавательной функции искусства, а также выводы о том, что общение с природой - ведущее условие формирования экологической ответственности на основе теоретического и практического отношения к природной среде. Исследователи подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами классной комнаты, усиление контактов с окружающим миром для осознания школьниками своей роли в улучшении природной среды. Модель школы "Экология и диалектика" Л.В. Тарасова представляет собой экологизированную модель развивающего обучения."На первый взгляд, выдвигаются умения, а приобретение знаний рассматривается как средство развития", [20]. Учебный процесс, по утверждению автора, ориентирован "на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые предстоит решать человечеству". Все содержание обучения в школе, работающей по модели "Экология и диалектика", перестроено с точки зрения экологического императива: человек - часть природы. Он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции.

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, В.И. Пановым разрабатывается концепция экопсихологии детства. По утверждению авторов, под "экологией детства" в самом общем виде следует понимать заботу о сохранении в детях творческой природы человека, его природной способности к развитию [6].

Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоковоспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Успешность экологического воспитания на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы т.к. для детей, обучающихся в ней, природные компоненты являются обязательным компонентом их жизни. Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающейспособностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия в становлении экологической культуры личности иформировании экологически оправданного поведения человека. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связисо средой своей жизни, в состав которой входят окружающие населенные пункт природные экосистемы - луг, лес, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируютсяправильные представления об окружающей среде.

Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватностьмер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического воспитания.

Экологические воспитание школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета, рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики [4].

Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры.

Взаимосвязь человека с миром природы в той или иной мере отражена практически в любом литературном произведении. Поэтому на уроках чтения учитель имеет большие возможности для формирования у младших школьников экологической культуры. Рассматриваемые картины природы (литературный пейзаж) анализируются не как некий фон, а имеют разнообразное смысловое значение.

Русская литература традиционно близко связана с миром природы. Русские писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого ее    восприятия. Например, все творчество И.А. Бунина проникнуто поэзией русской природы, а в произведениях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова раскрыты духовные связи между человеком и миром природы. В творчестве М.М. Пришвина любовь к родной природе сочетается со знаниями о ней и ее пониманием. Писатель был убежден, что природа оказывает огромное воздействие на человека. К.Г. Паустовский в своих произведениях провозглашает бескорыстное отношение к миру природы.    И им ставилась проблема охраны окружающей природы еще в 50-х г.г. У писателей-натуралистов - В.В. Бианки. Н.И. Сладкова - прослеживается связь природы и человека в этом мире. Они увлекательны, познавательны и высокохудожественны.

На уроках окружающего мира (УМК Н.Ф. Виноградовой) для формирования экологической культуры часто можно использовать стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое произведениевоспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе. Вот один из примеров - использование на уроке в 3 классе, стихотворения С. Викулова, нашего земляка, при изучении темы: "Вода. Охрана воды":

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы ее любили,-
Она ведь первою былаДля нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее
И своего добились.

Цель использования этого стихотворения - привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество окружающей среды.

После прочтения стихотворения необходимо обсудить следующие вопросы:

Как вы думаете, почему речка стала "грязной"? Как вы могли бы помочь этой речке?

Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки к ним.

Стихи использую при изучении многих тем. С их помощьюшкольники закрепляют и обобщают имеющиеся знания и получают новые. Кроме того, стихотворения используются не как фон или вспомогательное средство, а как предмет анализа диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания. Такимобразом, стихи можно использовать на любом этапе урока. Они выполняют познавательные, воспитательные и развивающие функции и способствуют развитию гуманного отношения к природе.

Изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство) содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое отношение к природе творческими средствами.

Так, в учебниках "Русский язык" 2-3 классов (автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова) очень много упражнений, которые имеют экологическую направленность. Выполняя их, дети невольно погружаются в мир взаимоотношений человека и природы.На этом уроке дети проявляютсвое творчество при написании рассказов на ту или иную тему, показывают свое отношение к тому или иному объекту. Например, при написании изложения на тему "Лесной дом", им необходимо доказать почему нельзя губить деревья, почему нужно беречь лесной дом и природу?

