Цель: пополнять знания детей о применении в народном хозяйстве овощей на Руси, о ценности репы для здоровья человека.
Предварительная работа:
1. Подбор материала о выращивании и применении
репы на Руси.
2. Приготовить театр – фланелеграф по содержанию
рус. нар. сказок “Репка”, “ Мужик и медведь”.
3. Драматизация (чтение, пересказ) русских нар.
сказок о репке.
4. Конкурс рисунков по содержанию сказок о репке
(оформление книжки с детскими рисунками).
5. Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок.
5. Книжная выставка “ Золотой фонд русских
народных сказок” (представить разные года и
издательства , оформление книг по знакомым
русским нар. сказкам).
6. Приготовить для родителей информацию для
стенда “Секреты Чучела Огородного” ( о репке).
7. Приготовить из папье-маше репу.
8. Конверты с заданиями.
9. Географическая карта.
10. Разработать кроссворд “РЕПА”, оформить.
11. Для игры подготовить кусочки овощей.
12. Разработать конспект занятия.
ХОД ЗАНЯТИЙ
В зале (классе, кабинете) появляется Мужик, который катит перед собой (везет на тележке) репу (папье-маше).
Мужик: Ох, и нелегкая работа вывести весь урожай с огородов и полей. Особенно в этом году уродилась репка. Посоветовались мы с медведюшкой и решили самый большой корешок привезти к вам, чтобы каждому досталось по кусочку. Ребята, вы читали историю про наш с медведем спор? Как в сказке говорится о репке, кто помнит “Репа выросла крупная… Корешки сладеньки”. Вот и у деда (сказка “Репка”) выросла репка большая пребольшая.
Входит Чучело: Здравствуйте, ребята! Вы уже собрались, чтобы послушать мои огородные секреты. О, да у нас сегодня гость! Значит, будем вдвоем сегодня рассказывать о репе.
Мужик: Но у меня репа не простая, а волшебная, она может раскрыться на две половинки. А перед этим ребята должны выполнить ряд заданий, которые можно найти на ботве репы. Хотите ребята, чтобы репа раскрылась? Тогда давайте выполнять задания.
Чучело рассматривает вместе с детьми ботву репы, на листьях которой расположены номера.
Чучело: Ребята, конверт с какой цифрой откроем?
Конверт № 1. Задание: Послушайте рассказ Чучела Огородного об истории выращивания репы и использование ее в пищу на Руси. (Материал для обзора см. в приложении)
Педагог: Но о репе давно уже знали в Швейцарии, Норвегии, Гренландии, Англии, Японии, Германии, но первыми узнали греки. (Называя страны, педагог закрепляет символы в форме репки на географической карте)
Примечание: с географической картой ребята с педагогами работают на протяжении всех занятий по этому блоку - “Витамины с грядки”
Участники задания отыскивают следующую цифру на ботве репы.
Конверт № 2. Задание: Ребята, отгадайте загадки о помощниках огородника, чтобы решить кроссворд
1. Деревянный брусок, на нем растет лесок.
2. Огородник Федот с длинным носом живет,
Как наклонится, так дождь пойдет.3. Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.4. Проползла во дворе змея, черная и длинная.
Огород наш поливала, на работе не зевала.
(Ответы: 1 – грабли; 2 – лейка; 3 – лопата; 4 – шланг По вертикали получается слово “РЕПА”)
Чучело: молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились быстро, решив кроссворд. Теперь вы знаете, что без лопаты, лейки, шланга граблей невозможно подготовить грядку под семена репы и вырастить репку крупной и здоровой.
Мужик: А я уже нашел листочек репы с цифрой 3.
Конверт № 3. Задание: Послушайте, какая история произошла у крестьянина Сидоренко - “Нарочно не придумаешь!”
Чучело: ребята, давайте и мы с вами попробуем дотянуться до кусочков овощей, которые висят на ниточках. (Проводится игра - физминутка “ Определи овощ”)
Содержание игры:
1 вариант: педагог заранее
подготавливает подвешенные на веревочке кусочки
овощей, о которых шел разговор на предыдущих
занятиях – капусте, картошке, моркови, огурце.
