Лекционно-зачётная система в последнее время является одной из распространённых форм учебных занятий в старших классах. При хорошо спланированной, продуманной и подготовленной рабате данная система может привести к заметному повышению качества обучения. Лекционно-зачётная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачёт, как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме.
На уроках лекция дается объяснением нового материала учителем. Считается, что лекционная форма больше всего подходит для развёрстки и усвоения теории того или иного вопроса, является дидактической моделью деятельности по решению теоретических проблем и задач. Лекция имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам лекции можно отнести:
- максимальная информация (это самое главное преимущество, т.к. в старших классах учебники по истории далёки от совершенства и лекции учителю позволяют более объективно раскрыть происходящие события, используя дополнительную литературу, позволяют заинтересовать учащихся и повысить уровень их знаний).
- возможно большая наглядность (благодаря использованию таблиц, схем, иллюстративного материала)
- большая возможность самостоятельной подготовки учащихся (как по опережающим домашним заданиям к лекциям, так и дома после лекции по своим записям).
В уроке - лекции есть свои недостатки, но я считаю, что эти недостатки можно легко исправить.
Например, недостаток малой обратной связи устраним с помощью вопросов, которые задаёт учитель после объяснения каждого вопроса лекции.
Например, тема лекции: “ Общая характеристика эмоционального развития России в начале XX века”. После рассмотрения вопроса об особенностях развития сельского хозяйства в данный период времени можно задать следующие вопросы учащимся: “Что такое “ крестьянский вопрос”, было ли крестьянство однородным?”, “Кто был основным поставщиком хлеба на экспорт?”. Можно задавать и другие вопросы, но я считаю, что их должно быть не более трёх по каждому вопросу темы лекции, чрезмерное увлечение вопросами может увести в сторону и план лекции будет сорван.
Следующим недостатком педагогики называют малую активность учащихся, но если создать ситуацию поощрения вопросов, т.к. часто, что не понятно одному ученику может быть не понятно и другому этот недостаток можно устранить. В 9-х классах, где лекций немного (т.к. эта форма занятий наиболее приемлема в 10-11 классах). Я поощряю хорошие, толковые вопросы учеников отметками, в зависимости от количества таких вопросов.
При отсутствии навыков конспектирования учащиеся могут не успевать записывать лекцию, или далее искать смысл сказанного. Для того чтобы этого не случилось необходимо учить детей выделять главное из сказанного с 5-го класса, самостоятельно заполнять таблицы и составлять схемы по ходу объяснения учителем с 6-7 класса, обучать навыкам конспектирования с 8 класса.
Например, в 6 классе, объясняя тему "Возникновения средневековых городов" я на доске записываю вопросы:
1. Причины возникновения городов.
2. Как и где появились города?
3. Чем занятия жителей города отличаются от занятий жителей деревни?
Перед объяснением материала, прошу детей внимательно слушать и найти ответы из моего объяснения на эти вопросы. Из опыта наблюдения могу сделать вывод, что одни учащиеся просто слушают и, как правило, могут ответить на 1-2 вопроса, а другие берут ручки, выбирают и записывают ответы на вопросы, я всячески стараюсь поощрять такие действия, в результате таких детей становиться с каждым уроком больше. Учащиеся с 6-7 класса самостоятельно заполняют хронометрическую таблицу русского государства по ходу объяснения учителем материала (предварительно учитель, несомненно, показывает, как это делать).
В формировании навыков конспектирования (а это важно, для успешности лекции) помогает следующее распределение учебного материала на доске:
По утверждению психологов, левая часть доски является наилучшей в плане восприятия, которое постепенно снижается к правому нижнему краю, поэтому в левой части доски я пишу даты, понятия, имена исторических деятелей, которые детям обязательно нужно запомнить, примерно это занимает 1/4 часть доски; затем пишется тема урока и план, 2/4 части доски остаются пустыми, во время лекции, или просто во время объяснения материала здесь делаются записи виде тезисов, это помогает формировать у учащихся навыки конспектирования лекций.
