Урок "Мир вокруг нас"на тему: "Одежда людей в прошлом и теперь"

Разделы: Начальная школа


Тема: Одежда людей в прошлом и теперь.

Цели:

1. Дидактические: познакомить детей с историей одежды; расширить и систематизировать представления детей об одежде; формировать бережное отношение к одежде в своей социальной среде;  развивать представления детей о пространстве и времени;

2. Развивающая: развивать у учащихся познавательные процессы: (мышление, воображение, память, внимание), эмоциональную сферу, творческие способности;

3. Воспитательная: воспитывать у детей любовь к своему городу, к своей Родине.

Оборудование:

- ткань для демонстрации античной одежды;

- игра “Найди 4 лишнее”,

- лента времени,

- рисунки с изображением людей в костюмах разных времен,

- видеозапись с новогоднего школьного маскарада/

- рисунки с изображениями детей в маскарадных костюмах,

- малица,

- 4 вида одежды (деловая, спортивная, рабочая, домашняя),

- карточки с названиями профессии,

- книга В.В. Маяковского “Что такое хорошо, что такое плохо?”

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка изученного материала.

- Мы изучаем предмет “Мир вокруг нас” и отвечаем на круг вопросов “Где? и Когда?”. На прошлом уроке мы познакомились с кругом вопросов по теме “Где живут белые медведи и слоны?”. Проверим усвоение материала прошлого урока по тетрадям “Проверь себя”. (на стр.29, дети выполняют задания). Учитель спрашивает детей о том, как выполнили задание, называет правильный ответ, дети исправляют ошибки.)

- Мы проверили себя. Кто показал безошибочные знания? – Молодцы.

- У кого есть ошибки? – Будьте внимательнее.

III. Работа над новой темой.

1) Игра “Найди 4 лишнее” (платье, шорты, диван, рубашка)

- Каким предметом можно дополнить эту группу?

- Каким общим словом можно назвать эту группу предметов?

2)Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы должны ответить на круг вопросов по теме “Когда появилась одежда?”

- Как вы думаете, когда появилась одежда?

3)Составление ориентировочной карты.

Работа с лентой времени.

Ребята, посмотрите – на доске лента времени. Наша планета Земля существует уже миллиарды лет и люди живут на ней миллионы лет. Они условно разделили время существования на Земле на 2 периода: до нашей эры и наша эра. Вы сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу эру? Нам надо сформулировать гипотезу. Выходит, если одежда появилась в нашу эру, то до нашей эры люди ходили голые? Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.

(Чтение текста на стр.80 и беседа по содержанию)

- Когда появилась одежда?

- Во что одевались первобытные люди? (Показ рисунка)

- Когда жил первобытный человек до нашей эры или в нашу эру?

- Значит, неверна была наша гипотеза и теперь мы точно можем сказать, когда появилась одежда. Когда? (Рисунок на ленту времени)

4) Объявление целей урока.

Поставим перед собой такие исследовательские цели: Выполняет ли одежда какую-то роль в жизни человека? Зависит ли она от жизненных ситуаций?

Приступим к реализации целей.

- Во что одевались первобытные люди? Почему?

- Что стали делать из ткани?

Посмотрите на вторую фигуру человека на стр.80.

- Из чего сделана его одежда?

- Где носили такую одежду?

В Древней Греции эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью. Давайте попробуем и мы одеться, как древние греки (1 ученик одевает другого)

Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды. (Дети описывают, во что одеты люди разных времен, а учитель помещает рисунки на ленту времени.)

Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, кокошники… Нарядная одежда подчеркивала достоинство человека, его красоту.

- Кто скажет, во что оделся муравьишка?

- Значит была и особая одежда для защиты в бою? (Рисунок рыцаря на ленту времени.)

- Из чего была сделана такая одежда? Почему7

5) Физминутка “Оловянный солдатик”

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий…
Ногу левую (правую) прижми…
Да смотри не упади!

6) Беседа о современной одежде и ее роли в жизни человека.

- Современная одежда очень разнообразна. Из чего изготавливают современную одежду?

1) - Можно ли по одежде узнать, где живет человек?

- Если человек живет в холодных районах Земли то, что он носит?

- А в теплых краях?

Мы живем на Крайнем Севере России – Ямале и наши коренные жители носят вот такую одежду. Она называется малицей.

- Как вы думаете, где живут эти люди? Почему? (стр.81)

Значит, по одежде можно узнать, где живет человек. (Табличка МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ)

2) Но в разных ситуациях человек надевает разную одежду.

- Можно ли догадаться по одежде, в какой жизненной ситуации находится человек?

Попробуем представить себе следующие ситуации:

  • Ребенок собрался играть в хоккей. Какую одежду он выберет? (Вывешивается 4 вида одежды)
  • Вечером вся семья расположилась дома у телевизора. Какую одежду выберите?
  • Дети и родители решили собрать новую мебель, что они наденут?

- А в этой одежде вы куда отправитесь?

- Итак, для каждого случая – своя одежда.

Прочитаем об этом на стр.81 (Табличка ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ).

Значит стили современной одежды разные. Бывает деловая, спортивная, рабочая и домашняя одежда. И это еще далеко не все.

Бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше.

- Какие это случаи? (Школьный маскарад или карнавал)

(Просмотр видеофрагмента с новогоднего маскарада)

(Работа в рабочей тетради на стр 33)

Ребята пришли на новогодний маскарад, но головные уборы забыли дома. Помогите ребятам. (Дети наклеивают головные уборы, 1 человек у доски)

Физминутка. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

3)- Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?

- Кого можно узнавать?

Люди некоторых профессий носят специальную одежду называемую формой. Догадайтесь, кто хозяин этих костюмов (учебник стр.81)

По одежде мы можем узнать, кем работает человек (табличка ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА).

Мы определяли профессии по одежде человека, а вот итальянский писатель Дж.Родари утверждает, что каждая профессия имеет свой запах. (дети читают наизусть, стихотворение “Чем пахнут ремесла?”)

- О каких профессиях нам напомнил Дж.Родари? (Дети называют, а учитель раздает карточки с названиями профессий)

- Бездельник – это профессия? У нас в классе нет бездельников.

- Людей каких из этих профессий мы можем узнать по одежде?

Значит, по одежде человека мы можем иногда узнать деятельность человека.

Ребята, узнайте дома у родителей, в какой одежде они работают и чем интересна их работа.

4) – Как надо относиться к своей одежде?

Вот что об этом писал В.В.Маяковский в стихотворении “Что такое хорошо, что такое плохо” (читает ученик).

- Какие правила об отношении к одежде вы знаете?

У нас над раздевалкой написаны слова:

“Будь в одежде аккуратен, избегай и дыр и пятен…”

Давайте скажем хором это правило.

IV. Итог урока.

Ребята, мы ответили на круг вопросов по теме “Когда появилась одежда?” и реализовали исследовательские цели.

- Когда появилась одежда?

- Какую роль играет одежда в жизни человека?

V. Домашнее задание.

Нарисовать костюмы разных народов.