Урок-игра по географии в 7-м классе "Счастливый случай". Обобщающее повторение по теме "Африка".

Разделы: География


Цель игры:

  • закрепить знания по материку, обобщить изученный материал.
  • развивать память, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний. Развивать интерес к предмету.
  • воспитывать умение работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:

  • физическая карта Африки,

  • картины по теме,

  • магнитофон и запись африканской мелодии.

 

Организация игры

Класс делиться на 2 команды знатоков по 5 человек и 2 команды болельщиков. Команды располагаются по разные стороны класса, напротив них болельщики. Жюри 2 человека следят за временем и фиксируют количество баллов.

Урок начинается вступительным словом учителя, которое заканчивается приглашением в Африку, звучит мелодия.

1 гейм. Каждая команда получает 5 вопросов, задаются по одному, на обдумывание 15 секунд, правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  • Неповторимые черты Африки по природным условиям. (Самый жаркий материк).
  • Какое государство Африки называют родиной небоскребов? Каков их возраст? (Эфиопия, 500 лет).
  • “Бушменский рис”. Что это такое? (Яйца гусениц и термитов).
  • Назовите древнее государство, существующее на территории современного Туниса. (Карфаген).
  • Какой “иглой” нельзя уколоться? (Мыс Игольный).
  • Государство Африки, на территории которых существовали цивилизации, , в которых процветали ремесла, торговля, строительное дело? (Египет, Карфаген).
  • “Вельвичия удивительная”. Чем удивительно это растение? (Имеет только два листа, отмирающих постепенно, живет 150 лет).
  • Какая страна Африки называется “страной меди” и почему? (Замбия – “медный пояс”).
  • Причины образования пустынь у северо-западных и юго-западных берегов Африки? (холодные течения).
  • Какую природную зону Африки называют одновременно “ослепительная красавица” и “зеленый ад”? (Влажных экваториальных лесов).

     

    2 гейм. “Заморочки из конверта”. Капитаны получают по 1 конверту, в которых 5 вопросов, на обдумывание 5 минут.

    Вопросы первой команды:

    1. Какая река Африки описана в этом стихотворении Н. Гумилева? (Нил)
    2. Ты торжественным морем течешь по Судану,

      Ты сражаешься с хищною стаей песков,

      И, когда приближаешься ты к океану,

      С середины твоей не видать берегов,

      Бегемотов твоих розоватые рыла

      Точно сваи незримого чудо-моста,

      И винты пароходов твои крокодилы

      Разбивают могучим ударом хвоста.”

    3. На карточке наклеена контурная карта с выделенными границами государства. Вопрос. Это государство известно как родина кофе. Назовите это государство? (Эфиопия)
    4. На карточке часть контура Африки:
    • В каких климатических поясах лежит эта часть Африки?
    • Какое время года сейчас в переходном поясе этой местности?
    1. На карточке описание животного. “Этот зверь известен как самый воинственный. Наверное, потому, что он не очень умен и плохо видит. Он хорошо различает предметы лишь на расстоянии не дальше 10 шагов. Смелость заменяет у него недостаток рассудка, а острое чутье компенсирует плохое зрение. В большинстве случаев он будет нападать, независимо от того, есть для этого повод или нет. А когда нападает, делает это всерьез, быстро и решительно.”
    2. О каком животном Африки идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Носорог, саванна).

    3. На открытке крааль – жилище африканских негров.В какой природной зоне можно увидеть такую картину? (В саванне).

     

    Вопросы второй команды:

    1. Какая природная зона описана в этом стихотворении Н. Гумилева: (Пустыня)
    2. “И звенит, и поет, поднимаясь, песок,

      Он узнал своего господина,

      Воздух меркнет, становится солнца зрачок,

      Как гранатовая сердцевина.

      И чудовищных пальм вековые стволы

      Вихри пыли взметнулись и пухнут,

      Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,

      Точно веришь – вовеки не рухнут.

      Так и будут бродить до скончанья веков,

      Каждый час все грозней и грознее,

      Головой пропадая среди облаков,

      Эти страшные серые змеи.”

    3. На карточке контур государства на контурной карте. Эта страна – самая большая по численности населения в Африке, одна из богатейших по запасам нефти. Назовите эту страну. (Нигерия).
    4. На контуре южная часть Африки.
    • В каких климатических поясах лежит эта часть Африки? (тропический, субтропический).
    • Какое время года здесь сейчас?
    1. На карточке описание животного: “Здоровый, полный сил, этот зверь никогда не бывает людоедом. Охотится на зебр и антилоп, чаще всего по ночам. Причем, здесь ему нужны глаза, а не нос. Видит прекрасно в темноте, зато обоняние у него плохое. Ему почти никто не угрожает, потому защитное средство – обоняние ему ни к чему, и оно у него не развивается.” О каком животном идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Лев, в саванне).
    2. На открытке – свайные постройки дагомейцев. В какой части Африки можно увидеть такую картину? (В западной, на побережье).

    Пока команды обсуждают вопросы ведущий задает вопросы болельщикам:

    1. Древний материк, частью которого является Африка (Гондвана).
    2. Сезоны, резко выделяемые в субэкваториальном поясе (Сезон дождей, сезон засухи).
    3. Португальский мореплаватель, определивший очертания материка Африки на юге. (Васко де Гамма).
    4. Мелководное озеро, площадь которого зависима от осадков и разлива впадающих рек. (Озеро Чад).
    5. Главное препятствие в развитии сельского хозяйства на материке (Засуха).
    6. Горы, получающие обильные осадки от юго-восточных пассатов (Драконовы горы).
    7. Хищная птица, охотящаяся за грызунами и змеями (Птица секретарь).
    8. Сильнейший ветер, часто дующий летом по Сахаре и несущий тучи песка (Самум).

