Многофункциональные учебные задания по математике для учащихся 4–9-х классов в школе 8-го вида: "Калейдоскоп логических задач"

Разделы: Математика


(Из опыта работы)

Мысль о том, что в специальной (коррекционной) школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого- педагогических науках общепризнана.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления.

Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждений детей обеспечивается тем, что на страже ее, как правило, находится учитель- организатор и руководитель учебного процесса.

Загадка всегда служила и служит увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет.

Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для индивидуальных коррекционных занятий я подбираю также загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.

Дети всегда с удовольствием отгадывают загадки. В моих загадках математическим элементом является число, которое содержится в загадке и служит одним из признаков, по которому происходит поиск ответа на эту загадку. Иногда в загадках встречаются математические отношения ( “ равенства”, “ больше”, “ меньше”) либо ответом служит термин, связанный с математикой.

Например:

  1. Дом без окон и дверей,
    Как зеленый сундучок,
    В нем шесть кругленьких детей
    Называется … (стручок)
  2. Что за шустрый старичок
    Восемьдесят восемь ног
    Все по полю
    шаркают,
    За работой жаркою.
    (Веник).
  3. Что это за семь братьев: годами равные, именами разные?
    (Дни недели)
  4. Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Структура заданий:

1) загадки в числах;

2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;

3) логические задачи.

Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя фронтальную и индивидуальную работу с учащимися на занятии.

Эпиграф:

“Ты разгадаешь мой секрет,
Как только сам решишь задачу
И правильный получишь в ней ответ!”

 

Загадка№1

Под каким девизом С. В. Ковалевская представила в Парижскую Академию наук работу, за которую получила премию?

1. “ Говори – что знаешь, делай – что должен - пусть будет, что будет” - (1)

2. “ Знания нужны в жизни, как винтовка в бою” - ( много)

3. “ Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперед!” – (неизвестно)

Задача № 1

Сколько вещей можно положить в пустой чемодан?

 

Загадка №2

Одно бросил – целую горсть собрал.

 

 

Ответ:

8 - Картофель
14 - Арбуз
7 - Зерно

Задача № 2

У отца шесть сыновей. Каждый имеет сестру.
Сколько всего детей у отца?

 

Загадка №3

 

Бывает ли у дождика
четыре колеса ?
Скажи, как называются
такие чудеса?

Ответ:

6 мин - лейка
4 мин - шланг для поливки клумбы
5 мин - автомашина для поливки улиц

Задача № 3

Пильщики каждую минуту отпиливают от бревна кусок в 1 метр.
Через сколько минут они отпилят бревно в 6 метров?

 

Загадка № 4

Шесть ног, а бежит быстрее, чем на четырех.

Ответ:

7 - телега с кучером
6 - автомобиль
8 - всадник на лошади

Задача № 4

Сколько граней имеет неочищенный шестигранный карандаш?

 

Загадка № 5

Говорит оно беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

Ответ:

5 - задачник
1 - книга
6 - тетрадь

Задача № 5

Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось?

 

Загадка № 6

На одной яме - сто ям с водой.

Ответ:

високосный год - шляпа
календарный год - колодец
новый год - наперсток

Задача №6

Какой год продолжается всего один день?

 

Загадка№ 7

Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань разойдись.

Ответ:

любит учиться- петух
по дороге- звонок
потому что ходят все - будильник

Задача№ 7

Почему ученик ходит в школу?

 

Загадка №8

Стоит поперек входа. Одна рука в избе, другая на улице.

Ответ:

6 - скамейка
7 - замок
1 - дверь

Задача № 8

Мальчик ехал в город на велосипеде. Ему повстречалась машина. В которой сидели 6 колхозниц. Каждая их них везла по 1 курице и по паре валенок.

Сколько живых существ ехало в город?

 

Загадка № 9

Ходит он и землю ест-
Сотню тонн в один присест,
Степь на части он сечет,
А за ним река течет.

Ответ:

12 - плуг
2 - тачка
1 - экскаватор

Задача №9

Пять ворохов и семь ворохов сена свезли вместе.
Сколько получится ворохов сена?

 

Загадка № 10

Ростом мал и пузат.
А заговорит-
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.

Ответ:

306 г - телевизор
1800 г- барабан
50г- собака

Задача№ 10

Вес перьев составляет шестую часть веса птицы. Сколько весит гусь, если масса его перьев составляет 300граммов?

 

Загадка №11

Был ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.

 

Ответ:

14 - мужчина
7 - апельсин
1 - качан капусты

Задача №11

В семь семье дочерей . Каждая из них имеет одного брата.
Сколько в этой семье мальчиков?

 

Загадка №12

В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи.

 

Отгадка:

5 - тыква
4 - кедровая шишка
1-арбуз

Задача № 12

Шел человек в город, а на встречу ему шли четверо его знакомых.
Сколько человек шло в город?

 

Загадка№ 13

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

Ответ:

900м - кисть
9000м - охапка дров
90 000м -сноп

Задача №13

Самыми высокими облаками Земли являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Сколько это метров?

 

Загадка № 14

Растет дуб, у него 12 суков, пятьдесят две ветки, на каждой ветке по семи листьев.

 

Ответ:

6 кг - дни недели\
1 кг - век
3 кг - год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней

Задача № 14

Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг.
Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

 

Задача №15

Ношу их много лет,

А счету им не знаю.

Ответ:

1 - туфли
3 - волосы
2 - деньги

Задача № 15

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол.
Сколько стаканов вишни съел Костя?