Ученики должны понимать, что конспект лекции, это не дословная запись со слов учителя, а переработанная и записанная информация на “своём языке”. Во время записи тезисов на доске, можно учить ребят сокращать слова, а в старших классах и стенографии.
Одним из недостатков урока- лекции является утомляемость учащихся. Для ее преодоления, лекции лучше проводить в старших классах. Встречающиеся даты, понятия можно продиктовать, сочетать чтение лекции с вопросами. В лекции должен содержаться конкретный, четко выстроенный материал с яркими примерами.
Во время лекций трудно контролировать уровень усвоения материала. Действительно, нельзя сказать о степени усвоения материала каждым учеником. Могут помочь в этом - вопросы во время лекции, семинары, практикумы после лекций.
Еще один из недостатков. Педагоги указывают, что при чтении лекций, ученики не читают учебники. Но с этим можно не согласиться, так как многое зависит от требований самого учителя и правильного выбора тем лекций. При подготовке к лекции ученики должны прочитать соответствующую тему в учебнике.
Лекция имеет свои признаки, отличающие её от других форм занятий.
I: Дидактические признаки:
- фундаментальность (использование общих законов, принципов и методов изучаемой дисциплины);
- научность (изложение существа вопроса на уровне его совершенства)
- проблемность (стимулирует творческий подход, сближает преподавателя и студента как коллег- исследователей);
- систематичность (последовательность и логическая связь материала, его место в определённой, педагогически обоснованной системе, одна из целей которой - привить слушателю навыки самостоятельного приобретения новых знаний);
- доступность (расширение границы интеллектуальных возможностей слушателей);
- сознательность и активность восприятия (интерес к изучаемому предмету, элемент эмоциональности, отсутствия однообразия в лекциях – стимул для хорошего восприятия материала);
- индивидуальность (преодоление противоречий между необходимостью читать лекцию классу и адресовать каждому ученику в отдельности).
II: Организационные признаки:
- технологическая карта, где тесно определены порядок изложения учебного материала или конспект лекции;
- хорошая дикция и манера изложения материала, умение просто говорить о сложном;
- соблюдение общепринятых норм этики, внешний вид преподавателя.
III. Сущность определения требований к школьным лекциям:
- Лекции должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника.
- Изложение материала должно быть: образным, доступным, логическим, системным, последовательным.
- Использование наглядных пособий, схем раздаточного материала (текстов, источников, документов).
- Школьная лекция должна быть длительно - монологической.
- В структуре урока - лекции должны быть спланированы как и остальные этапы урока, не только восприятие материала излагаемого учителем, но и осмысление, закрепление, запоминание, применение.
- Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступени знаний, потом на второй и т.д.
- Каждое из постулируемых положений подкрепляется необходимым количеством аргументов и подтверждается кратким выводом.
- Перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.
В педагогической литературе существует различная классификация лекций. Исходя из этой цели, которую ставит перед собой учителю можно выделить следующие виды лекций:
1. Вводная - учитель не рассматривает все вопросы предстоящей темы, а выделяет лишь ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на практических занятиях и в самостоятельной работе. В водной лекции зачастую широко используется внутрипредметные и межпредметные связи. Для вводной лекции наиболее типичными являются обобщение, доказательства, оценочные выводы.
Этот вид лекций я использую в 10-11 классах при изучении тем о культуре.
На первом уроке я читаю лекцию, в которой обязательно рассматриваю:
1)особенности формирования культуры изучаемой эпохи;
2)общую характеристику культурных направлений, жанров, стилей, эпохи;
3) связь культур с прежней культурой других стран изучаемого периода.
На втором уроке каждый ученик получает индивидуальные задания разного характера. Например, по иллюстрациям сравнить разные архитектурные стили древнерусских городов и зарисовать наиболее типичные отличия, проследить, как исторические события оказали влияние на литературу, и сделать подбор литературных произведений и т.д.