Одному из детей завязывают глаза и он должен
поймать ртом кусочек знакомого овоща и отгадать,
что это.
П вариант (участвует вся группа, весь класс) – овощей подвешивается большее количество, веревочка поднимается выше (или можно разделить на две веревочки и разместить в противоположных местах). Дети без помощи рук должны ртом поймать кусочек овоща с открытыми глазами.
Любой из персонажей читает (рассказывает) небольшую информацию. (См. материал в Приложении)
Педагог: Вот сколько интересной информации мы узнали сегодня от Чучела и мужика о репке. Ребята, а кто из вас пробовал репку? Какая она на вкус. Так хочется попробовать, хоть кусочек.
Чучело: Попробуете, попробуете, если выполните еще одно задание (подает ребятам очередной конверт).
Конверт № 4. Задание: Прочитайте народные песенки о репке или вспомните поговорки. (Песенки о репке ребята выучили заранее см. Приложение)
Сверху репа зелена, посередке толста,
К концу востра, прячет хвостик под себя.
Кто к ней ни подойдет, всяк за вихор возьмет.На пенечке я сижу, мелки колышки тешу.
Огород горожу, белу репоньку сажу.Была репа важная, дивилась старуха каждая
Одним днем не обойдешь кругом.Всей деревней ели целую неделю,
Одну корку положили, так телегу обломили!Уродись, репка, ни густа, ни редка,
С мышиный хвост, с тараканий нос.
Мужик: Ай, да, ребята! Ай, да молодцы! Порадовали старика. Я так люблю этот овощ, он мне дает силы и здоровье и я могу в поле и на огороде выполнять любую работу от весны до осени. Ну что ж, давайте же вскроем конверт под № 5. Какое еще задание нам необходимо выполнить.
Конверт № 5. Задание: - “Разрежьте репу”.
Все участники подходят к большой репе. Мужик “разрезает” репу, а в ней приготовлены для еды кусочки репы.
Репка
Сами землю мы копали, сами грядку насыпали,
Мы сажали репку! Сами зерна мы бросали,
Сами всходы поливали, мы растили репку!
Вот поспела репка, стала сочной, стала крепкой!
Вкусной стала репка! Всех мы в гости приглашаем,
Сладкой репкой угощаем, угощаем репкой!
А. Кузнецов.
Мужик: Это репа моего нового урожая, пробуйте на здоровье, теперь вы знаете, что и репа необходима для организма человека.
Чучело: Вот закончилась еще одна встреча в Огородную страну, и еще об одном овоще сегодня мы рассказали вам с Мужиком, героем сказки “Мужик и медведь”. Осталось последняя встреча, где мы вам расскажем ….. А о каком овоще пойдет разговор, вы узнаете через несколько дней.
Мужик: Пора и мне прощаться с вами, ребята. Я вам раскрыл секреты о моем любимом овоще – репе, да и узнал много интересного о ней. Пойду, поделюсь новостями с медведюшкой, может перестанет на меня серчать. Здоровья вам и вашим семьям!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скороспелую, стойкую к холоду репу у нас на Руси полюбили с давних времен. В неурожайные годы, когда рожь вымерзала, репа заменяла Великому Новгороду хлеб. В центральных областях России репу сеяли и второй раз летом, в июле, и успевали собрать еще один урожай.
Ели репу сырой, вареной, печеной и чаще всего пареной. Пареная репа была настолько обычной, что вошла в народные поговорки (см. ниже) Янтарно – желтая, богатая витаминами репка пользуется по-прежнему большим успехом и у нас, и во многих странах. Она забралась даже в ледовую Гренландию, где другие овощи не растут. Англичане хвалятся своей огромной кормовой репой – турнепсом. Японцы вывели витаминную репу, у которой все красного цвета: и мякоть, и черешки листьев, и кожура. На витаминных заводах США из мякоти желтой репы добывают коротин, а из листьев витамин “С”.
Репа давно известна в Швейцарии и Норвегии. Там еще в средние века у церковных ворот выстраивались нагруженные репой крестьянские телеги. Десятую часть урожая шведские и норвежские “дедки” должны были отдать попам.
