Способ диалектического обучения. Практический аспект

Разделы: Общепедагогические технологии


Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают, что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные. Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.

Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).

Актуальность использования способа диалектического обучения всем понятна. Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Для того, чтобы знание, полученное с помощью логических рассуждений, было истинным, то есть правильно отражающим действительность, необходимо (и достаточно) выполнение двух условий. Первое. Исходное знаний должно быть истинным. Второе. Рассуждение должно быть правильным, то есть заключение (предположение, выражающее новое знание) должно логически следовать из предпосылок (предложений, выражающих исходное знание). Если оба эти условия выполнены, то в истинности знаний, полученных рассуждением, можно не сомневаться. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.

Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий. В мыслительную деятельность своих учеников я включаю десять операций с понятиями:

  • определение понятия (раскрытие содержания понятия);
  • деление понятия (определение объема понятия);
  • обобщение понятия
  • ограничение понятия
  • формулирование проблемных вопросов
    - А – вопрос – понятие
    - Б – вопрос – суждение
  • “постройка” древа Порфилия
  • выражение отношений между понятиями;
  • нахождение противоположностей;
  • выявление противоречий;
  • нахождение путей разрешения противоречий.

Вывод и осмысление новых знаний понимают как выявление взаимосвязей между понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей. Учитель всегда должен иметь в виду, что, чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше уровень остаточных знаний. Для большинства учебных ситуаций верно статистически установленное “правило трех связей”, определяющее оптимальное количество взаимосвязей каждого из понятий с другими,

Перечень видов и приемов работы, применяемых мною для осмысления учащимися материала, носит открытый характер, то есть может быть дополнен. .

Использование десяти мыслительных операций с понятиям.

Выполнение межпонятийных связей: при выполнении индивидуальных заданий, в процессе беседы, в процессе дискуссии, осуществлением “мозговой атаки”.

Использование при изучении связей: наблюдений в природе, эксперимента, анализа структурно-логических схем, анализа матриц связей.

Выяснение характера связей: непосредственных и опосредованных, причинно-следственных и генетических, пространственных и временных, последовательных и параллельных, прямых и обратных.

Графическая регистрация связей: построение графиков, заполнение таблиц и матриц, построение структурно-логических схем.

Разнообразие операций с понятиями позволяет проводить дифференцированную работу с учащимися даже на начальном этапе усвоения понятий.

1 уровень- общекультурный, понимание основных ведущих понятий, идей темы; умение их объяснять; умение применять теоретические знания в практической ситуации 2 уровень, прикладной, глубокие знания системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы.
  1. Закончить содержание понятия ..
  2. По словарю раскрыть содержание понятия…
  3. Поставить цифру 1 к понятиям …(кровеносной системы), цифру 2 -..(дыхательной системы).
  4. Соотнести понятия и содержание.
  5. Подчеркнуть в перечне понятия, которые относятся (не относятся) к …
  6. Под отношения подобрать понятия из перечня ..
  1. Подчеркнуть в тексте понятия, относящиеся к …
  2. Раскрыть содержание понятия..
  3. Определить, к какой теме относятся подчеркнутые в тексте понятия.
  4. Объединить понятия перечня в группы.
  5. Поставить цифры рядом с понятиями в последовательности обобщения.
  6. Исправить ошибку (и) в содержании понятия.
  7. Под отношения подобрать понятия из общего перечня понятий курса..

К сожалению, объем статьи не позволяет более подробно представить метод СДО.

В данной статье приведен примерный конспект урока по природоведению в 5 классе на начальном этапе обучения работе с понятиями.

Урок “ МИР АСТРОНОМИИ”

Обобщение изученного материала 5 класс

Задачи урока:

1. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: галактика, вселенная, планеты, небесные тела, созвездия, солнечная система, метеор.

1.2. Развитие умений оперировать понятиями:

а - выявлять существенные признаки и определять содержание понятий,

б - деление понятий,

в - ограничение и обобщение понятий,

г — составление логических цепочек, древа Порфирия.

2.Воспитательные задачи:

2.1.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

- общее - особенное - частное (например, вселенная - Солнечная система -Земля)

- единство - многообразие (например, планеты, Земная группа, планеты-гиганты)

- сущность - явление (например, метеор - световое явление ...)

Тип урока: обобщение знаний.

Методы обучения: диалектический, связанный со словесно - догматическим и словесно — наглядным.

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру деятельности учащихся: частично- поисковый.

