Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе 8-го вида

Разделы: Математика


(Из опыта работы)

Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.

Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логическое мышление, в жизни всегда найдет применение”.

Тренинги позволяют развивать у учащихся специальных (коррекционных) школ логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки.

В системе уроков математики занятия – тренинги занимают важное место, чаще они проводятся на этапах закрепления знаний и способствуют не только корректировке основных понятий учащихся, но и служат средством для развития ВПФ и познавательных способностей детей. На этих коррекционно- развивающих занятиях учитель старается раскрыть тайну логики своих учеников. На занятиях – тренингах ребята учатся активно мыслить, работать в паре, либо индивидуально.

Эффективность и успешность данной технологии возможна при высокой организации занятия, индивидуальном подходе педагога к учащимся, четкой продуманности создания пар и подборе дифференцированного задания каждому ученику (паре). При подборе задания необходимо учитывать не только психофизические особенности учащихся, но и разные типы восприятия детей ( моторный, зрительный, слуховой).

Какова же структура коррекционно- развивающих занятий – тренингов?

  1. Сообщение цели очередного занятия – тренинга.
  2. Эта цель тесно связана с “раскрытием тайны по РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ”. Каждое занятие имеет свой девиз (эпиграф). Мотивацией к работе служит девиз: “ У тебя все получится!”.Каждый ребенок чувствует поддержку со стороны педагога, доброе отношение своих товарищей по работе, что помогает учителю создать атмосферу взаимопонимания.

  3. Работа в парах ( самостоятельная работа). Поиск правильного решения.
  4. Учащиеся получают индивидуальный листок- тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор.

  5. Обсуждение принятых решений классом.
  6. Здесь педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями применять математическую терминологию в речи, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение.

  7. Оценка деятельности учащихся.
  8. После обсуждения педагог озвучивает правильные ответы.

  9. Подведение итогов работы.

На данном этапе дается учащимся возможность высказать свои мысли вслух, о том понравилось ли занятие, чем оно запомнилось, какие задания были самые трудные, а какие заинтересовали их и почему?

Тренинги предназначены для учащихся специальной ( коррекционной) школы и классов коррекции. Они составлены на основе рекомендаций ОНМЦ “ Развитие и коррекция” г. Москвы. Проводятся за счет индивидуальных часов в соответствии с тематическим планированием по данному курсу. По математике в классах предлагается проведение 5 тренингов по основным темам программы:

  1. Тысяча. 4. Метрическая система счисления.
  2. Задача. 5. Решение уравнений.
  3. Решение логических задач.

ЗАНЯТИЕ №1

Эпиграф занятия: “ В хорошем настроении принимайся за работу!”.

Задание №1.

Тома записала число 75 и цифру 7 зачеркнула. На сколько уменьшилось число?

А) на 7 десятков

Б) на 7 единиц

В) на 17

Задание №2

Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 640, 127, 529, 333

А ) состоит из одинаковых цифр

Б) не имеет разрядных единиц

В) самое большое

Задание №3

Продолжи ряд чисел: 9, 89, 789,…

А) 7896

Б) 6789

В) 7890

Задание №4

Подумай и реши пример: ( 0:3) х 200

А) 200

Б) 3

В) 0

ЗАНЯТИЕ №2

Эпиграф занятия: “Кому работа в тягость, тот не знает радость ”.

Задание №1.

Угадай, сколько лет моей бабушке, если через 11 лет ей будет 60?

А) 71

Б) 49

В) 59

Задание №2

По двору гуляет семь щенят . Сколько у них ушей ? Сколько у них лап?

Подбери правильный ответ.

А) 14, 28

Б)14,14

В)28,28

Задание№3

Между первым и вторым этажами 10 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между первым и восьмым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?

А) 80

Б)70

В)60

Задание №4

У Тани было 53 рубля. Она купила игрушку за 29 рублей. На сколько рублей у нее осталось меньше, чем она истратила?

А) на 5

Б) на 24

В)на 82

 ЗАНЯТИЕ №3

Эпиграф занятия: “ Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает ”.

Задание №1.

Исключи лишнее: сложение, деление, множитель, вычитание, умножение

А) компонента …

Б) знак действия…

В) вид деятельности…

Задание №2

Подбери пару:

лодка- вода              сирень- сад

санки- …                  гриб-…

А) мороз     А) осень

Б) снег         Б) корзина

В) январь    В) лес

 Задание № 3

Известно, что больше

Сравни:

Х х 

  +    +

 Задание №4

Продолжи ряд :

                   

              ? ? ? ?

 Ответ:            

  ЗАНЯТИЕ №4

Э пиграф занятия: “ Неграмотный – что слепой”.

Задание №1.

Какой может быть длина шариковой ручки?

А) 12см

Б)12кг

В) 12л

Задание № 2

Что легче – 1 кг пуха или 1 кг железа?

А) 1кг пуха

Б)1кг железа

В) массы равны

Задание № 3

Африканский слон весит 7500 кг. Сколько это тонн?

А) 75 тонн

Б) 750 тонн

В) 7 тонн

Задание №4

Вес перьев составляет шестую часть веса птицы. Сколько весит гусь, если масса его перьев составляет 300граммов?

А) 50граммов

Б) 1800граммов

В)306 граммов

 ЗАНЯТИЕ №5

Эпиграф занятия: “ Если есть труд - значит будет и успех !”.

Задание №1

Исключи уравнение с неизвестным уменьшаемым .

Х+ 240= 1000

1000- Х = 530

Х – 18= 600

А) 1

Б) 2

В) 3

Задание №2

В каком уравнении значение Х равно нулю?

Х – 720= 275

0+ Х= 100

789 -Х = 789

А) 1

Б)2

В)3

Задание № 3

Выбери верное решение.

А) Х –800= 200
Х= 800 – 200
Х= 600

Б) 200+ Х= 800
Х= 800 + 200
Х=1000

В) 800- Х= 200
Х= 800-200
Х=600

Задание №4

Выбери уравнения, при решении которых используется действие вычитание.

Х+ 300= 1000

1000- Х= 300

Х – 300 = 1000

А) 1и2

Б) 1и3

В) 2и3