Использование произведений Виталия Бианки для развития у учащихся интереса к биологии, к родной природе

Разделы: Биология


Цели и задачи:

  • воспитать и развить познавательный интерес детей к предмету через знакомство с творчеством Виталия Бианки;
  • привить интерес и любовь к природе родного края;
  • изучать народные традиции, связанные с охраной природы и их сохранением;
  • воспитать бережное отношение к малой Родине;
  • научить решать экологические проблемы и предвидеть их последствия.

Виталий Бианки

Виталий Бианки

Биология, 6 класс.

Тема: Растения. Побег.

В. Бианки “Лесная газета”,   раздел 11. Месяц лютого голода.

Весной, когда пригреет солнышко, распускаются на деревьях, кустарниках почки. А откуда же взялись почки? Когда успели они появиться? Хотите узнать, где зимуют почки? Прочитайте раздел 11 “Лесная газета”. Расскажите, что вы узнали нового. Что же такое почка? Каковы функции почки? Чем отличаются цветочные почки от вегетативных?

Тема: Листопад. Зима в жизни растений.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 10. Месяц белых троп.

Как же переносят зиму деревья? Зачем сбрасывают они листву на зиму? Какое значение в жизни растений имеет уже опавшая листва? Какую зиму лучше переносят деревья: малоснежную или многоснежную? Почему? А что же под снегом? Как переносят зиму травинки былинки, неужели все погибли? Интересно? Прочитайте раздел 10 “Лесной газеты” и вы совсем иначе посмотрите на зимнюю жизнь растений.

Тема: Растения. Опыление растений.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 2. Месяц возвращения на Родину, Лесные происшествия.

Прочитайте в указанном разделе о том, кто опыляет весной ивы, а кто – ольху, орешник. Расскажите, как происходит процесс опыления этих растений? А приходилось ли вам наблюдать опыление растений в природе? Расскажите об этом. Какие ещё виды опыления вы знаете? Приведите примеры.

Тема: Распространение плодов и семян.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 5. Месяц птенцов.

Прочитайте статьи “Не ветер, не птицы, а вода” и “Замечательный плодик”. О каком важном явлении в жизни растений вы узнали? Кто или что помогает распространять растениям плоды и семена? Какое значение имеет это явление в жизни растений? Приходилось ли вам встречаться с подобным явлением в природе? Приведите примеры.

Тема: Растения. Размножения.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 3. Месяц песен и плясок.

Из этого раздела вы узнаете, кто, чем поёт, кто, как поёт, зачем поют. А что же делают те, кто не поёт? Прочитайте и расскажите, как проходит период размножения у животных и растений. А может быть, что-то подобное вы наблюдали в природе сами? Расскажите об этом.

(Данный материал можно использовать в биологии 7 класса. Животные. Размножение.)

Тема: Растения. Распространение плодов и семян.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 7. Месяц прощания с Родиной.

Прочитайте статью “Ждут помощников”. О каких растениях идёт в статье речь? Кто и что помогает распространять семена и плоды в природе? Назовите, какие приспособления есть у плодов и семян, разносимых ветром, животными? Приходилось ли вам встречаться с подобным явлением? Расскажите.

Тема: Растения. Распространение плодов и семян.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 2. Месяц возвращения на Родину.

В данном разделе есть очень интересный рассказ “Война в лесу”. Прочитайте рассказ. О каких растениях идёт речь? Что вы узнали нового и интересного? Приведите примеры других приспособлений у растений к распространению семян и плодов. Какое значение имеет для растений распространение семян и плодов?

Тема: Грибы. Шляпочные грибы.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 6. Месяц стаи.

Все, наверное, очень любят заниматься лесной охотой. А знаете ли вы где, какие грибы искать надо? Всякий ли грибок годен в кузовок? Прочитайте у В. Бианки статьи Н. Павловой “Съедобные грибы”, “Поганки”. Узнали для себя что-то новое? Какое значение в природе и для человека имеют шляпочные грибы? Составьте правила – рекомендации для грибников.

Тема: Растения. Растительные сообщества. Болото.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 5. Месяц птенцов.

Что это за растение? Приходилось ли вам встречать это растение? Где? Что вы знаете о нём? Почему это растение хищник?