Но раньше всех европейских народов репу узнали древние греки. Однако они ставили ее ниже лиственной свеклы – мангольда. Хотя греки и сеяли репу, они не могли оценить ее настоящего вкуса. Виновато в этом безоблачное небо их страны. Чтоб налиться соком – нужна влага, а в Греции по полгода не бывает дождей. (Н. Надеждина “Во саду ли, в огороде..” М.: Детская литература, 1972. – С.48 – 49.)
Давно вывели сорта огородной репы. Корнеплоды очень нежные. Сочные. Но мнения разделились. Некоторые считают эту репу совершенно безвкусной. Что за репа без остроты, обжигающей рот? Просто трава! И по этой причине отдают предпочтение не столько корнеплоду, сколько “вершкам” – розетке листьев. Делают из них салат. Уверяют, что он самый пикантный.
В Германии под Берлином (Тельтовский округ) выращивали репку с размером в куриное яйцо длинной формы. В ней была нежная, сладкая и сытная мякоть. Этот корнеплод заказывали на торжественные обеды. Отгружали ее и за границу.
Как получилось, что репа, вскормившая наших предков – северян, вдруг как бы исчезла из поля зрения? Исчезла так основательно, что не во всех учебниках и упоминается о ней, Виною тому картофель. Именно он вытеснил желтую красавицу с полей и огородов.
Репа – растение скоростное. Всего шесть или семь недель нужно от посева до сбора. Она содержит много сахаров и львиную долю составляют фруктоза и глюкоза. Сами по себе они гораздо полезнее сахарозы, которой в репе почти нет.
Репа – довольно скороспелая культура; к уборке приступают через 6 – 12 недель после посева. Всходы, которые появляются вскоре после высева семян, нужно прореживать. Прореживание проводят как можно раньше – едва у растений появится первый настоящий лист; в это время высота их достигает 2-3 см. При загущении рост корнеплода затруднен.
ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ
- в сыром виде репа горчит. Чтобы удалить горечь, ее перед тушением или запеканием предварительно обдают кипятком;
- варят репу в подсоленной воде (10 г соли на 1 л воды);
- при обработке репы следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, так как витамин С разрушается от соприкосновения с железом;
- чтобы суп-пюре из репы имел необходимую густоту, его можно заправить размоченным в бульоне мякишем белого хлеба, протертым через частое сито;
- вареную репу легче очистить от кожицы, пока она не остыла;
РЕЦЕПТЫ НАШИХ ПРЕДКОВ
1. Собрать корнеплоды репы, натереть на терке. Смешать пополам с мукой и печь хлебы. Хлеб получается вкуснее, чем обычный. И витаминнее. Не так быстро черствеет.
2. Положить репу в чугунок, перевернуть его и поставить в русскую печь. На следующий день снова повторить эту процедуру с уже пропаренной массой – получится подобие восточным сладостям, которые были полезнее, так как содержат лучший набор сахаров.
НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ!
Некий крестьянин – Сидоренко держал кур. Летом его питомцы паслись вместе с соседними несушками. И ничем от них не отличались. Однако –зимою, куры этого крестьянина несли гораздо больше яиц, чем соседские, которые были точно в таких же курятниках. К весне соседские куры оказались вялыми, а куры Сидоренкины – выглядели атлетами, будто провели они зиму на свежем воздухе, где-нибудь на юге. Пошли соседи к Сидоренко и спросили, в чем же дело?
Хозяин подвесил на крючок, который свешивался с потолка сначала кусочек хлеба, к которому куры нехотя подошли, потом поменял на кусочек огурца, на что отреагировало несколько несушек. Видно, куры были сыты и интерес к огурцу быстро пропал. Но когда хозяин подвесил желтый кругляш репы, куры повыскакивали со своих мест и бросились к центру курятника, как футболисты к мячу. Они отталкивали друг друга, чтобы ближе подобраться к заветному кругляшу. Поскольку же репа висела высоко и дотянуться до нее было невозможно, им приходилось подпрыгивать и на лету выщипывать кусочек желтой мякоти. Ценность этой идеи в том, чтобы заставить кур прыгать. Зима длинная, и без гимнастики любое здоровье пошатнется. А тут хочешь сладкого – поневоле подпрыгнешь. Так и прыгали всю зиму сидоренковские несушки. И несли больше яиц. И выглядели молодцевато.