По характеру деятельности учителя: проблемный.

Оборудование:

- на столах учащихся: командная маршрутная карта, индивидуальные карты полета, в папке - карточки с понятиями, комплект табличек с цифрами от 1 до 5.

- на столе учителя: карточки с понятиями, глобус, магниты.

- на доске: таблицы по астрономии, три ряда карточек с понятиями:

астрономия

Вселенная   Галактика   Солнечная система
Планета   Земная группа   Планеты – гиганты
Астероид   Комета   Метеор
Метеорит   Созвездие   Звезда

Класс поделен на три команды. Присутствующие на уроке учителя школы сидят в конце класса за расставленными лентами столами. Это импровизированный Центр наблюдения за полетом.

Технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи со звуками планет,

звуками природы, песней “ Я - Земля”

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 .Сегодня мы заканчиваем изучение темы “ Мир астрономии”. Мы неплохо потрудились, а сегодня немного поиграем и вспомним, что вы узнали по этой теме. Предлагаю поиграть в игру” Космическое путешествие”. Ваши команды превратятся в космические экипажи, а кабинет мы разделим на три основные зоны действия: космические экипажи будут находиться в космических кораблях на орбите, перед космическими кораблями простирается космическое пространство, а на Земле за космическими кораблями расположился Центр наблюдения за полетом. Итак, экипажи выбирают себе командиров. А должность руководителя полета вы, думаю, доверите мне. Согласны? Командирам получить маршрутные карты полета. У вас в папочках общая карта полета и индивидуальные. Общую карту полета заполняет командир, а индивидуальные – каждый из вас за каждый правильный ответ ставит себе 1 балл. На отметку “5” надо набрать 10 баллов, на “4” — 8 - 9 баллов, на “3” - 6 — 7 баллов. Заполните маршрутные карты.  

 

2. Не зевай по сторонам,

Ты сегодня - космонавт,

Начинаем тренировку,

Чтобы умным стать и ловким.

Чтобы между экипажами хорошо была налажена связь, чтобы мы понимали друг друга с полуслова, давайте раскроим содержание понятий на доске.

Учащиеся, которые первыми поднимут руку, зачитывают понятия, раскрывают его содержание, за правильные ответы ставят баллы в карте полета.
3. Прежде, чем отправиться в полет, давайте вспомним общие методы исследования природы.

Молодцы, а теперь назовите приборы- которые использовались и используются в астрономии.

Команды по очереди называют методы: наблюдение, опыт, эксперимент, измерение.

Команды по очереди называют приборы: гномон, астролябия, астрономический жезл, телескоп, радиотелескоп, радиолокатор и др.

4. Предполетная подготовка закончена.

Дружно встали, по ступенькам поднялись, дружно руки вверх подняли, потянулись, помахали, улыбнулись, дружно сели. Пошло время отсчета. Ваш полет будет продолжаться чуть более 40 минут, это почти в 2, 5 раза быстрее, чем первый полет Юрия Гагарина, но это все-таки полет. Вас пришли проводить в полет руководитель Центра полетов директор школы Васильева Г.И., научный консультант (заместитель директора по науке) Шнуренко И.А., главный астроном Центра (учитель астрономии) Монастырная Л.А., главный конструктор (учитель черчения) Голубкова Н.В. и другие сотрудники центра. Слово для пожеланий предоставляется руководителю центра.

Ребята выполняют команды учителя, делают небольшую физпаузу. 'Гак как урок открытый впервые в этом классе, то для снятия напряжения идет представление присутствующих как участников игры.
5. Звучат слова песни “ Я Земля, я своих провожаю питомцев, сыновей, дочерей, долетайте до самого солнца, и домой возвращайтесь скорей”. Сначала нам предлагают лететь к Солнцу, но надо определить, где же Солнце. Ведь этот полет проходит не только в пространстве, но и во времени. В разное время разные ученые строили свои системы мира: это Аристотель, Птолемей, Аристарх Самосский, Коперник и др. Командиры экипажей, подойдите ко мне, вытяните билетик с фамилией ученого. За одну минуту, посовещавшись с командой, вы должны дать ответ: где располагалась звезда Солнце в системе мира этого ученого, как называлась эта система? Аристотель – геоцентрическая, в центре неподвижная Земля, вокруг которой вращаются сферы с неподвижно закрепленными планетами, Луной, Солнцем, Солнце на 4 орбите.

