Познавательная игра "Слабое звено"

Разделы: Внеклассная работа


"Полна чудес могучая природа,
и хороша она в любое время года."

Цели игры:

  • стимулировать интерес к природе;
  • расширять и углублять знания о природе;
  • дать детям возможность показать свои знания по широкому кругу вопросов, касающихся окружающей жизни;
  • развивать смекалку, догадливость;
  • воспитывать интерес друг к другу.

Оформление: плакаты с названием игры и темы игры; сцена украшена рисунками с изображением цветов, деревьев, облаков, солнца.

I. Вступление.

Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

Ученик.

Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

Ведущий. Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь! Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов.

Дети читают стихи Сергея Викулова.

II. Знакомство с  игрой.

– Сегодня мы с вами проведем игру "Слабое звено", посвященную природе "Полна чудес могучая природа, и хороша она в любое время года".

Представление участников игры.

В игре участвуют 8 игроков. Они играют как единая команда, чтобы как можно больше набрать конфет. Вместо денег – конфеты. Если игрок дает правильный ответ и следующий игрок говорит слово "банк", в корзину кладется конфета. Нужно вовремя сказать слово "банк". В игре 7 туров. Заканчивается 7 тур и для двух участников задается 5 пар вопросов. Кто больше даст правильных ответов, тот и победитель. Начинает тот, кто победил в 6 туре. Подсчет правильных ответов и количества положенных в "банк" конфет ведется экспертной группой. По окончании каждого тура представитель экспертной группы объявляет сильного игрока и с него начинается следующий тур.

III. Ход игры.

Ведущий. Играем в "Слабое звено". Вопрос Оле – первому участнику игры.

1 тур: (8 человек по 3 вопроса каждому)

  • Как называются сухие ветви деревьев? (Хворост)
  • Какие деревья растут в хвойном лесу? (Сосны и ели)
  • Назови одним словом: персики, сливы, яблоки, груши? (Фрукты)
  • Чем осьминог хватает добычу, защищается от врагов? (Щупальца)
  • Что означает "плач" березы весной? (Сокодвижение)
  • С какими деревьями "дружит" белый гриб? (Береза, ель, сосна)

Рекламная пауза.

"Наш веселый огород" ( о пользе овощей)

1-й ученик.

Все внимание сюда!
Если вдруг пришла беда,
Если вдруг вы заболели,
Очень есть вы захотели,
Загляните в огород:
Вот ведь чем живет народ.
Наши овощи и фрукты –
Очень важные продукты.
Нам без них никак нельзя.
Итак, внимание, друзья!

2-й ученик. (рекламируется морковь)

Я нужная самая-самая!
Я вкусная самая-самая!
Я бываю и короткая, и длинная.
И, вообще, я такая витаминная.
От меня улучшается кровь.
Ну кто ж я, ответьте? (Морковь)

3-й ученик.

Вам всегда полезной буду.
Полечу я вам желудок.
Витамин что "С" зовется
В вас со мной не изведется –
Я вам ножки полечу,
Голубцы вам закручу,
Я – такой салатик вкусный.
Кто скажите я? (Капуста)

4-й ученик.

Я овощ настоящий.
Я такой хрустящий.
Я почти всегда зеленый,
Очень я разносторонний:
Почки чищу и лечу,
Коже блеск придать хочу,
Промываю я сосуды,
И закуской вам я буду.
Вот какой я молодец!
Кто такой я? (Огурец)

5-й ученик

От меня порою плачут,
Но я в жизни много значу.
Что угодно я лечу
Не ходите вы к врачу.
Я для вас без лишних слов
Насморк вылечить готов.
Если кашель, тоже я
Вам помочь могу, друзья!
Без меня вам не еда,
Не еда, а ерунда!
Я – ваш настоящий друг!
Ну, скажите, кто я? (Лук)

Вместе.

Приходи, честной народ,
В наш веселый огород!

