“я иду на урок”
Комбинированный урок (физика + математика)
Цели
1. Показать тесную связь между предметами математики и физики.
2. Научить формулировать четкие ответы при чтении графиков.
3. Научить формулировать четкие ответы на качественные задачи.
4. Способствовать воспитанию взаимовыручки в классе.
5. Способствовать воспитанию терпения по отношению к слабому ученику.
Оборудование
: компьютер, раздаточный материал, карандаши, линейки.План урока
1. Организационный момент.
2.Построение графической зависимости двух переменных.
3.Понятие механического движения.
4.Решение задач.
5.Чтение графиков.
6.Решение задач на механическое движение аналитическим и графическим способами.
7.Анализ способов решений, выбор индивидуальной траектории.
8.Заключение. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель математики: “ Математика это царица наук, но она должна служить другим наукам”
Учитель физики: “ И физика без математики – это только природоведение”
Давайте вместе с вами рассмотрим тесную связь этих двух наук.
2. Построение графической зависимости двух переменных.
Учащимся по вариантам предлагается построить графическую зависимость двух переменных. Одновременно вызываются по одному ученику с каждого варианта, и они выполняют это задание на внутренней стороне доски.
Вариант 1
X | 1 | 2 | 3 | 4 |
Y | 3 | 6 | 9 | 12 |
Вариант 2
X | 1 | 2 | 3 | 4 |
Y | 2 | 4 | 6 | 8 |
Проверка правильности заданий осуществляется в виде взаимоконтроля.
Учитель математики:
а) Всегда ли при построении графических зависимостей выбираются переменные x и y?
б) Предлагаем вам построить графики зависимости s от t.
Вариант 1
t,c | 2 | 4 | 6 | 8 |
S,м | 6 | 12 | 18 | 24 |
Вариант 2
t,c | 3 | 6 | 9 | 12 |
S,м | 6 | 12 | 18 | 24 |
После построения замечаем, что если ввести единицы измерения, то получится зависимость пути от времени, а это возможность описания механического движения.
3. Повторение теоретического материала по теме6 “ Механическое движение.”
Учитель физики: ( проводится фронтальный опрос)
1)Что такое механическое движение? Приведите примеры.
2)Является ли механическое движение относительным?
3)Назовите характеристики механического движения?
Используя предложенные задания , приведите примеры подтверждающие относительность механического движения.
Вариант 1
1. Корабль подплывает к пристани. Относительно, каких тел пассажиры этого корабля, находятся в движении:
а)реки; б)палубы корабля; с)берега?
2. Движутся или покоятся относительно друг друга пассажиры метро, находящиеся на двух эскалаторах:
а) движущихся в одном направлении; б) движущихся в различных направлениях?
Вариант 2
1. На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга. Относительно каких тел книга находится в покое:
а)столика; б)рельсов; с)пола вагона?
2. Относительно, каких тел школьник, Сидящий за партой находится в движении:
a) относительно здания школы; б) относительно Солнца; с) относительно Земли?
4. Решение задач на расчет пути , времени и скорости равномерного движения.
Учитель физики:
а)Запишите формулы, позволяющие рассчитать характеристики механического движения.
б)Используя эти формулы предлагаем Вам выполнить решение задачи (по одному ученику на обратной стороне доски; анализ решения; взаимоконтроль)
Вариант 1
Листья, поднятые ветром, за 5 мин., двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана?
Вариант 2
Сколько времени займет спуск на парашюте с высоты 2 км при скорости равномерного движения 5 м/с?
5. Чтение графиков функций
(На экране компьютера выводятся поочередно графики, описывающие механическое движение. Ребятам предлагается проанализировать каждый график. Приложение1)
Учитель математики:
1.Чему равна скорость в любой момент времени?
2. Какое это движение?
График №1
1. Чему равна скорость в момент времени 3с?
2. Что вы можете сказать про движение, описанного этим графиком? Является ли оно равномерным?
График №2
1. Найдите скорость тела в начале движения.
2.Чему равна скорость в середине пути?
3. Чему равна скорость в конце пути?
4. Какой это вид движения?
График №3
Составляются таблицы к каждому графику.
График №1
t, c | ||||
v,м/с |
График №2
t, c | ||||
v,м/с |
График №3
t, c | ||||
v,м/с |
Учитель физики:
Какие виды механического движения встречаются в природе? Приведите примеры.
1. Можно ли используя график зависимости скорости от времени построить график зависимости пути от времени?
2. Какому из графиков скорости оответствует предложенный график пути от времени?
3. Найдите по графику путь, пройденный телом за …с?
График №4
6. Решение задач на механическое движение с использованием графического и аналитического способа.
С какими способами решения задач на расчет характеристик механического движения Вы познакомились?
  с помощью формул (аналитический)
графическим способом
Вам предлагается самостоятельно решить задачу двумя способами и проанализировав способы решения, выбрать наиболее для вас предпочтительный.
Вариант 1
Трактор за 5 минут проехал 600м. Какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью? (Задачу решить и с помощью формул, и с использованием графика зависимости пути от времени).
Вариант 2
Велосипедист за 40 минут проехал 10 км. За сколько времени он пройдет еще 25 км, двигаясь с той же скоростью? (Задачу решить аналитически и с использованием графика зависимости пути от времени.).
7. Анализ каждого способа решения задач..
( В процессе рассуждений учащиеся приходят к выводу о том, что графический способ не точен.)
8. Заключение.
Учитель математики:
Сегодня на уроке мы хотели, чтобы Вы уяснили, что невнимание к физике причиняет урон математике, а не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти.
Домашнее задание:
1. Предлагаем составить задачи на механическое движение с использованием таблиц, составленных по графикам на уроке.
2. Задачи №№ 1-3 ( высокий уровень) Кирик Л.А. решить способом, удобным для Вас.
3. Ответить на вопрос. Всегда ли возможно решить задачу графическим способом?
4. Занесите в свой учебник физики примеры задач, которые можно решить двумя способами.