Цели:
- формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста;
- формирование мотивационной стороны читательской деятельности;
- совершенствовать техническую основу процесса чтения (сознательность, безошибочность, беглость, выразительность);
- формирование способов творческой интерпретации художественного текста;
- обучение практическим умениям преобразования текста; определение главного и второстепенного;
- идейно-нравственное воспитание: рассуждение о себе и других.
Оборудование: доска, карточки,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель:
- формировать способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста;
- совершенствовать техническую основу процесса чтения
- усвоить способы творческой интерпретации художественного текста;
II. Проверка домашнего задания
Вам было дано задание научиться выразительно
читать рассказ.
a) находят предложения, отрывки, которыми бы они
подписали кадры нашего диафильма (при проверке
задания проверяется индивидуальная работа –
муз. сопровождение 1к, 3к, 5к)
б) составить словесный портрет Вали.
в) проверяется выразительное, сознательное
чтение (по ходу оцениваются ответы)
Итак, мы проверили усвоение способов творческой
интерпретации художественного текста и
совершенствование навыка чтения.
III. Знакомство с новым произведением.
Переходим к знакомству с новым произведением.
- Как называется наш раздел?
- Какова его главная идея?
Наше новое произведение, с которым мы познакомимся сегодня, “Мальчик-Огонек” Э.Киселевой.
а) по заголовку давайте предположим, к какому жанру относится это произведение. Сказка или рассказ?
- Мальчик-Огонек – сказочный герой или мальчик, которого сравнивают с огоньком? Какими качествами тогда будет обладать этот мальчик?
- Итак, мы предполагаем, это сказка или рассказ?
б) чтение эпизода произведения учителем.
Следим за правильностью, удерживаем темп.
- Итак, мы можем определить, к какому жанру относится наше произведение?
Эта сказка – авторская сказка, и Мальчик-Огонек в ней сказочный герой.
IV. Работа по содержанию.
a) выборочное чтение.
- Чем был Мальчик-огонек?
- О чем он мечтал?
- О чем его предупреждала фея?
- Каким нарисовал его автор?
- Почему перед нашим героем встал вопрос?
Задание №1
Что нам предлагает автор, прочитайте самостоятельно.
- Какие чувства вызвало у вас предложение автора? (Чтение учеником)
- Какова же главная идея авторской сказки?
- А как ее закончил автор? – чтение детьми
- Почему автор учебника поместил эту авторскую сказку в данном разделе?
V. Физпауза
VI. Знакомство с легендой.
В старших классах вы будете знакомится с разными жанрами, например, мифы и легенды. Познакомьтесь с одной из них. Легенда о Прометее.
- Почему я предложила ее вам именно в этом разделе?
И послушайте краткий пересказ из отрывка М.Горького “Старуха Изергиль”
- Прав ли Игорь, что предложил этот отрывок в данном разделе?
VII. Итог
Итак, я считаю, что с поставленными целями мы справились, т.е.:
- формировали способность к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста,
- усвоили способы творческой интерпретации художественного текста,
- совершенствовали техническую основу процесса чтения.
Домашнее задание: пересказ сказки,
нарисовать к ней иллюстрацию, сочинить свою
сказку.
Мы живем в северном крае, местные жители тоже
сочиняют легенды, сказки, которые можно
поместить в данном разделе.
Просмотр фрагмента “В яранге горел огонь”.