Формирование медиа-экологической образованности гимназистов

Разделы: Экология


В современных условиях коренного изменения бытия людей, обусловленного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития технической, техногенной цивилизации человечество оказывается перед альтернативой: глобальный экологический коллапс или поиск нового мировоззрения и  деятельности людей. Многообразные кризисные явления в обществе свидетельствуют об исчерпании возможностей тех принципов, на основе которых сформировалась современная цивилизация. Глобальный экологический кризис наших дней — это не результат какой–то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой.1

В связи с обострением экологических проблем в мировом масштабе ставятся вопросы об информационных средствах ее решения, связанных, в частности, с ускорением информатизации общества. Наряду с необходимостью радикальных изменений в технологии смены способов взаимодействия общества и природы, создание информационного общества связано с конструктивным решением глобальных, в том числе и экологических, проблем. Приоритетное развитие информационной и экологической составляющих цивилизации находятся в тесной взаимосвязи.

Усложнение естественно-природных и социальных факторов в системе “общество-природа” делает получение достоверной информации состояния окружающей среды и ориентацию населения необходимым условием выработки и реализации эффективной экологической политики. Человечество вступило в такой период развития, когда обеспечение его безопасности становится более важной проблемой, чем дальнейший прогресс.

На основе экоинформации происходит формирование экологического сознания, понимание необходимости движения общества не только к новому информационному, но и к экологическому состоянию, т.е. к информационно-экологической цивилизации. Без адекватной и исчерпывающей экоинформации невозможно и создание концепции решения глобальной экологической проблемы, выработки путей ее решения как трансформации социума, цель которой создание экологического общества. В результате этого процесса экологической информатизации, т.е. процессов информатизации и экологизации, предполагается выход решения глобальной проблемы выживания цивилизации.

Экологическая информатизация общества – это не только изменение качества информационных процессов в глобальном масштабе, но и становление ноосферного качества общества, в котором человек окажется в центре устойчивого социоприродного развития. Реализация коэволюции общества и природы, предусматривающая обеспечение безопасного цивилизационного развития.

Информатизация общества и становление ноосферы – это путь выживания цивилизации, решения глобальных экологических проблем. Этот ноосферный поворот развития оказывается чрезвычайно трудным, т.к. знаменует новую эпоху развития человечества. Информационное общество приобретет черты эколого-информационного общества (с.56)2. При этом необходимо отметить, что решение экологобезопасностного развития сводиться к проблеме создания экологической цивилизации на основе эколого-информационного общества, под которым мы понимаем общество, преодолевшее экологическую катастрофу и успешно решающее экологические проблемы своего развития, способного коэволюционировать с природой, в котором уровень освоения эколого-информационного движения достаточно высок (с.19).3

Эколого-информационное общество возникает на основе общества информационного, в котором главенствующую роль играют средства информационных технологий для достижения эффективного рационального глобального экоразвития посредством жесткой ориентации на вытеснение до минимума воздействий на биосферу за счет информационной стратегии экоразвития.

Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно–нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, экологические императивы взаимодействия общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. При этом важно отметить, что содержание и форма взаимоотношений общества с окружающей средой во многом определяются достигнутым уровнем знаний.

Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии экологического воспитания и образования, основанного на принципиально новом, целостном, синтетическом представлении о мире и месте в нем человека. Подобное воспитание и образование должно дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества, природы и информации.

Если в школах в настоящее время достаточно апробировано и выверено преподавание знаний о законах природы и законах общества, то преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэволюциирующей системы фактически отсутствует, также нет достаточной теоретической и практической разработанной методики использования средств массовой информации (медиаобразования) в учебном курсе.

Достаточно часто в педагогической науке приходится сталкиваться с понятием “медиаобразованность” только как с так называемой компьютерной грамотностью и владением информационными технологиями, то есть как с набором знаний, относящихся к проблеме освоения информатики. Тогда как в современном эколого-информационном обществе медиаобразованность становится не набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, а определенным критерием характеристики личности, имеющей представление о диалогичности, вариативности, открытости экознаний. Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать методики и технологии на основе концептуальных мировоззренческих позиций.

Освоение и присвоение всего комплекса подобных знаний должно вести к формированию нового медиа-экологически ориентированного мировоззрения. Эту задачу в нашей гимназии может выполнить введение новой учебной программы: “Экология и мультимедиа”. Авторская программа “Экология и мультимедиа”, представляет интеграцию в предмет регионального компонента базисного учебного плана – экологию, элементов медиаобразования, что имеет большое методологическое значение. Приложение № 1.

В процессе реализации программы можно выделить три аспекта:

1. Организационно – временной аспект

  Освоение курса экологии в общеобразовательных учреждениях происходит традиционно по классам (в постоянных одновозрастных коллективах). Одновозрастные группы обучаются на обязательных (или по выбору) занятиях по экологии, соответственно своей параллели, на которых получают экологические знания и умения соответственно программе. В инновационных общеобразовательных учреждениях, например, таких как наша гимназия, освоение экологических курсов средствами мультимедиа проходят как в одновозрастных, так и во временных смешанных разновозрастных коллективах, состоящих одновременно из учащихся 9, 10 и 11 классов. Комплектация и количество временных смешанных разновозрастных коллективов в гимназии, имеющей одну параллель 9-11 классов, колеблется от одной до трех временных коллективов, в чем и состоит вариативность организационно-временного аспекта. В эти группы гимназисты объединяются по сложности выполнения заданий экологической направленности, выполняемых средствами мультимедиа, а также по ценностному отношению к деятельности, проводимой в группе. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом, что практические экологические занятия средствами мультимедиа ставятся так, чтобы каждый ученик мог ходить в свою разновозрастную группу по уровню сложности выполнения задания. В таких, временных смешанных разновозрастных коллективах, состоящих одновременно из учащихся разных классов, происходит осознание необходимости медиа-экологической образованности и потребности самосовершенствования в этой области на примере старших гимназистов. В процессе общения гимназисты начинают ориентироваться в специфических проблемах экологии, обосновывают идеи устойчивого развития цивилизации, осознают свое участие в построении эколого-информационного общества.

Организационно-временной аспект может иметь разные уровни продолжительности занятий медиа-экологической направленности. Вариативность этого аспекта может предполагать чередование “теоретического” и “практического”. Такие варианты полностью соответствуют инновационной технологии концентрированного обучения, разработанной А.А. Остапенко.

2. Уровнево - операционный аспект

Разновозрастная и разноуровневая организация экологического обучения осуществляет регулярное чередование различных уровней усвоения экологических знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны,  интенсивность развития (при преодолении трудностей). Технологически это осуществляется через регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения (учения), контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки. Также происходит чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с фронтальным. В результате гимназисты приобретают знания основных закономерностей восприятия и понимания медиа-экологических сообщений; экологические знания; осознают последствия воздействия на психику средств массовой коммуникации.

3. Содержательный аспект

Содержание теоретического курса экологии данной программы проходит в одновозрастных постоянных коллективах (классах) по параллелям, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Что же касается практических занятий, то их структура изменяется, так как они проводятся в разновозрастных временных коллективах. Возникает необходимость перехода на крупноблочное планирование содержания образования и создания программ с несколькими вариантами практической части. Для реализации практической части программы разработано несколько ее вариантов (варианты I, II, III). Причем гимназист А может начать изучение практической части курса экологии с варианта I. В следующем учебном году младший на год гимназист Б вместе со старшим учеником А будут изучать вариант II, а на третий год гимназисты А, Б вместе с гимназистом В осваивают программу III. Любая из последовательностей изучения практической части программ (I-II-III, II-III-I, III-I-II) должна обеспечивать равную степень освоения медиа-экологических умений. Такой подход предполагает трехкратное “прокручивание” содержания предмета, что обеспечивает его эффективное усвоение, так как соблюдается разумный баланс межу “целостью” и “эпизодичностью” подачи знаний, баланс между интеграцией и дифференциацией.

Отличительной особенностью программы является большая мультимедийная подборка электронных носителей экологического содержания, которая может быть последовательно реализована в классах, независимо от параллели, года и содержания обучения. Такой подход в использовании мультимедиа развивает у учащихся способности к критическому анализу, к осуществлению разумных и критических мыслительных процессов. Когда учащиеся самостоятельно применяют основы экологических знаний, они могут “помещать” свои знания в соответствующий контекст, добавляя новую информацию к тому, что они уже знают. Таким образом, они приобретают новый учебный опыт и опыт самоанализа, закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления.

При этом гимназисты должны получить знания об основных этапах развития представлений о взаимоотношении природы и общества в истории человеческой цивилизации, об особенностях современного этапа этого взаимодействия и о перспективах будущего экоразвития человечества в условиях становления эколого-информационного общества. Должны быть проанализированы и продемонстрированы с помощью мультимедийных систем все имеющиеся ныне сценарии экоразвития: антропоцентристский, биоцентристский, техноцентристский, теоцентристский и прочие, показано, что видимость их альтернативности и взаимоисключительности объясняется тем, что все они формировались в процессе традиционного, ныне изжившего себя, мышления.

Кардинальные изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на обновление содержания образования, обозначают необходимость преподавания предмета экологии в школе на уровне, отвечающем требованиям эколого-информационного развития современного общества. Это касается системы образования, так как возникает социальный заказ на формирование новой компетентности личности – медиа-экологически образованного выпускника общеобразовательного учреждения. Отсюда возникает потребность интеграции элементов медиаобразования в образовательную область экология. Решение этой проблемы требует повышения уровня профессиональной компетенции учителя экологии, способного сделать процесс освоения массива экологических знаний процессом творческого развития личности на основе использования современных образовательных технологий.

___________

1 “Философия экологического образования” http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/phnauk2/SCIENC10.htm

2 Абрамов Ю.Ф. Эколого-информационное общество. Природа и перспективы развития/Ю.Ф. Абрамов, В.К. Душутин, В.И. Куйбарь//Иркутск, изд-во Ирк. Гос. ун-та. – 2000 г. - 84 с.

3 Куйбарь В.И. Философские основания понятия “Эколого-информационная реальность”.:Дис.…канд. философ. наук.:09.00.01/Иркут. гос. ун-т. – Иркутск, 2001. – 151 с.