СТРАШНЫЙ ЦВЕТОК

Летал,  летал комарик в лесу над болотом – и устал, пить захотелось. Видит цветок: стебелёк зелёный, наверху – маленькие белые колокольчики, внизу – круглые багровые листочки розеткой кругом стебля. На листочках – реснички, на ресничках блестят светлые капельки.
Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька-то липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички все зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. И нет комарика.
А когда потом опять раскрылись листочки, упала на землю пустая комариная шкурка.
Этот страшный цветок, хищный цветок – росянка

Тема: Растения. Охрана лесов.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Прочитайте статью “Зелёный друг”. О какой проблеме идёт речь в статье? Какое значение имеют леса в нашей жизни? Согласны ли вы, что сохранение лесов – глобальная проблема? Что же делать, чтобы сохранить леса? Какое участие в охране лесов могут принять учащиеся школы?

Тема: Растения. Природные сообщества. Охрана лесов.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

В статье “Зелёный друг” можно узнать много нового. Прочитайте. Какие из древесных пород лучше всего использовать для создания новых лесов? Что могут сделать школьники? А что вы делаете в школе, чтобы сохранить леса, чтобы вырастить новые? Для чего нужно беречь леса? Что нужно сделать, чтобы привлечь людей к проблемам охраны лесов?

Тема: Растения. Бактерии, грибы. Цветковые растения.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 1. Месяц пробуждения.

Прочитайте в данном разделе о мать-и-мачехе. Почему мать-и-мачеха зацветает до появления листьев? За счёт чего появляется дружная семейка цветков так рано? Какова же роль корневища в жизни растений? В чём значение листьев у  мать-и-мачехи, которые появляются после цветения? Какие приметы весны вы ещё узнали из этого раздела? Прочитайте рассказ “Первые цветы”. О каком растении идёт речь? Почему орешник цветёт до появления листьев?

Тема: Цветковые растения.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Отгадайте загадку. Растёт во ржи, а в хлеб не годится. Верно. Это василёк. А что вы знаете об этом цветке? Прочитайте в разделе 4 , что есть и другой василёк - луговой. “А что же в нём интересного?”,- спросите вы. Прочитайте и расскажите нам. О васильке синем найдите информацию в другой литературе. Познакомьте нас с ней.

Тема: Растения. Многообразие цветковых растений.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Хотите узнать кто, где и как живёт? А знаете ли вы что такое ряска? Прочитайте раздел 4.
Что узнали вы нового? Почему у всех животных домики разные? Расскажите, как живёт в водоёме ряска? Как это растение приспособилось к размножению?

(Этот материал можно использовать в биологии 7 класса. Животные. Среда обитания.)

Биология, 7 класс.

Тема: Животные. Паразитические черви.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Из учебника биологии вы узнали много нового о различных червях. Вы узнали, что есть среди них и паразитические черви. Какие меры профилактики и меры борьбы с ними вы узнаете из рассказа “Волосатик”. Вы узнаете о представителе червей, о котором ходит много легенд и суеверий. Почему возникают такие легенды? Как исправить создавшееся положение? А что вы слышали необычного из жизни червей? Поясните.

Тема: Животные. Класс Рыбы.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Если вы хотите стать хорошим рыболовом, прочитайте рассказ “Окунеметр”. Что интересного вы узнали? Почему так себя ведут окуни? Есть ли у вас дома аквариумные рыбки? Что вам показалось интересным в их поведении? А что ещё необходимо знать каждому, кто хочет стать рыболовом? Почему ловля рыбы сетями запрещена? А какие ещё запрещённые методы используют браконьеры?

Тема: Животные. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 6. Месяц стаи.

Многие пауков называют насекомыми. Почему пауков выделяют в самостоятельный класс? Что необычного у этих животных вы отметили? Для чего нужна паутина? Прочитайте статью “Пауки – лётчики”. Приходилось ли вам встречаться с таким чудом в природе? В какое время года это произошло?

Тема: Животные. Класс Насекомые.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Почему-то насекомых животными не считают и обычно о них говорят в том случае, если возникают проблемы: комары кусают, тараканы в доме и т. д. Наблюдать за насекомыми очень интересно. Прочитайте у В. Бианки серию рассказов “На охоте”. Что нового вы узнали о насекомых? Изменилось ли ваше отношение к ним? Какое значение насекомые имеют в природе и для человека? Почему класс Насекомые – самый многочисленный класс типа Членистоногие?

Тема: Животные. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Подёнки.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 6. Месяц стаи.

Класс Насекомых очень богат представителями. Их около 1,5 млн. видов. Из них 1500 видов составляют подёнки. Что это за насекомые? Прочитайте о них в статье В. Бианки “Метелица”. Чем интересен этот вид насекомых? Что необычного в их жизни? Как ещё их иногда называют? Почему? Встречались ли вам подёнки в природе? Расскажите.

Тема: Животные. Класс Земноводные.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 5. Месяц птенцов.

