(Урок обобщающего повторения)
Цели и задачи:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “План и карта”.
- Повторить термины и понятия по данной теме.
- Проверить уровень усвоения учащимися приёмов и умения работать с картой.
Оборудование:
- Физическая карта полушарий, России и Новосибирской области;
- атласы, контурные карты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Чтение отрывка из повести А. Гайдара “Школа”:
“… Совершенно неожиданно досталось Тупикову от учителя географии Малиновского. Вызывает Малиновский Тупикова к доске:
- Тэкс! Скажите, молодой человек, на какой это фронт вы убежать хотели? На японский, что ли?
- Нет, - ответил, побагровев, Тупиков, - На германский!
- Тэкс, - ехидно продолжал Малиновский. А позвольте вас спросить, за каким же чёртом вас на Нижний Новгород понесло? Где ваша голова и где в оной мои уроки географии? Разве же не ясно, как день, что вы должны были направиться через Москву, он ткнул указкой по карте, – через Смоленск, Брест, - если вам угодно было бежать на германский?
А вы поперли в противоположную сторону на восток. Как вас понесло в обратную сторону? Вы учитесь у меня для того, чтобы на практике применять полученные знания, а не держать их в голове, как в мусорном ящике. Стыдно, молодой человек. Садитесь! Ставлю вам “два”!..”
- За что Малиновский поставил Тупикову “два”?
Из этого отрывка видно, какое значение имеет знание карты, умение читать карту и ориентироваться по ней. Чтобы нам с вами не было стыдно в подобных ситуациях, мы и должны сегодня привести в систему все, что изучили по данной теме, закрепить умения на практике применять полученные знания.
II. Повторение изученного материала по теме “План и карта”.
1. Что значит ориентироваться?
(Ориентироваться - это значит определять на местности или на карте стороны горизонта.)
2. Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь.
-Что это такое? – (Горизонт).
3. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
(с, з, ю, в, с-з, с-в, ю-з, ю-в).
4. Самолет вылетел из города Новосибирска в город Беслан с гуманитарным грузом для участников Бесланской трагедии в юго-задном направлении. В каком направлении самолету нужно будет возвращаться?
(В северо-восточном направлении).
5. Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.
-Что такое азимут?
(Азимут-это угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности).
6. Чему равен азимут в направлении на север (00, 3600), на восток (900), на юго-запад (2250)?
7. Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел 30, 270, 60, 300, 240, 210, 0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.
(Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).
(Азимут сто градусов).
8. Итак, мы определили, в каком направлении нам следует идти дальше. Мы знаем, что по сторонам горизонта или по азимуту можно наметить и выдержать намеченное направление движения. Но если не известно, где мы находимся, где пункт, к которому мы должны выйти, то стороны горизонта нам не помогут. Ведь в таком случае мы не будем знать, в каком направлении от нас находится конечный пункт, а, следовательно, и не можем наметить направление к нему относительно какой-либо стороны горизонта. Свое местонахождение, а также положение различных пунктов и точек на Земле и на карте можно указать географическими координатами: широтой и долготой.
- Что такое географическая широта?
-Что такое географическая долгота?
-Что такое географические координаты?
9. Есть ли на Земле точки, которые можно определить только одной широтой? Что это за точки?
(Северный и южный полюсы, 900 широты).
10. Дом в четыре стены, в каждой стене по одному окну и все окна смотрят на юг. Где можно построить такой дом?
(На северном полюсе).
11. А эта точка интересна тем, что ее географические координаты равны 00. Где находится эта точка? Покажите ее на карте.
(В Атлантическом океане, при пересечении нулевого меридиана с экватором).
12. По физической карте России по данным координатам найдите населенные пункты и запишите их на доске:
550 с.ш. 730 в.д. | О | мск |
570 с.ш. 650 в.д. | Т | юмень |
500 с.ш. 240 в.д. | Л | ьвов |
530 с.ш. 1040 в.д. | И | ркутск |
550 с.ш. 610 в.д. | Ч | елябинск |
550 с.ш. 830 в.д. | Н | овосибирск |
630 с.ш. 1430 в.д. | О | ймякон |
- Вот и получили вы оценку за работу на уроке. Но нам еще нужно вспомнить термины по теме “План и карта”.
13. Соотнесите термины и определение:
Iв. | IIв. | |
1. | Географическая карта. | 12. |
2. | Азимут. | 11. |
3. | Меридиан. | 10. |
4. | План местности. | 9. |
5. | Географическая долгота. | 8. |
6. | Рельеф. | 7. |
7. | Параллели. | 6. |
8. | Ориентирование. | 5. |
9. | Географическая широта. | 4. |
10. | Абсолютная высота. | 3. |
11. | Масштаб. | 2. |
12. | Горизонтали. | 1. |
а) Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде.
б) Степень уменьшения длин линий местности на карте.
в) Определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
г) Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет.
д) Все неровности земной поверхности.
е) Превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря.
ж) Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.
з) Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности.
и) Кратчайшие условные линии, соединяющие полюса Земли.
к) Линии, условно проведенные параллельно экватору.
л) Величина дуги в градусах от экватора.
м) Величина дуги в градусах от начального меридиана.
(Взаимопроверка – Учитель вывешивает на доске правильные ответы и критерии оценок)
Iв.-4,11,8,2,6,10,12,1,3,7,9,5.
IIв.-9,2,5,11,7,3,1,12,10,6,4,8.
III. Работа с контурной картой:
1. Нанести на контурную карту города с координатами:
560 с.ш. 380 в.д. (Москва).
550 с.ш. 830 в.д. (Новосибирск).
540 с.ш. 83030’ в.д. (Искитим).
2. Выполнение задания №1, стр. 13 и стр. 44-45 в “Рабочей тетради”. Москва. “Дрофа”. “Издательство ДИК” 2003г.
IV. Домашнее задание.
- Повторить. § 6.
- Закончить работу в тетради.
V. Итоги урока.
Итак, вы славно потрудились на уроке. Мы вспомнили многое, что учили по теме “План и карта”, еще раз убедились в том, какое огромное значение в жизни человека имеет карта, умение ориентироваться по карте.
И в заключение хочу сказать.
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь же его познать!
Спасибо всем за урок! До свидания!