На уроках математики вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах. В них раскрываются вопросы заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и преумноженияприродных задач. Так в учебнике математики 3 класс (автор В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева)предложена следующая задача: "Трое мальчиков нашли 250 грибов. Петя с Мишей нашли 86 и 75 грибов. Сколько грибов нашел Олег?" В ходе работы над задачей решаются вопросы правильного сбора грибов, значение грибов для обитателей леса.

Таким образом, управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы осуществляется посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, упражнений, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей (проведение интегрированных уроков), согласованное воздействие учебных предметов начальной школы на развитие различных аспектов формирующегося отношения учащихся к социальной и природной среде. Поэтому учащимся предлагается составить и решить задачи экологического характера,вспомнить описание природы из учебника литературного чтения, сочинить сказку, рассказ, стихотворение, сделать рисунок, поделку из природного материала, оказать посильную помощь растениям и животным.

Школа, находящаяся в сельской местности, в непосредственной близости к природе, является естественной лабораторией для экологического образования. Места, в которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителей начальных классов донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему возможность проиграть различные типы поведения в типичных для него жизненных ситуациях. С этой точки зрения, учащихся начальных классов может привлечь такая форма внеурочной работы как экологический проект, тематика, которых может быть самая разнообразная. Например, проект "Пусть зима будет доброй!", цель которого - проведение ярмарки - распродажи кормушек для птиц. изготовленных младшими школьниками. Или "Знакомые незнакомцы", который помогает младшими школьниками овладеть умением определять породы деревьев в зимнее время. Экологический проект "Новогодняя красавица" направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, убеждение учащихся   в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. В рамках этого проекта целесообразно провести выставку "Как сохранить ель", выпустить листовки с призывом "Берегите ели", провести конкурс на оригинальную замену живой новогодней ели. С этой точки зрения "экологический театр" можно так же рассматривать как совокупность самостоятельных проектов. Цель деятельности "экологического театра" - отражение проблем охраны природы, призыв к зрителям беречь природу, выполнять определенные правила поведения в окружающей среде. В рамках этого проекта например можно провести следующие инсценировки: "Теремок на экологический лад" по мотивам сказки С.Я. Маршака, "Сказка о чистоте Земли" и "Где и как зимуют насекомые" (авт. Т. Шпотова) и др.

В работе по экологическому воспитанию младших школьников большим подспорьем может оказаться организация кружковых занятий. Например, кружок "Живой уголок" преследует цель углубления знаний учащихся о природе, развитие интереса к изучению окружающего мира. Занятия кружка способствуют оживлению работы детей на уроках, формированию экологических навыков, самореализации каждого и взаимопониманию всех.

Для сельского жителя природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда проявляется безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации педагогического процесса. Необходимо донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за варварское отношение к ней в данной местности.

Учителю, реализующему цели и идеи экологического воспитания в практике начального обучения сельских школьников, важно представлять, какие компоненты окружающей среды и каким образом можно использовать в качестве объектов учебно-познавательной деятельности. Познание и преодоление деградации окружающей человекасреды способно обеспечить благополучное будущее для следующих поколений жителей сел и городов.

Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника с природным и социальным окружением, способствующий формированию экологической культуры личности. Очевидно, что на этапе начального обучения преобладающую роль будут играть задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и т.п.), поскольку природа и отношения с ней - приоритетный и важнейший предмет изучения в начальной школе. Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь на открытие ребенком связей и зависимостей человека и природы, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях. А системное построение заданий позволяет школьнику увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их "дома" и "квартиры", многосторонние связи со средой обитания и между собой, что поможет ребенку открыть для себя многие экологические закономерности.

Приложение 1. Конспект занятия кружка

Литература

  1. В о р о б ь е в А.Н., Г о л о в В.П. Сельская среда и экологическое образование младших школьников // Начальная школа, 1997, №4, С. 36.
  2. Д е р я б о С.Д., Я с в и н В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс",1996.
  3. С и м о н о в а Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
  4. С у х о м л и н с к и й В.А. Павлышевская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.