2. Обзорная лекция. Проводится с целью систематизации знаний учащихся, получаемых ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе её проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела. Этот вид лекции я использую при подготовке учащихся к экзаменам, когда необходимо закрепить и систематизировать знания учащихся.
Например, тема лекции “Либеральные реформы 60-70г.г.XIX века”. Перечисляю реформы (земская, военная, городская, судебная) и каждая из них рассматривается по плану: дата проведения, причины, содержания, значение.
3. Обобщающая лекция. Проводится в завершении изучения раздела или темы для закрепления получаемых учащимися знаний. При этом учитель выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости переводя их на более высокий уровень усвоения, способствуя тем самым применению полученные знания, умений и навыков в нестандартных поисково - творческих заданиях.
Например: “Итоги ВОВ и II м.в.(11класс). Перед началом лекции учитель ставит вопрос: Каково значение ВОВ и II м.в.? Лекция проводится по плану:
-победители и побеждённые;
-человеческие жертвы (можно на анализе таблицы);
-материальный ущерб;
-изменение международной ситуации после войны;
-причины победы.
После прочтения лекции обсуждается заданный в начале урока вопрос.
4. Мини-лекция может проводиться учителем в начале каждого урока в течение 10 минут по одному из вопросов темы (можно с 5-6 кл.). В старших классах это время можно отвести для задания творческого уровня, когда ученик выступает самостоятельно подготовленным сообщением по заданной проблеме.
5. Проблемная лекция - в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представления в теоретических концепциях. Главная цель - приобретение знаний учащимися самостоятельно, используя метод “мозгового штурма”. Лекция - это визуализация при использовании схем, графиков.
6. Лекция вдвоём - представляет собой работу учителя и ученика читающих лекцию на одну тему.
7. Лекция – пресс - конференция, когда содержание лекции определяется по вопросам учеников с привлечением нескольких учителей.
8. Лекция – консультация - приглашается специалист, который даёт консультацию.
9. Лекция- провокация (с запланированными ошибками).
10. Лекция – диалог, где содержание подаётся через сумму вопросов, на которую ученик должен ответить в ходе лекции.
11. Игровая лекция. Лекция с применением игровых методов.
12. Установочная лекция.
13. Кино (видео) – лекция.
14. Инструктивная лекция.
Лекция создаёт благоприятные условия для обеспечения высокого научного уровня изложения учебного материала, раскрытия логики темы, обоснование между фактами и общими теоретическими выводами. Она позволяет компактно сгруппировать основное её содержание и представить её в определённой системе. После блока лекций желательно провести семинар или практикум.
Семинары бывают различных видов:
- аналитический (учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют графики, схемы);
- эвристический (применение знаний в изменяемой ситуации, в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании).
- контрольно-обобщающий (проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям);
- классический семинар (когда распределяются роли участников: докладчик, содокладчик, эксперт, провокатор, ассистент)
-проблемный (он проводится в несколько этапов с использованием “мозгового штурма”).
Во время уроков – практикумов ребята анализируют документы, тексты, решают проблемные задачи. К семинару заранее раздаются вопросы и прилагается список литературы. Хорошие результаты даёт семинар “Международная политика после IIм.в. начало холодной войны”11 класс.
Я провожу его в виде классического семинара с распределением ролей по 1 и 2 вопросам, третий вопрос обсуждается в ходе дискуссий с подведением итогов.
Заранее предлагаются следующие вопросы:
1. Понятие “ холодная война” и общая характеристика этого процесса.
2. Причины “ холодной войны”.
3. Основные этапы развязывания “ холодной войны”
- речь У.Черчилля в Фултоне;
- доктрина Трумена;
- план Маршала;
- Берлинский кризис 1948 г.;
-“ Холодная война” в Азии;
- Иранский кризис 1945г.;
- конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции;
- установление социализма в странах Восточной Европы.
4. Кто виноват в развязывании “ холодной войны”
К вопросам прилагается список литературы.