Это интересно: для домашних кур репа – самая лакомая, самая привлекательная, очень полезная –с сахарами и витамином С.
Прочитай и расскажи малышам:
“Репка” – русская народная сказка.
МУЖИК И МЕДВЕДЬ (рус. нар. сказка в пересказе А. Н. Толстого)
Репка
Сами землю мы копали, сами грядку насыпали,
Мы сажали репку! Сами зерна мы бросали,
Сами всходы поливали, мы растили репку!
Вот поспела репка, стала сочной, стала крепкой!
Вкусной стала репка! Всех мы в гости приглашаем,
Сладкой репкой угощаем, угощаем репкой!
А. Кузнецов.
Новая быль про репку
Бабку не просили. Не просили дедку.
Сами посадили в чистом поле репку.
И на этом поле больше не бывали,
Репку не пололи и не поливали.
Наступила осень. Как там наша репка?
Собирайся, бабка! Собирайся, дедка!
Мы не возвратимся домой без урожая.
Репка – так уж репка – большая-прибольшая.
С кошкою и Жучкой мы потянем дружно,
Нам поможет мышка, если будет нужно.
Мышка отыскала репку в чистом поле,
Уродилась репка с горошину, не боле.
Колкие листочки, точно коготочки,
А зеленый хвостик, как у мышки хвостик.
Репку положили мы на дно лукошка,
И смеялась мышка, и смеялась кошка.
И визжала Жучка, заливаясь лаем,
Так и возвращались мы с нашим урожаем:
Кошка за мышкой, Жучка за кошкой,
Внучка за Жучкой и внук за внучкой.
Улыбался дедка с бабкой заодно,
Только внуку с внучкой не было смешно.
С. Шушкевич
Народные песенки
Сверху репа зелена, посередке толста,
К концу востра, прячет хвостик под себя.
Кто к ней ни подойдет, всяк за вихор возьмет.
На пенечке я сижу, мелки колышки тешу.
Огород горожу, белу репоньку сажу.
Была репа важная, дивилась старуха каждая
Одним днем не обойдешь кругом.
Всей деревней ели целую неделю,
Одну корку положили, так телегу обломили!
Уродись, репка, ни густа, ни редка,
С мышиный хвост, с тараканий нос.
Пословицы и поговорки
Без заботы и репу не вырастишь.
Дешевле пареной репы.
Проще пареной репы.
Репу есть – невелика честь.
Загадки
1. Кругла, а не шар, с хвостиком, а не мышь.
Желта, как мед, а вкус не тот.
2. В землю – крошкой, из земли – лепешкой.
3. Держится за землю крепко, вылезать не хочет …..
4.Показался желтый бок, только я не колобок,
Не из мягкого я теста, покати – не
тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови
меня… Я ………..
5. Пришла в поле блошкой, а домой пришла лепешкой.
6. Под леском, леском свилась клубком, да и с хвостиком.
7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
8. Не видна из грядки, играет с нами в прятки.
И никто бы не нашел, да гляди – торчит
хохол.
Потяните крепко, вытащите …
9. Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке
колобок,
Врос в землю крепко. Что это? …
10. Кто-то за кого-то уцепился цепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела
крепко!
Но еще помощники скоро
прибегут…
Победит упрямицу дружный общий
труд!
Кто засел так крепко? Может это
…
11. Кругла да гладка, откусишь – сладка,
Засела крепко на грядке …
Кроссворд “ВИТАМИНЫ”
Задание: реши кроссворд.
1. Над землей – трава, под землей – алая голова.
2. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?
3. Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,
десять братьев нашел.
Вышли братья на свет, собрались на
совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы
богатыри!
4. Былинкой была, всё воду пила, побелела,
растолстела,
Словно сахар захрустела.
5. Красная девица ухитрилась схорониться,
Но зеленая коса так и просится в глаза.
6. Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки.
Пребольшую … вырастила Дина. Спрячется за … и не видно Дину.
Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Кроссворд “ВИТАМИНЫ”
Ответы : 1 - свекла; 2 – редис; 3 – картошка; 4 - капуста; 5 - морковь; 6 – помидор; 7 – дыня; 8 – тыква.