Работа со словарными словами

Разделы: Начальная школа


1. ЯЗЫК

а)

Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)

б) наглядное пособие:

я/зы'к [й’азык] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков

в) лексическое значение:

1) орган вкуса;
2) орган человека, участвующий в образовании звуков;
З) средство общения людей;
4) металлический стержень в колокольчике

г) однокоренные слова: язык, язычок, языкастый

д) составьте предложения по картинке

е) пословицы:

  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Язык болтуна не доведет до добра.
  • Языком болтай, а рукам воли не давай.

ж) соберите предложение по схеме: [__ ___ [__ ___ ____ ____ ____.

Петя друг любит татарского мой уроки языка.

з) чистописание:

и) ребус:

2. РОССИЯ

а) Страна, в которой мы живем. (Россия)

б) наглядное пособие:

Росси'я
Рос/си/я [ рас’ий’а] – З слога, б букв, б звуков
Рос-сия

в) однокоренные слова: Россия, россияне, российский

г) составление предложения по картинке

д) история слова: Россия –  Русь.

Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу
Всегда твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

С.Есенин

е) Почему так говорят: Родина-мать?

ж) собери предложение по схеме: [__ _ _ ___.

Живу я России в.

з) чистописание:

и) ребус:

 

3. ПОГОДА

а) Как по-другому называется сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. (Материал учебника “Мир вокруг нас” 2 класс
А. Плешаков)

б) наглядное пособие:

пого'да
по/го/да [пагода] —3 слога, б букв, б звуков
по-го-да

в) лексическое значение: состояние атмосферы.

г) однокоренные слова: погода, погодка, погодный

д) составте предложения со словом ПОГОДА

е) пословицы:

  • По погоде и урожай.
  • С погодой не поспоришь.

ж) игра “Юный метеоролог”
Р.Р. – составь прогноз на сегодняшний день.

з) собери предложение:

В зашумела поле разгулялась непогода. (И. Никитин)
Отличие: погода – непогода

и) когда так говорят  – ждать у моря погоду?

к) чистописание:

л) ребус:

м) загадка:

И снег, и ветер, и мороз
Разукрасили мне нос.
Зима ведь время года
С чудесною. (погодой)

4. РАБОТА

а) поставь слово:

Я без… не сижу –
Сама в руках утюг держу.

(С. Михалков)

б) наглядное пособие:

рабо'та
Ра/бо/та [работа] – 3 слога, б букв, б звуков

в) лексическое значение:

  • занятие, труд, деятельность;
  • изготовление чего-либо;
  • труд, служба на предприятии

г) однокоренные слова: работа, работник, работать

д) составьте предложение со словом РАБОТА

е) пословицы:

  • Работе время, а потехе час.
  • Всякая работа мастера хвалит.

ж) когда так говорят – работа горит в руках?

з) мини-сочинение: “Мамина работа”

и) собери предложение ао схеме: [__ ___ ___ - ___ __ ___!

Работы хороши выбирай все вкус на

к) озаглавьте текст (Моя работа):

Прилежно учись. Внимательно слушай учителя. Выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия. Помогай товарищу лучше учиться.

– Текст ли это? Докажи.

л) чистописание:

м) ребус:

н) загадка:

Ты трудился не напрасно,
И запомни навсегда ты:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб Вкуснее от ... (работы)

5. МОРОЗ

а)

У избы побывал –
Все окна разрисовал,
У реки погостил
Во всю речку мост мостил (Мороз)

б) наглядное пособие:

моро'з
мо/роз [марос] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
мо-роз

в) лексическое значение: холод, стужа

г) однокоренные слова: мороз, морозный морозец, заморозки

д) составьте предложение со словом МОРОЗ

е) пословицы:

  • Мороз невелик, а стоять не велит.
  • Береги нос в мороз.
  • Зимой – морозы, а летом  – грозы.

ж) когда так говорят – мороз пробежал по спине?

з) отрывки из стихотворений:

Мороз и солнце – день чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный.

(А.С. Пушкин)

Улицей гуляет дедушка Мороз,
Имей рассыпает по ветвям берез.

(С. Дрожжин)

и) собери предложение по схеме: [__ ___ ___, ___ ____ ____.

Пришли морозы вот зима и настала. (И. Суриков)

к) чистописание:

л) ребус:

л) загадка:

Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята
Кто окно разрисовал? (Мороз)

6. НАРОД

а) население нашей страны:

б) наглядное пособие:

наро'д
на/род [нарот] 2 слога, 5 букв, 5 звуков
на-род

в) лексическое значение: население той или иной страны

г) однокоренные слова: народ, народа, народный

д) составьте предложение со словом НАРОД

е) пословицы:

  • В каком народе живешь, такого обычая и держишься.
  • Честный труд — богатство народа.

ж) игра “КТО живет?”

  • татарский народ – татары
  • русский народ – русские
  • народ Америки, Франции, Германии и т.д.

з) работа с текстом:

  • доказать что это текст;
  • озаглавить.

Наш город стоит на берегу Волги. В нем большой автомобильный завод. Высоко ценит Родина труд нашего народа. Заводу вручили знамя.

и) отрывок:

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый. (С. Дрожжин)

к) соберите предложение по схеме: [__ ___ __ ___ ___.

Наш не хочет народ войны.

л) чистописание:

м) ребус:

7. РУССКИЙ

а)

Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!

(Т. Абдарахманов)

б) наглядное пособие:

ру'сский
рус/ский [руск’ий’] 2 слога, 7 букв, б звуков
рус-ский

в) лексическое значение:

1) нация;
2) язык народа

г) составь предложение со словом РУССКИЙ

д) пословицы:

  • Русский солдат не знает преград.
  • Русская душа нараспашку.

е) собери предложение по схеме: [__ __ ___ ___ ___/

Русский создал народ русский язык. (Л. Толстой)

ж) отрывок:

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!” (С. Есенин)

з) чистописавие:

и) ребус:

8. РАССКАЗ

а)

Мальчик утром как-то раз
Прочитал нам всем… (рассказ)

б) наглядное пособие:

расска'з
рас/сказ [раскас] —2 слога, 7 букв, б звуков
рас-сказ

в) лексическое значение: небольшое художественное произведение в прозе.

г) однокоренные слова: рассказ, скажет, сказ, пересказ

д) составьте предложение со словом РАССКАЗ

е) соберите предложение по схеме: [__ ___ ___ ___ ___.

Будем мы сочинять сегодня рассказ.

ж) Р.Р. “Проба пера”. Сочинение "Мой день рождения".

План:

1) Утро
2) Подготовка к празднику.
З) Друзья приходят в гости.
4) Веселье.
5) Что запомнилось мне больше всего на дне рождения.

з) чистописание: