Цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
- повторить способы образования страдательных причастий прошедшего времени;
- повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Развивающие:
- развивать память, воображение, сравнение, речь, индукцию, дедукцию,
- умение работать в парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к различным видам искусства;
- воспитывать интерес к языкам: русскому и казахскому.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целевая установка
Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий “тронный зал”, - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое здесь совершается, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашёнными на торжество.
Я приглашаю вас на торжество в зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награждённый через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. А знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством.
Так пусть произведения искусства помогут нам не только закрепить знания о правописании Н и НН в суффиксах, но и совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет своё открытие: кто-то из вас откроет для себя ещё раз грамматическое правило, кто-то – имя художника, поэта, композитора, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя. И каждый из вас, я уверена, сможет сегодня сказать о себе: “Награждённый через искусство даром доброго понимания мира”.
Запишите число и рекламный заголовок урока.
III. Карточки для индивидуальной работы.
Карточка № 1 для устной работы.
Расскажи, как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Выразительно прочитай текст, приведи из него примеры.
Картина А. Саврасова “Грачи прилетели”
Композиция картины “Грачи прилетели” необычайно жизненна.
Окраины глухого провинциального местечка. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви, вдали – потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло-голубое вверху, затянуто у горизонта тёмной полоской, и кажется, что такие голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял пруд. Стая прилетевших грачей с шумом опустилась на берёзы. Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево. На переднем плане, на потемневшем белом снегу, лежат лёгкие тени от деревьев. На снежном бугре около забора лёгкий розовато-золотистый отсвет. Мягкая, тонко разработанная в нюансах колористическая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветра. И то, что художник отказался от насыщенного солнцем горячего колорита, запечатлённого им в одном из этюдов к картине, и остановился на сдержанной и несколько приглушённой цветовой гамме, сделало картину ещё более тонкой и глубокой. Найдённое художником колористическое решение и передаёт характер русской весны.
Карточка № 2 для устной работы.
Расскажи о правописании Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Выразительно прочитай текст, выбери из него примеры на данную орфограмму.
Как работал Врубель
В зале было холодно, и Врубель принялся за работу, не снимая пальто. Он работал, как всегда, стоя – энергично и нетерпеливо.
Нестерпимая мука изогнула тело Демона, глаза его увлажнились, крылья радужно разгорелись. Демон представлен в минуту обнажённого страдания, не скрывая его, наедине сам с собой.
Донести, не расплескав, всю горечь этой боли! Показать её огромность рядом со скудной меркой жизни у людей, обрекших себя на малость. Сравнить масштабы ледниковых гор, расплавленного солнца, бесконечного времени с миром минут, рублей, чинов и орденов второй и третьей степени. Такую задачу ставил перед собой М.А. Врубель, когда работал над “Демоном”. Он считал, если зритель сумеет сравнить несоизмеримое, если в нём проснётся тяга к иной жизни, его работа будет не напрасна.
Карточка № 3 для устной работы.
Расскажи о правописании Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Выразительно прочитай текст, выбери из него примеры на данную орфограмму.
Сдержанное сердце
На портрете изображена скромно одетая женщина, со спокойным, притягивающим взглядом, убегающей и вновь возникающей улыбкой; голова покрыта тончайшей “вдовьей” вуалью. Чудесные, мягкие, удивительно женственные руки замыкают фигуру.
Она некрасива и в тоже время прекрасна. Она печалится, но глубоко не страдает, может быть, потому что только умом воспринимает печаль. Её взгляд проникает в вашу душу и сердце.
Самое ошеломляющее – вы не понимаете: сопротивляться или радоваться? “Джоконда” смотрит с тихим, лукавым, сожалеющим торжеством, словно уверенная заранее – вы не устоите перед её умом и обаянием, вы обязаны понять, как возвышена её печаль и изыскана утончённость её души. “Джоконду” называли сфинксом, замечали в ней тайну “сдержанного сердца”. А, по сути, она стала символом “непрерывности жизни”.
IV. Проверка домашнего задания
Обратимся к домашним сочинениям, небольшим по объёму, с изящной отделкой, на тему: “Портрет княгини Трубецкой” (по поэме Н.А. Некрасова “Русские женщины”).
1-й вариант следит за логичностью, последовательностью, выразительностью речи своих одноклассников.
2-й вариант – за выполнением грамматического задания (учащимся нужно употребить в сочинениях страдательные причастия прошедшего времени с орфограммой).
2–3 ученика читают сочинения, учащиеся рецензируют, учитель комментирует и оценивает.
Слушаем индивидуальное задание по карточке № 1.
V. Выборочное списывание
Каждый художник, поэт, композитор в своём творчестве обращается к народному творчеству, т.к. именно там, в далёком прошлом, истоки нашей культуры. Поэтому и мы говорим сегодня о народном искусстве.
Каждому ученику раздаю печатные материалы, приложения к уроку.
Внимательно прослушайте текст, найдите и выпишите предложения, в которых употреблены причастия с орфограммой. Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.
