Постоянное совершенствование учебного процесса, поиска новых приёмов обучения языку и использование их в сочетании с традиционными – вот чем характеризуется деятельность учителя.
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.
Как известно, в 5 – 9-х классах получают дальнейшее развитие знания, умения и навыки, приобретённые учащимися в 1-5-х классах.
Те части речи, которые основательно и неоднократно изучались в начальных классах (“Существительное”, “Прилагательное”, “Глагол”), полностью изучаются и закрепляются в 6-ом классе. Кроме того, в программу 6-го класса входят части речи, которые ранее не изучались. Это “Числительное” и “Местоимение”. Я предлагаю систему нетрадиционных уроков, различных по форме, которые можно было бы провести после каждой темы. Разработку некоторых из них я предлагаю вашему вниманию.
- После темы “Словообразование и орфография” я рекомендую провести урок зачёт.
- Урок – конкурс по теме “Имя
существительное”
(Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)
Цель урока:
1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме “Имя существительное”; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях;
2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации;
3) воспитание интереса к урокам русского языка;
4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Тема это очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дам учащимся возможность проявить себя и в роли учителя, и в роли ученика. Можно организовать эту работу в парах, а можно в группах.
Методика урока такова.
Заранее учащиеся знакомятся с контрольными вопросами учебника на стр.65. Им предлагается (каждому) подготовить по этой теме карточку – зачёт. Она так и будет называться:
Что входит в неё?
Подробно объясняю это детям, а впоследствии меняется только тема.
В карточку – зачёт входит:
1) теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами но согласуются с учителем);
2) текст (или, как мы его называем “текстовка”), в которой должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическом вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно указанием фамилии автора;
3) грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста. Например, карточка – зачёт по такой теме может выглядеть так:
Дети с удовольствием красиво, красочно оформляют такие карточки, делают рисунки к ним, каждый из них знает, что получит оценку уже только за создание карточки.
Подбирая текст, дети совершенствуют свою орфографическую зоркость, навыки правильного письма, да и перечитывание мастеров художественного слова даёт возможность запоминать авторские конструкции, учиться правильно говорить.
С такими карточками дети приходят на урок, и мы начинаем зачёт.
Работаем в парах. Я предлагаю им обменяться карточками. Каждый из них работает о материалом карточки в тетрадях (карточки все потом сдают в том виде, в котором они принесли их из дома).
Повторяется правило, выписывается текст в тетрадь, делается разбор. Затем каждый (в паре) выслушивает по очереди друг друга. К тем , кто закончил работу (выслушал и поставил оценку) подходит учитель, осуществляет контроль (устно и частично письменно). Более слабую пару можно пригласить к доске. Затем подводятся итоги урока-зачёта.
Предварительная подготовка к уроку такова.
За две недели до урока учащимся было дано задание:
- разбиться на группы (команды) (по интересам , личной симпатии, классной дружбе,
- подготовиться к конкурсам
по желанию и т.д.) по 5-6 человек (всего 5 команд) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры , кто – подбирать текст , кто работать со словарём и т.д.)
а) “Нарисуй схему, таблицу”;
б) “Загадка”;
в) “Пунктуация”;
г) “Кто больше” (написать по памяти фразеологизмы со словом “Звезда”);
д) “Угадай слово”.
Всё условия конкурса обговариваются заранее.
Оборудование и оформление урока.
Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2,№ 3,№ 4,№ 5 – красиво оформление),
подготовленная к работе доска (для пятерых – по одному от каждой команды); подготовленные таблицы, схемы (на ватмане , красочно оформленные), листы с загадками.
Выбираются жюри на 5-ти человек (у меня было 3-ое студентов и 2-ое учащихся).
Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.
Победители награждаются медалью (деревянной) с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.
Ход урока-конкурса.
Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”
Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвертой, четвертая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе) .
Задание ( I-я команда даёт задание II-й)
1. Предоставляется таблица ( или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идут речь , назвать вид орфограммы рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило
Ь пишется |
Ь не пишется |
1.В существительных ж.р. 3скл. 2.В глаголах 2 л. ед. ч. 3.В неопределённой форме глагола |
1. В существительных не 3скл. 2. В кратких прилагательных |
Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется “Мягкий знак после шипящих”, рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт II-я команда III-й.
СХЕМА
II – ая команда отвечает, что это схема к орфограмме “Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик
(-щик)”. Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт III – я команда IV – й .
IV – я команда отвечает, что это схема к орфограмме “Буквы Е и И в суффиксах –ек,- ик”
Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт IV –я команда V – й.
Представляется таблица
Падеж |
|
|||||
1 | 2 | 3 | -ия | -ий | -ие | |
Р Д П |
-и(ы) -е -е |
- - -е |
-и -и -и |
-и -и -и |
- - -и |
- - -и |
Команда № 5 отвечает , что таблица называется “Буквы Е – И в падежных окончаниях имён существительных”. Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт V-я команда I-й.
Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах существительных”. Рассказывают правило, приводят примеры.
Жюри подводит итог по I-му конкурсу
Конкурс № 2 “Загадка”
Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключалось в том , что каждая команда должна была придумать загадку, использовав в тексте орфограмму “Не с существительным”. Каждой команде предлагается загадка, правильно написанная и красиво оформленная на большом листе бумаги.
Задание предусматривало:
Загадку отгадать и рассказать правило “НЕ с существительными”, объяснить написанное в тексте (см. приложение “Загадки”).
Задание к конкурсу “Пунктуация”
- Месяц величаво подняли на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
- В Диканьке никто не слышал как чёрт украл месяц.
- Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжёлый мужик и поместил свои намёрзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам от висков.
- Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их крепче и готовился взвалить себе на плечи.
- Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.
- В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю.
- Толстый пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.
- В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот.
- Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова.
[...], (чтобы …) (Н.В.Гоголь)
[...],(как…) (Н.В.Гоголь)
[…], (когда…) (Н.В.Гоголь)
= , = и = (Н.В.Гоголь)
[...], (которую…) (Н.В.Гоголь)
1) , и 2) (Н.В.Гоголь)
= и = (Н.В.Гоголь)
=, = , = , = и = (Н.В.Гоголь)
Конкурс №3
Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записано предложение ( простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно было расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы , начертить схему предложения.
Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы(устно), а на доске чертят только схемы.
Конкурс №4
Заранее подготовленная ученица читает выразительно (наизусть) стихотворение Баратынского *Звезда*.
Взгляни на звезды: много звёзд
В безмолвии ночном.
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Взгляни на звезды : между них
Милее всех одна
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?..
Нет! Утешает свет её
Расставшихся друзей,
Их взоры, в синей вышине
Встречаются на ней.
Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом “Звезда” (пишут на доске все 5 человек – по 1-му от каждой команды) кто быстрее и лучше.
Например:
Считать звёзды , путеводная звезда, родиться под счастливой звездой, хватать звезды с нема и т.д.
Затем повторяются известные сведения по фразеологии синтаксису.
Конкурс №5
Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать правильно эти слова – ответы, определить способ образования слова “броненосец”, назвать другие способы образования имён существительных.
Вопросы.
- Почему не говорят пёс зимы, а говорят кот лета? /Котлета/
- Почему не говорят фрегат рая, а говорят бриг ада? /Бригада/
- Почему говорят : “Жень, щи на!”/Женщина/, а не “Саша, суп неси!”.
- Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? “броненосец”.
Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей я дарю книги (из личной библиотеки). Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по тебе “Имя существительное”, а впереди у нас много разных тем. И я говорю детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали (деревянной) “Лучшему знатоку русского языка”. А в этот раз победительницей стала Анечка Рубан.