Ситуации общения в процессе обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Исходя из того, что основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение практическому владению иностранным языком, одним из действенных средств повышения эффективности уроков, является, по мнению автора, использование ситуаций общения в процессе изучения иностранного языка. Применение ситуаций общения позволяет создавать языковую среду на уроке, способствует развитию коммуникативной направленности уроков, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.

В эффективности применения ситуаций на уроках я убедилась давно. Они помогают внести в обучение новизну, творчество, преодолеть однообразие в работе, создать интересную, увлекательную обстановку на уроке. Использование ситуаций общения на уроках должно обеспечивать взаимодействие учащихся. Правильно подобранные ситуации стимулируют речевую активность учащихся. Даже неуспевающие ученики, попав в языковую среду ( созданную с помощью ситуаций), также не могут оставаться пассивными и равнодушными. Готовясь к урокам, я учитываю разноуровневую подготовку учащихся и стараюсь заранее поделить группу на подгруппы, в которых есть и слабые и сильные учащиеся, с учетом психологической совместимости. Такой принцип деления полезен обеим категориям учащихся: слабые учащиеся могут выяснить то, что не поняли на уроке, а сильные, помогая слабым, еще раз закрепят свои знания. Работая в классе с ситуациями общения, я придерживаюсь этого принципа и всегда получаю положительные результаты.

Использование ситуаций общения на уроке требует от учителя максимального внимания. Он должен творчески и умело организовывать этот вид деятельности (экспериментально доказано, что прочно запоминается лишь интересный и интересно поданный материал), иначе этот вид работы может надоесть учащимся, что приведет к ослаблению их интереса и снижению активности на уроке.

Начиная работать с ситуациями общения, я руководствовалась принципом постепенного перехода от менее трудного к более сложному. Сначала это были ситуации на основе увиденного и услышанного учащимися непосредственно. Так, изучая тему “ My Family”, в начале урока я начинала рассматривать альбом с семейными фотографиями, естественно, вызвав соответствующий интерес учащихся. Такая ситуация дает возможность задавать вопросы и отвечать на них. Следующий этап – это ситуации связанные с каждодневным опытом учащихся. Примером могут служить ситуации по теме “My Household Duties”. При использовании же ситуаций, основанных на потенциальной жизненной практике учащихся, от них требуется не только мобилизация опыта, но и элементы воображения. Развивая дальше тему “My Family”, можно предложить учащимся следующие ситуации:

  • дом, в котором живет твоя семья,
  • твои соседи,
  • традиции твоей семьи

и т. д

Естественно, работая с ситуациями общения, для решения обучающей задачи, недостаточно заниматься в классе только имитацией жизненных ситуаций. Необходима работа, направленная на усвоение языкового и информационного материала, на формирование определенных коммуникативных действий. А наблюдения специалистов показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических единиц и грамматических структур весьма ограниченно. Между тем, из практического опыта известно, что именно говорение представляет наибольшие трудности, требуя от учащихся максимального умственного и эмоционального напряжения. Поэтому, прежде чем подойти к какой-либо ситуации, мы много работаем на уроках над лексикой, разбираем различные грамматические структуры.

Немаловажным фактором остается и преодоление учащимися в себе боязни говорить по-английски. Поэтому на уроках стараюсь установить благоприятный климат, помогаю учащимся преодолевать этот психологический барьер.

Приведу пример конкретного использования ситуации на уроке. Тема урока “Ecological Problems of the Environment”.Урок начинается со следующей вводной беседы:

– Morning everybody. Sit down please, make yourselves comfortable. It is wonder we are all together. And I see all of you are in a good mood, aren’t you? Nikita, how are you? And what about you, Nina? and etc. And how do you think if the weather influences upon our mood? (Ответы учащихся: Sometimes it does, but sometimes it doesn’t; The weather always influences upon my mood; etc.) And I think whatever the weather will be you always have a good mood if everything is clean and fresh around you. But what can we say about our environment? Look around! The very problem of today is the problem of the environment protection. Can you name the environment problems of today?

Учащиеся называют проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. А затем отвечают на вопрос учителя: What can be done to protect the environment? Ответ на этот вопрос был дан в качестве домашнего задания. Учащиеся работали в психологически совместимых группах (о чем было сказано выше). Свое творческое задание по созданию лучшего значка в защиту окружающей среды учащиеся показывали на дискетах, а затем защищали свои работы, то есть представляли коллективные рассказы, отвечая на вопросы учащихся других подгрупп.

Ситуации общения могут применяться в различных видах речевой деятельности, на различных этапах урока. И если мы хотим создать в учебной аудитории атмосферу, которая будет способствовать общению на иностранном языке, которая будет максимально приближена к реальной, то именно использование ситуаций общения как нельзя лучше будет способствовать этому.