Урок русского языка во 2-ом классе.
Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.
Цели:
- Показать учащимся богатство русского языка.
- Закреплять знания по изученным темам.
- Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
II. Постановка задачи.
Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:
Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Учитель. Перед вами три вида искусства:
музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким
одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со
слова весна? Как весна богата чудесами,
волшебством, тайнами, так и русский язык богат.
Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это
докажем. Мы рассмотрим слово весна с
точки зрения разных разделов русского языка. А
какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика,
орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
III. Объяснение нового материала
Лексика.
– Что такое весна? (Весна – время года,
следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно
найти? (В словаре Ожегова). Переносное
значение слова весна: "весна жизни"
("молодость жизни").
Орфография – наука о правильном письме.
ВЕСНА
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная
гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:
Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)
Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и
звуков.
Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.
Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.
весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово весна?
(Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
*Тест по теме: “Имя существительное.”
1. Имя существительное обозначает: а) признак предмета; |
В |
2. Имя существительное отвечает на вопрос: а) Что делает? |
Е |
3. Имена существительные бывают: а) м.р., ж.р.; |
С |
4. Имена существительные изменяются: а) по родам; |
Н |
5. Имя существительное в предложении:
|
А |
Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Выберите морфологические признаки этого существительного :
одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7
мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант. |
II вариант. |
ранняя весна |
люблю весну |
Разбор предложения у доски.
– Придумайте сами предложение о весне.
Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.
ПОДСНЕЖНИК
Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.
Звучит музыка.
Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?
III. Домашнее задание.
Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
Урок русского языка в 3-ем классе.
Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных.
Цели урока:
- Закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
- Способствовать развитию памяти, речи, мышления.
- Воспитывать любовь к книге.
Оборудование: карточки с текстом, плакаты с высказываниями о книге.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Учитель говорит фразу, дети повторяют.
- Я буду внимательным.
- Я буду думать.
- Буду сосредоточенно размышлять.
- Буду старателен, догадлив.
II. Грамматическая разминка.
На доске записаны слова:
- библиотека
- чтение
- поэт
- писатель
Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.
Вопросы:
- Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)
- К какому склонению относится предпоследнее слово? (2-е склонение)
- Под каким номером находится односложное слово? (Нет)
- Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)
- Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)
- Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№2, №3, №4)
- Придумать определения к словам, произнести их в том же порядке? (Большая, выразительное, знаменитый, хороший)
- Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
- Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
- Слово, где звуков меньше, чем букв. (Писатель)
- Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)
- Чем можно объединить все слова (Существительные)
- Что вы знаете об имени существительном?
Учитель. Все слова можно отнести к теме “книга”, поэтому сегодня весь материал урока будет посвящен книге, чтению.
III. Тест.
1. Подчеркните существительные 3-го склонения:
ГНОМ,
НОЧЬ,
ДУДОЧКА,
МЫШЬ,
МАТЬ,
ЗЕРКАЛО.
2. Подчеркните существительные 2-го склонения:
ОРЕЛ,
КРЫСА,
ДЕРЕВНЯ,
ЗАМОК,
МАЛЬЧИК,
УЧЕБНИК.
3. Подчеркните существительное в Т.п.:
ВОРОТНИКОМ,
ГНЕЗДА,
В КАНАВАХ.
4. Подчеркните существительное в П.п.:
В КАЛЕНДАРЕ,
БАНТАМИ,
ПРЯЖКИ.
5. Подчеркните существительные множ. числа:
ГУСИ,
БЕДА,
УШИ,
КЛЮВ,
АИСТ,
ГНЕЗДА.
Проверка выполнения задания, оценка работ учащихся.
– Из какого произведения взяты слова? (С.Лагерлеф “Приключения Нильса с дикими гусями.”)
IV. Самостоятельная работа у доски.
Два ученика записывают в 2 столбика слова с безударным окончанием.
к землянке |
по цепи |
– Откуда взяты все эти слова? (Из сказок А.С.Пушкина)
Учащимся, которые работали у доски задаются вопросы по теме: “Имя существительное”. Оценка выполнения работы.
V. Письмо по памяти.
На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.
- Не загибай страниц в книге и в тетради.
- Ленивому Мишке все не до книжки. (пословица)
- Всем лучшим я обязан книге. (писатель М.Горький )- (самопроверка.)
Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.
На доске:
- Книга – хранилище знаний. (Б. Полевой)
- Книга – наш учитель. (В. Маяковский)
- Книги – наши лучшие друзья. (К. Паустовский)
VI. Грамматический разбор предложения.
Один ученик работает у доски.
Морфологический разбор слова.
Книга – сущ. (что?) предмет.
I. Н.Ф. – книга
II. нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.
III. И.п., ед.ч.
IV. подлежащее.
VII. Исправление ошибок.
Учитель раздает карточки с текстом, на которых надо исправить ошибки.
Все книги нас учят.
Одни помогают человеку стать добрым, чес ным,
смелым.
Другие рассказывают о природи путишествиях,
висне. Знай, каждая книга – твой
верный друк! К книге надо относиться
бережно.
– Найдите имена книжных героев. (Незнайка, Гена)
VIII.
Закончите фразу, употребив существительное с предложенным условием.
- Моя самая любимая сказка повествует о … (1-е скл.)
- Все дети любят рассказы о … (2-е скл.)
IX. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Прочитайте призыв К. Паустовского и старайтесь ему следовать.
Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский.)
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Моя любимая книга”.