2 тур: (7 человек по 3 вопроса каждому)

  • Птичка, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
  • Белый полевой цветок. (Ромашка)
  • Когда бывает заяц белый? (Зимой)
  • У этого овоща сильный запах. Головка его разламывается на дольки. Ешь его, и не будешь болеть. (Чеснок)
  • У какого животного пятнистая шерсть? (Леопард)
  • Детеныш овцы. (Ягненок)
  • Поле, на котором растет трава. (Луг)
  • В каком стихотворении А. С. Пушкина точно и красиво описана метель? (Зимний вечер)

3 тур (6 человек по 4 вопроса каждому)

  • Какой гриб растет в бору? (Боровик)
  • У какого хвойного дерева опадают иголки-листочки? (Лиственница)
  • Птичий домик. (Гнездо, скворечник)
  • Большое темное облако. (Туча)
  • Скажите по-гречески "животное". (Зоо)
  • Зимняя "одежда" почки. (Чешуйки или волосинки)

4 тур: (5 человек по 4 вопроса каждому)

  • Большие острова изо льда в холодных северных морях. (Айсберги)
  • Стеклянный домик для рыбок. (Аквариум)
  • Овощ фиолетового цвета. (Баклажан)
  • Люди, которые ходят в походы, путешествуют по стране. (Туристы)
  • Ближайший родственник арбуза – кабачок или клубника? (Кабачок)

Рекламная пауза.

Песня "Звезды континентов"

5 тур: (4 человека по 5 вопросов каждому)

  • Самое толстое дерево на земле. Даже 10 человек не обхватят его руками. Оно растет в Африке. (Баобаб)
  • Лесной зверек с длинным пушистым хвостом. (Белка)
  • Любимое дерево у русских людей. (Береза)
  • Капельки воды в воздухе над землей. (Туман)

6 тур: (3 человека по 5 вопросов каждому)

  • Этот животные живут в норах или шалашиках у реки – хатках, которые строят сами. (Бобры)
  • Где растет мох, камыш, осока? (Болото)
  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Синий полевой цветок, синеглазый… (Василек)
  • Как называются густые водоросли на дне реки или пруда? (Тина)

Рекламная пауза.

Инсценирование рассказов – диалогов животных Н. Сладкова

Ученик.

В природе столько происходит
Занятных всяких дел и встреч,
То белка гриб такой находит,
То сом решил на дно залечь.
Давайте тихо, осторожно
Послушаем и поглядим.
Такое тут увидеть можно
Без смеха вряд ли усидим.

Сценка "Синица и дятел".

– Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь – что делаешь?
– Сухое дерево долблю.
– А когда пить хочешь?
– Сочное дерево долблю.
– А когда напьешься и наешься?
– Все подряд долблю! Мне тогда ни пить, ни есть не надо, только подолбить дайте.

7 тур: (2 человека по 6 вопросов каждому)

  • У какого животного на спине 5 черных полосок? (Бурундук)
  • На каком дереве ранней весной появляются белые пушистые сережки? (Верба)
  • Кто умеет смотреть по сторонам, не поворачивая головы, а двигая только одним глазом? (Заяц)
  • Как называют шерсть животных? (Мех)
  • Сладкий сок цветов. (Нектар)
  • Специалист по выращиванию с/х растений. (Агроном)
  • Пустота в стволе дерева. (Дупло)
  • Какой цветок можно сравнить с маленьким солнцем? (Одуванчик, мать-и-мачеха)

Рекламная пауза.

Песня "Капитан"

8 тур: (2 человека по 5 вопросов каждому)

  • Хищная птица, у которой острые когти – ими ловит и распарывает свою добычу. (Ястреб)
  • Эти цветы бывают не только фиолетовыми, но и желтыми, красными, голубыми, белыми и даже чёрными. (Фиалка)
  • Это животное тяжело ходит и лапы ставит как–то вкось. Зато бегает он очень быстро. Любит лакомиться медом и малиной. (Медведь)
  • Второе название луны. (Месяц)
  • Вспаханное поле. (Пашня)
  • Место, где расположены ульи. (Пасека)
  • Ночью спит на земле, а утром убегает. (Роса)
  • Доскажи пословицу: "Февраль силен метелью, а март…" (Капелью)
  • Место где стаял снег и показалась земля. (Проталина)
  • Разлив реки при таянье снега. (Половодье)

IV. Подведение итогов и награждение.