Узоры дымковской игрушки
Как хороши они – знаменитые, весёлые дымковские игрушки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, от наших дедов и прадедов.
Испокон веков талантливые умелые руки народных мастеров лепят из глины, обжигают в печах, выбеливают мелом, разведё..ом на снятом молоке.
А потом настаёт самый серьёзный момент: вылепле..ые фигурки нужно расписать тонкой кистью, красками, приготовле..ыми на яичном желтке. И кисть, волшебная палочка, оживит вдруг эти глиняные фигурки, сделает их празднично-нарядными, важными, иногда глупыми, иногда мудрыми.
Взгляните на этого конька. Он весь как гладкий камешек, как один целый кусок земли, отшлифова..ый вечным временем. Узоры, круги на его могучей груди – это солнечные знаки, которыми заклинали древние люди Ярилу – Солнце, чтобы не иссушало реки, не выжигало пастбища и посевы.
А глиняный шарик, выбеле..ый мелом и расписа..ый дымковскими узорами в Дымковской слободе. Этот шарик – прадедушка всех игрушек. Когда в долгую зиму крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои первые игрушки, над избами курились голубые дымки, давшие название Дымковской игрушке.
Ученики читают выписанные предложения и объясняют орфограммы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, а также знаки препинания.
Обобщим сказанное. Послушаем ответ на карточку № 2.
VI. Работа с деформированным текстом
Продолжая разговор о народно-прикладном искусстве, познакомимся с техникой лаковой живописи на папье-маше.
Внимательно послушайте текст и подумайте, с чем связаны пропуски в этом тексте.
Лаковая живопись на папье-маше
Материалом для изготовления изделий из папье-маше служит картон. Его ленты должны быть (………) клеем и (………) на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размерам и формам будущих изделий. Когда высохшая заготовка (………) льняным маслом и (………), она приобретает новые качества: её можно пилить, строгать, подклеивать, шпаклевать, шлифовать. После этих операций форму покрывают чёрным лаком, красной краской, несколькими слоями бесцветного лака. На таком изделии выполняют живопись. Как только живопись (……..), поверхность полируют до образования зеркальной глади. Эта отделка превращает изделие в изящный предмет.
Вставьте зелёной пастой подходящие по смыслу краткие страдательные причастия с орфограммой, обозначьте орфограмму.
(Слова, которые нужно было вставить: смазаны, нанесены, просушена, пропитана, выполнена.)
Проверка выполнения этой работы проходит путём чтения учениками предложений со вставленными причастиями, объяснения орфограмм.
Обобщим сказанное. Послушаем ответ на карточку № 3.
VII. Литературная правка
И ещё один вид искусства, о котором мы не можем не сказать на нашем уроке – музыка. (Звучит кюй Курмангазы “Золотая степь”).
Перед вами на доске записан текст о великом казахском композиторе Курмангазы. В тексте есть недостаток. Внимательно прослушайте текст, определите, в чём заключается этот недостаток.
Чародей Курмангазы
Всей душой вслушивался он в шелест трав и гул ветра, очаровывался красотой и глядел в голубизну неба, где пел песню жаворонок. И тут же брал в руки домбру, тихо трогал её струны. Чистые, мягкие звуки лились из души, которую усмирила природа. Постепенно они набирали темп и ритм, превращались в бушующую лавину и неудержимым потоком неслись по степи. И никакая сила не могла остановить их бег. (Недостаток текста в избыточности глаголов).
Запишите предложения, где надо, заменяя глаголы однокоренными причастиями страдательного залога прошедшего времени с орфограммой. У вас получится отрывок из книги Х. Ирмуратова “Чародей”. Работа выполняется под музыкальное сопровождение. После выполнения литературной правки 3-4 ученика читают свои работы. Учащиеся рецензируют работы, определяя лучшую работу по содержанию, а также объясняют написание букв Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени, постановку знаков препинания.
VIII. Подведение итогов урока
– Можете ли вы о себе сказать “награждённый через искусство даром доброго понимания мира”?
Благодаря великолепным произведениям искусства: картинам великих художников, народному творчеству, музыке Курмангазы, мы прикоснулись к миру, к окружающим нас людям, к миру прошлого и будущего. Искусство позволило нам понять то, чего мы не понимали, и углубить своё понимание того, что уже частично поняли. И я думаю, что каждый из нас вправе о себе сказать: “Я – награждённый через искусство даром доброго понимания мира”.
И чтобы завершить наш разговор об искусстве, предоставим слово нашим гостям:
– Считаете ли вы труд учителя, урок, искусством, которое может наградить даром понимания мира?
– Какой вид искусства, на ваш взгляд, сегодня обладает таким даром более всего?
– Что бы вы могли, исходя из нашего разговора об искусстве, пожелать нашим учащимся?
IX. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: “Современная музыка (живопись, поэзия и т. д.) в моей жизни”. В работе использовать причастия с изученной орфограммой.