Клавдий Птолемей – геоцентрическая, в центре неподвижная Земля, вокруг которой вращаются планеты. Луна, Солнце. Каждая планета так же вращается вокруг некоторой точки.

Николай Коперник – гелиоцентрическая, в центре - Солнце, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца и своих осей.

6. Нa доске прикрепляю карточки с фамилиями ученых 1. Галлилей, 2. Пифагор, 3. Самосский, 4. Аристотель, 5 Коперник. Используя таблички с цифрами, команды должны поднять табличку с номером правильного ответа на мой вопрос:

Кто предположил первым, что Земля шар?

Кто изобрел и первым направил телескоп в звездное небо?

Кто является создателем первой системы мира, центром которой было Солнце?

Учащиеся поднимают таблички на первый вопрос - 2, на второй – 1,

на третий - 3.

7. Теперь мы повторили, где находится Солнце, поэтому вам легче будет выполнять следующее задание. Раз в 84 года происходит парад планет, когда они выстраиваются на одной линии. Давайте и мы устроим сейчас такой парад. У вас в папочках находятся карточки с названиями планет, достаньте их, пожалуйста. Каждый из вас будет представлять какую-нибудь планету. Вот у нас на доске Солнце (прикрепляю рисунок Солнца), расположитесь по командам так на линии (линия начерчена на полу), как располагаются планеты в Солнечной системе по отношению к Солнцу. Ребята вспоминают опорную фразу: Планеты

Нетрудно
Упомнить
Самому
Юному
Малышу
Зная
Всего
Меркурий.

По начальным буквам определяют названия планет.

8. С центра управления полетом поступили следующие указания: изменить насправление полета, взять курс на планету… Но каждый экипаж полетит на свою планету. А на какую именно, вам сейчас укажут командиры, вскрыв секретные пакеты. Вам необходимо как можно быстрее составить на доске из карточек понятий адрес вашей планеты, т.е. логическую цепочку (ствол древа Порфирия) от общего понятия к частному. Вы работаете и слушаете запись звуков планеты Нептун из коллекции НАСА Команды вскрывают конверты, там находятся карточки “Венера”, “Марс”, “Меркурий”.

Использую карточки с понятиями, составляют логическую цепочку на доске, например: Вселенная

Галактика
Солнечная система
Планета
Земная группа
Марс

9. А теперь, когда вы побывали на планетах Земной группы, давайте поиграем в игру “А знаете ли вы?”. Работая по карточке № 3, раскажите о планете, на которой вы побывали, сравнивая ее с другими планетами Земной группы. Учащиеся работают по карточке №3 (Приложение 2), составляя сравнения, например: А знаете ли вы, что Марс по сравнению с Землей для глаза наблюдателя представляется яркой красноватой “звездой”.

А знаете ли вы, что, сравнивая Землю и Венеру, можно сказать, что они по своим размерам близки.

А знаете ли вы, что в отличие от Земли Марс имеет два небольших спутника.

10 Кроме планет в состав Солнечной системы входят и другие небесные тела: звезды, астероиды, кометы... Предлагаю поиграть в игру “Что здесь лишнее?”, используя таблички с цифрами (прикрепляю на доске карточки с понятиями)

I. Комета 2. Астероид 3 метеор 4 звезда 5 метеорит

II.  Юпитер 2 Венера 3 Сатурн 4 Земля

III.  Уран 2 Юпитер 3 Нептун 4 Плутон

Используется Рисунок 1.

Команды по просьбе одновременно поднимают таблички с номером лишнего понятия

В 1 случае - табличку “3”, объясняют почему (световое явление, а остальные небесные тела)

Во 2 случае табличку “2” (Венера не имеет спутников), здесь возможна и табличка “4” (только на Земле есть жизнь)

В 3 случае - “4” (Плутон не относится к планетам - гигантам).

11. Мы немного полетали, а теперь возвращаемся на Землю. Послушайте звуки природы на Земле (звучит аудиозапись). А чем самое главное наша планета Земля отличается от других планет Солнечной системы? Да, ученые так считают, хотя и говорят, что условия для жизни есть и на дальних планетах. Но доказать или oпpoвергнуть это предстоит вам, будущим ученым: астрономам, физикам. А пока мы повторяем вслед за поэтом Акимом Яковым

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой, похожей, нету!

