Тема. ,,Закрепление знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе’’.
Цели.
- Закрепить умения определять падежи имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе.
- Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.
- Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.
- Воспитывать уважение и любовь к труду.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Постановка учебной задачи перед учащимися.
- Сегодня я приглашаю вас в Страну прилагательных посетить сказочный Дворец склонений имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе.
Послушайте!
Итак, в этот чудесный зимний день, если вам конечно не лень, мы отправляемся в далёкое путешествие. - Назовите прилагательные, которые встретились в этом предложении? (Чудесный, зимний, далёкое)
- Подойти к дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам новые и новые испытания на проверку наших знаний о склонении имён прилагательных.
2. Минутка чистописания.
(Первое препятствие)
Число
Классная работа
- Нужно перейти через речку, сделав мостик из букв, данных в узоре.
- Чем лучше, красивее мы напишем, тем крепче будет наш мостик.
Посмотрите внимательно на узоры и определите, какой частью слова они являются?
( Окончанием прилагательных)
- Расскажите о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв. ( Женский род, средний род, мужской род, множественное число)
3. Словарная работа.
(Второе препятствие)
- ,, Утолить жажду’’ можно при условии, если случайно попавшие в "колодец" слова, будут превращены в прилагательные.
Эл ктричество ( ж.р. ), медле о (м. р. ), м талл ( ср. р ), б гатство ( мн. ч ), инт рес
( м. р. ), пр красно ( ж. р.)
- На дне ,,колодца’’ волшебный клубочек, который укажет нам путь. ( Раскручивается клубочек из бумаги.)
Катится клубочек по высок… горам, по зелён… лугу, по топк… болоту, к тёмн… лесу. ( Изображение леса.)
Ребята устно определяют падеж прилагательных и окончание (по сигнальным блокнотам).
4. Работа с пословицами.
(Третье препятствие).
Выборочное списывание.
Перед нами частый лес, через который нужно проложить три тропинки:
- объяснить смысл пословиц;
- найти в каждой пословице словосочетание, в котором есть прилагательное и выписать их;
- определить падеж и род прилагательных.
Добр… семенем поле засевать – никогда нужды не знать.
Где работа, там и густо, а в ленив… избе пусто.
Только тот человек ценн…, кто смолоду работать привык.
Добрым семенем ( Т. п., ср. р.)
В ленивой избе ( П. п., ж. р.)
Ценный человек ( Им. п., м. р.)
- В каких падежах употреблены имена прилагательные?
- Какие ещё есть падежи в русском языке?
5.Физкультминутка.
6. Закрепление пройденного материала
(продолжение).
- И нам с вами, чтобы знаний добиться, нужно хорошо потрудиться.
Наш труд – учёба.
( Раздвигается лес)
- Перед нами Дворец склонений имён прилагательных.
- Прочитайте, какие прилагательные ждут нас у входа. ( Дворец у нас необычный – зимний, заснеженный).
Ненастный, пасмурный, хмурый, непогожий ( слова написаны на дворцовых ступеньках). Дети читают, обращают внимание на близость их значений.
- Эти прилагательные приглашают нас на бал. Но прежде чем его начать, нужно составить пары ( прилагательное + существительное)
Пасмурное | вечер |
Непогожие | погода |
Хмурый | деньки |
Ненастная | утро |
7. Самостоятельная работа.
- Дальше мы должны войти во дворец на бал, но на дверях ключик с заданием. (Просклонять прилагательные в тех падежах, которые нам не встретились –
Д. п., Р. п., В. п.)
- Это наше четвёртое препятствие.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Пасмурное утро Хмурый вечер Ненастная погода
Непогожие деньки (один человек работает у доски – склоняет по падежам)
8. Работа по развитию речи.
- Ну, а теперь мы можем убрать ключик и открыть дверь.
- Посмотрите, мы попали с вами в зимний дворцовый парк. Наш бал продолжится в этом парке. Для выполнения этого задания от вас потребуется творчество, немного фантазии и, конечно, знание своего русского языка.
( Открывается текст без прилагательных, учащиеся должны дополнить текст своими прилагательными)
Х рошо в …… парке. Д ревья ст ят в …… инее. Все засыпаны …….. снегом. Всё освещено ……. светом. Особенно х роши ели в ….. уборе.
( Зимнем, серебристом, пушистым, ярким, солнечным, роскошном)
Дополните этот текст своими 1 – 2 предложениями.
( Несколько учащихся читают свой текст)
9. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у выхода из Страны прилагательных Вопросительный знак ( ? ). Он требует ответа на вопросы:
- Что называется именем прилагательным?
- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род, число и падеж прилагательных?
-Можно ли обойтись в речи без прилагательных?
(В конце урока вручаются ключики к знаниям).