Логичным завершением в использовании лекционно - зачётной системы является сам зачёт. Зачёт помогает систематизировать материал, обобщить имеющиеся знания, позволяет проверить уровень усвоения материала учащимися, выявить недоработки и в последующей работе их исправить.
Формы зачёта бывают различными: групповой зачёт проводится следующим образом. Класс делится на несколько групп с разным уровнем подготовленности. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачёта должны быть взаимосвязаны, тогда у учащихся сложится полное представление об изучаемой теме. Учащиеся отвечают на свои вопросы. Члены группы внимательно слушают, дополняют и коллективно оценивают ответ.
Зачёт – карусель- его называют ещё круговым или “ зачёт- конвейер” (принимают члены комиссии). Но каждый из них выслушивает только 1 вопрос. Учащиеся заполняют на себя зачётные листы. В которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляют каждому ученику общую оценку за зачёт.
Зачёт по маршруту- для его приёма создаются три комиссии из учащихся. Одна самая многочисленная проверяет степень усвоения теоретического материала, она, кстати, может работать по принципу “ карусели”. Вторая, достаточно 2 учащихся- проверяет решение расчётных задач. Члены 3 комиссии проверяют экспериментальную часть. Учащиеся класса делятся на 3 группы, получают маршрут движения и сдают зачёт, переходя в указанное время от одной комиссии к другой. В маршрутных листах члены комиссии делают отметки о сдаче каждой части зачёта, а затем выводится общая оценка.
Зачёт- аукцион. Определённую сумму баллов получают учащиеся, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.
Зачёт “ по вертикали”- принимают участие учащиеся младших и старших классов. Работают в парах “ старший и младший”. Зачёт принимают по определённой карточке или теме.
Зачёт “ по горизонтали”- принимает параллельный класс, в парах “ученик- ученик”, либо несколько учащихся из параллельных классов по отдельным темам или карточкам у всех членов другой группы.
Зачёт – вертушка – проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов- координаторов могут быть учащиеся разных возрастных групп или учителя школы.
Зачёт следует проводить после изучения раздела или группы тем. Вопросы к зачёту я раздаю заранее, ещё перед изучением данного раздела, это помогает учащимся лучше сориентироваться в учебном материале. Зачёты я всегда принимаю устно, (это позволяет лучше выявить уровень знаний и исправить пробелы). Зачёт состоит из 4 основных блоков. 1) Даты основных событий изучаемых в данном разделе; 2) Понятия, изучаемые в данном разделе; 3) Имена исторических деятелей, биография одного исторического деятеля изучаемой эпохи ученики учат по выбору; 4) Вопросы по основным событиям данного раздела.
Пример, зачёта в 11 классе по ВОВ.
1.СССР накануне войны.
2.Подготовка Германии и СССР к войне.
3.План Барбаросса. Первые дни войны. Причины отступления Красной армии на 1-ом этапе войны.
4. Битва за Москву.
5.Сталинградская битва.
6.Курская битва.
7.Складывание антигитлеровской коалиции.
8.Жизнь страны на оккупированных территориях.
9.Тыл в годы ВОВ.
10. Тегеранская конференция.
11.Ялтинская и Потсдамская конференции.
12.Основные события 1944г.
13.Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
14. Итоги и значения ВОВ и II М.В.
15 Война с Японией.
16.Блокада Ленинграда.
Даты:
1.09.1939- 2.09.1945г- II Мировая война.
Понятия:
“Тайфун”, “ Ураган”, “ Цитадель”, “ Багратион”, “Барбаросса”, антигитлеровская коалиция.
Имена:
Жуков, Конев, Рокоссовский, Ватутин, Еременко, Буденный, Говоров, Чуйков, Катуков, Гот, Гудериан, Паулюс.
Лекционно - зачётная система дает положительные результаты и позволяет представить разные точки зрения, научные подходы, разнообразить изучаемый материал, формировать творческий подход к изучению, систематизировать и обобщать полученные знания.