Географическая широта и долгота, географические координаты (адрес на глобусе)

Разделы: География


Цель урока – научиться определять географические координаты.

Задачи:

  1. Ввести понятия широта и долгота, или адрес на глобусе.
  2. Объяснить, как используют экватор, начальный меридиан, а также линии широты и долготы для точного определения местоположения на Земле.
  3. Определить географические координаты своего населенного пункта.

Подготовка и материалы: Потребуются круглые воздушные шары, пустые спичечные коробки и фломастеры или маркеры для игры, в которой будет показано, как использовать линии координатной сетки. Необходимо иметь глобус и карту Вашего района.

Ход урока.

А вы знаете, что кроме обычного почтового адреса (и у некоторых еще электронного), у всех имеется еще и адрес на глобусе - это географические координаты. И сегодня мы научимся находить этот адрес.

Проведите игру “ Найди меня” для того, чтобы показать, как можно использовать воображаемую координатную сетку для определения местоположения. Для этого разделите класс на четное количество маленьких групп и дайте каждой группе круглый воздушный шарик, пустой спичечный коробок и фломастер. Надуйте для примера один шарик и попросите учащихся надуть свои шарики приблизительно такого же размера, и завяжите узелок. Объясните, что каждый шарик- это модель земного шара. Тот узелок, который они завязали, это южный полюс, а противоположный конец шара - Северный полюс (напоминаем, что полюс это точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью).

Пока один ученик держит шарик, другой должен нанести на него с помощью фломастера

  • вертикальную линию вокруг шара, проводя ее через Северный и Южный полюсы, символизирующую нулевой и 180 меридианы,
  • горизонтальную линию вокруг всего шара, проводя через его середину, символизирующую экватор, и
  • маленькую точку в каком-нибудь месте на шаре (рис. 1)

 

Рис. 1

 

Точка, которую нарисовали ребята, представляет остров, где потерпела кораблекрушение их группа. Пусть группы объединятся попарно. Для того, чтобы группа партнеров могла их спасти, ученики должны точно указать в сообщении, где произошло кораблекрушение. Они могут использовать стороны своих коробков, как единицы измерения: высота коробка считается за маленький шаг, короткая сторона - за средний, а длинная - за большой. Пусть учащиеся как можно более точно укажут свое местонахождение. Предложите им использовать Северный и Южный полюсы в качестве точек отсчета. Линии, которые они нанесли на шары, также можно использовать в качестве линий отсчета. Они могут с помощью маленьких, средних и больших шагов объяснить, как далеко они находятся от этих линий отчета. Когда все закончат эту работу, попросите, чтобы каждая группа обменялась со своей партнерской группой сведениями о нахождении корабля, потерпевшего крушение. Пустьучащиеся отметят крестиком то место на шаре, где, как они считают, их партнеры потерпели кораблекрушение.

Затем группы- партнеры должны сравнить свои шары и определить, успешной ли была их спасательная операция.

Обсудите игру и введите понятия экватор и начальный меридиан (точнее нулевой и 180 меридианы). Принимали ли ученики во внимание линии на шаре, когда они указывали свое местонахождение? Как дети использовали эти линии?

Объясните, что когда мы хотим найти точное местоположение чего-либо на земле, мы используем воображаемые линии, подобно тем, которые использовали учащиеся на своих воздушных шарах. По глобусу покажите и объясните учащимся, что экватор и начальный меридиан соответствуют тем линиям, которые они нанесли на шары.

Эти линии представляют собой часть воображаемой сетки координат, которой пользуются, чтобы точно определить и указать местоположение. Линии широты называют параллелями, линии долготы - меридианами. Параллели опоясывают глобус с запада на восток. Экватор - самая большая параллель, которая делит глобус на две половины - северное и южное полушария. Для того, чтобы определить широту, измерьте расстояние в градусах к северу и к югу от экватора. Нулевой или Гринвичский меридиан (до 180 меридиана) делит глобус на западное и восточное полушарие. Для того, чтобы определить долготу, измерьте расстояние в градусах к востоку или западу от нулевого меридиана. Определив линии долготы и широты, которые ближе всего к вам, вы можете определить ваш адрес на глобусе.

Приблизительно отметьте на глобусе свое местоположение. К каким линиям широты и долготы ближе всего расположен ваш населенный пункт? Покажите ученикам, где находится населенный пункт на настенной карте. Если есть возможность, покажите, как пользоваться линиями широты и долготы на более подробных, крупномасштабных картах.

 

Рекомендации для учителя: для начала попробуйте поиграть в игру “Найди меня” сами, проверьте, каким маркером или фломастером луче пользоваться, чтобы линии были четко видны, и чтобы они быстро не стирались.

Желаю удачи Вам и Вашим ученикам. Надеюсь, что такая форма урока будет познавательной и интересной.