                3 гейм. Каждому игроку команды ведущий задает один вопрос.

    1. Насекомое-переносчик возбудителя сонной болезни (муха цеце).
    2. Пустыня, для которой характерно удивительное растение – Вельвичия (Намиб).
    3. Как называется островок растительности в пустыне (оазис).
    4. Тектоническое образование лежащее в основе материка (платформа).
    5. Расы, к которым относится население Африки (европеоидная, негроидная, монголоидная).
    6. Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).
    7. Сухие русла рек, наполняемые водой после сильных дождей (вади).
    8. Насекомые, строящие высокие постройки разнообразной формы (муравьи-термиты).
    9. Самая длинная река Африки (Нил).
    10. Назовите самые увлажненные территории Африки (бассейн реки Конго).

    4 гейм. Команды отвечают на вопросы болельщиков (по три вопроса подготовлены заранее).

    1. Сочные плоды, которые заменяют местному населению и животным полупустыни воду (арбузы).
    2. Самое большое озеро Африки (озеро Виктория).
    3. Самый сильный и грозный хищник Африки (лев).
    4. Доля Африки в добыче алмазов (98%).
    5. Пальма, из плодов которой получают пальмовое масло (масличная).
    6. Назовите самое жаркое место на Земле (Триполи, +58 °С).

    5 гейм. Космический. В течение двух минут командам надо ответить на как можно большее число вопросов.

    1. Почему пустыня Сахара увеличивает свои размеры, что сделано, чтобы ее остановить? (Сведение лесов, посадка лесополосы).
    2. Какой пролив в древности был известен как “Геркулесовы столбы”? С чем связано такое название? ( Гибралтар, в честь героя мифов – Геркулеса).
    3. У меня черная или темно-зеленая древесина. Из меня делают дорогую мебель. Как называется это дерево? (Эбеновое дерево).
    4. Какое открытие получило название: “Зоологическая сенсация двадцатого века”? (Открытие окапи).
    5. Какое растение Африки называют “деревом жизни” и почему? (Финиковая пальма, финики, используемые в качестве хлеба и т. д.)
    6. Какую реку Африки знают даже маленькие дети и почему? (Лимпопо, живет доктор Айболит).
    7. Докажи положение – “Африка – самый жаркий материк Земли”. (Триполи +58 °С, среднемесячная температура не бывает ниже +8 °С).
    8. “Дети леса”. Какие народы Африки так называют и почему? (Пигмеи, живут в гилее).
    9. Какое растение – один из священных символов Африки южнее Сахары? Его использование (Баобаб – “хлеб обезьян”, изготовление веревок, сока и т.д.).
    10. Химические элементы, определяющие красный цвет ферралитных почв экваториальных лесов (Железо, алюминий).
    11. Причины отсутствия горных систем в Африке (Древность материка).
    12. На вершину какой горы вы подниметесь быстрее? Почему?
      а) Кения (ниже); б) Килиманджаро (Наивысшая точка).
    13. Назовите лозунг “страны вечной жажды” (Ботсвана, “Пусть будет дождь”).
    14. Каких животных называют “волосатыми людьми” и где они обитают? (Гориллы, гилея).
    15. Причины образования на реке Конго множества порогов и водопадов (Плоскогорный рельеф).
    16. Какое озеро Африки и за что называют сестрой Байкала? (Танганьика, сходное происхождение, форма, второе по глубине).
    17. Позорная страница истории, унесшая миллионы человеческих жизней африканских народов (Работорговля).
    18. Важнейший фактор, от которого зависит годовое количество осадков (Атмосферное давление).
    19. Животное, полностью уничтоженное в Африке (Зебра квангг).
    20. Крупные животные, обитающие в Африке (Слоны, жирафы, бегемоты).
    21. Что означает слово “Калахари”? (Мучимая жаждой).
    22. Причины, способствующие развитию густой вечно-зеленой древесной растительности (Высокая температура, влажность).
    23. Что означает слово Сахара? (Однообразная, коричневая пустынная равнина).
    24. Как называется климатический пояс, в котором только один сезон-лето? (Экваториальный пояс).
    25. Самые высокие народы Африки, живущие в саваннах северной части материка? (Банту, средний рост 180-200 сантиметров).
    26. Преобладающие формы рельефа Африки (Плоскогорье).
    27. Ценные культуры, родина которых – Эфиопия (Кофе, твердые сорта пшеницы).
    28. Самая большая по населению страна Африки? (Нигерия).
    29. Молодые хребты, расположенные на северо-западе материка (Атлас).
    30. Ценные тропические культуры, выращиваемые в Африке (Бананы, кофе, какао).
    31. Крупное хищное животное, обитающее в реках Африки (Крокодил).
    32. Какова площадь Африки вместе с островами? (33,3 миллиона км2).
    33. Народы, живущие на самом юге материка (Африканеры).
    34. Государство в Африке, которое, по мнению Н.И.Вавилова является Родиной ценных (твердых) сортов пшеницы (Эфиопия).
    35. Кем был открыт и как называется водопад, называемый местными жителями “дым который гремит”? (Д.Ливингстон, водопад Виктория).
    36. Представители животного мира экваториальных лесов, обитающие на деревьях (обезьяны).
    37. Что означает название материка Африка? (По названию племени африти).
    38. Какая часть Африки получила название Невольничьего берега? (Побережье Гвинейского залива).
    39. Какую птицу Африки можно использовать как пастуха? (Страус).
    40. Лемурия! Что это такое? (Остров Мадагаскар).

    Подведение итогов.