А о том, как беречь нашу планету мы будем говорить в следующей теме “Мир биологии”. Наш полет окончен. Командиров и экипаж попрошу подсчитать баллы и выставить в маршрутную карту полета. Спасибо за работу. Произвести на кораблях уборку, все собрать в папочку. Внимание, приземляемся. (Слышатся звуки природы.)

Нас встречает Центр наблюдения за полетом. (Учителя говорят свое мнение о работе ребят на уроке).

До свидания. Урок окончен.

Только на Земле есть жизнь.

Приложение 1.

МАРШРУТНАЯ КАРТА ПОЛЕТА

Экипаж “ ___________________________”

1. Понятия________________________

2. Методы, приборы________________

3. Строение систем мира____________

4. Парад планет____________________

5. Вопрос-ответ____________________

6. Адрес планет ___________________

7. “А знаете ли вы ?” _______________

8. Что лишнее ? ____________________

9. Земля___________________________

ИТ0ГО количество баллов

Командир экипажа ________________

 

Индивидуальная карта полета

_______________________________

фамилия, имя

1. Понятия________________________

2. Методы, приборы________________

3. Строение системы мира __________

4. Парад планет ____________________

5. Вопрос - ответ ___________________

6. Адрес планет ____________________

7. “ А знаете ли вы?” ________________

8. Что лишнее ______________________

9. Земля ___________________________

ИТОГО общее количество баллов

Приложение 2.

Карточка № 3
(сравнение)

  1. По сравнению с …
  2. Так же, как и…
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая …, можно сказать …
  5. Кроме … еще …
  6. Помимо …
  7. Больше чем …
  8. Не только …, а и …
  9. Наряду с …
  10. Если …, то
  11. В отличие от …

Приложение 3.

СЛОВАРЬ П О Н Я Т И Й по теме “МИР АС Т Р О Н О М И И” 5 класс

Понятие

Содержание

Объем

Астрономия

Естественная наука о небесных телах, изучающая их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение.  

 

Вселенная Космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.  

 

Галактика Часть Вселенной, огромное скопление звезд, пространство между которыми заполнено межзвездным веществом, состоящим из очень разряженного газа и пыли, звездная система, удерживаемая в пространстве силами гравитации. 1. По внешнему виду

1.1. Спиральная
1.2. Неправильная
1.3. Эллиптическая

Солнечная система Спиральная галактика, имеющая ядро и рукава (в одном из которых расположено Солнце), состоящая из 9 планет с их спутниками, астероидов, комет, множеством частичек пыли.  

 

Планета Крупные небесные тела, не испускающие собственного света, а лишь отражающие свет от Солнца. 1. По размерам

1.1. Планеты Земной группы
1.2 планеты – гиганты

Планеты Земной группы Планеты, имеющие сравнительно небольшие размеры и массу, твердую поверхность, у них мало спутников или их нет совсем. Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Планеты - гиганты Планеты, имеющие большие размеры и массы, небольшую плотность, состоящие преимущественно из газов: водорода и гелия, быстро вращающиеся вокруг собственной оси, имеющие много спутников и кольца. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Астероид Малые планеты, небесные тела Солнечной системы, не испускающие собственного света, вращающиеся вокруг Солнца в большинстве своем между орбитами Марса и Юпитера. Веста, Церера, Икар
Комета Холодное небесное тело, главной частью которого является ядро, состоящее из замерзших газов, паров воды и твердых частиц, движущиеся по вытянутым орбитам. 1. По периоду обращения

1.1 короткопериодические
1.2 большепериодические

к. Галлея, к.Энке

Метеорит Остаток небесного тела, падающий на Землю и часто, ударяющийся о поверхность Земли с огромной силой, при этом возможен взрыв и образование метеоритного кратера. 1. По химическому составу

1.1. каменные
1.2. железные
1.3. железо-каменные

Метеор Световое явление, возникающее при вторжении в атмосферу Земли из космического пространства твердых частиц и сопровождающееся вспышками света, возникающими при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли. 1 .По положению радианта

1.1. персеиды

1.2. леониды и т. д. по созвездиям

Звезды Небесные тела, представляющие собой гигантские пылающие шары, расположенные далеко от нашей планеты. 1 по размерам

1.1. карлики
1.2. гиганты
1.3 сверхгиганты

2. по цвету (температуре)

2.1 красные
2.2 оранжевые
2.3 желтые
2.4 желтые
2.5 белые
2.6 голубоватые

Созвездие Участок неба в пределах некоторых установленных границ с расположенными на нем звездами Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.