Прочитайте небольшую статью “Драка под водой”. О ком идёт речь в статье? Знали ли вы об этом явлении раньше? Как это явление называется в биологии? Какое значение оно имеет для земноводных, пресмыкающихся? Объясните, почему это происходит? Приходилось ли вам наблюдать такое явление в природе? Расскажите.

Тема: Животные. Пресмыкающиеся. Земноводные.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 12. Месяц Дотерпи до весны.

Настал последний месяц лесного года. Самый трудный месяц – месяц Дотерпи до весны. У всех жителей подошли к концу запасы в кладовых. А как же те животные, которые запасов не делают, лягушки, например? Оказывается, с ними происходит много забавных историй. Прочитайте раздел 12. Почему лягушки, вмёрзшие в лёд, снова оживают в тепле? Как называется это явление в природе?

Тема: Животные. Класс Птицы п.п. 27 - 30.

Прочитайте рассказы В. Бианки “Кто, чем поёт”, “У кого дом лучше”, “Чьи это ноги”, “Лесные разведчики”, “Синичкин календарь”, “Анюткина утка”, “Плавунчик” и т.д.
Главными героями этих рассказов являются птицы. К каким отрядам класса Птиц относятся главные герои рассказов? Что вы узнали нового о птицах из рассказов В. Бианки? Есть ли рассказы о птицах у других писателей? Какие чувства вызывают у вас прочитанные рассказы?

Тема: Животные. Забота о потомстве.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 5. Месяц птенцов.

Только в этом разделе вы узнаете, сколько у кого детей. Как вы думаете, с чем связано количество появления детёнышей у разных животных? А что вы знаете о кукушках? Почему кукушки подбрасывают яйца в гнёзда других птиц? Объясните поведение маленького кукушонка в гнезде. Почему кукушки полезны в лесу?

Тема: Животные. Паразитические черви.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 4. Месяц гнёзд.

Прочитайте раздел 7. Что происходит в жизни птиц? С чем связаны эти изменения? Все ли птицы одновременно улетают от нас? Каких перелётных птиц своего края вы знаете? Какие птицы зимуют в ваших краях? Для чего нужно помогать зимующим птицам? Что вы используете для подкормки птиц зимой? Что такое миграции животных?

Тема: Животные. Сезонные изменения в жизни животных.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 10. Месяц белых троп.

Это только кажется, что зимой все попрятались от холода и голода, всё вокруг тихо, все спят. Внимательный, наблюдательный и знающий человек много интересного может рассказать о зимней жизни животных и растений. Хотите научиться читать зимнюю белую книгу? Прочитайте раздел 10. Что узнали вы интересного и нового? Расскажите, кто как зиму проводит.

Тема: Животные. Класс Птицы. Перелёты, миграции птиц.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 8. Месяц полных кладовых.

Почему же всё-таки птицы улетают от нас? Куда летят они? Как узнают они свои пути – дороги? Если хотите знать ответы на эти вопросы, обязательно прочитайте статьи из раздела 8. Вы найдёте интересные ответы. Какие птицы остаются у нас зимовать? Почему? Есть ли птицы, которые, наоборот, на время зимы, прилетают к нам? С чем это связано?

Тема: Животные. Класс Птицы. Миграции.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 9. Месяц зимних гостей.

Улетели соловьи, ласточки, журавли, гуси и утки. В лесу хозяйничает ледяной ветер. Неужели опустеет лес? А оказывается, к нам прилетают зимние гости. А вот какие, вы сможете узнать, прочитав раздел 9. Почему эти птицы прилетают к нам? Каких птиц вы встречали зимой в лесу, или на кормушке у дома?

Тема: Животные. Сезонные изменения в жизни животных.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 11. Месяц лютого голода.

Январь – месяц лютого голода. Почему? Как переживают животные этот месяц лютого голода? Несмотря на лютый голод и холод, есть в лесу чудо-птица, которая выводит птенцов в это время года. Что это за птица? Не знаете? Прочитайте раздел 11. Ну что удостоверились? А теперь расскажите и нам. Почему эти птицы поют и выводят птенцов в лютый месяц зимы? Что ещё узнали вы об этих птицах?

Тема: Животные. Сезонные изменения в жизни животных.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 2. Месяц возвращения на Родину.

Прочитайте в данном разделе рассказ “Великое переселение птиц на Родину”. Что нового для себя вы узнали? Легко ли даются птицам перелёты? Почему же птицы совершают их? Для чего окольцовывают птиц? Что такое миграция? Причины её? Приходилось ли вам наблюдать перелёты птиц? Расскажите об этом. Что вы испытываете, глядя на стаи улетающих птиц?

Тема: Животные. Класс Птицы. Охрана птиц.

В. Бианки “Лесная газета”, раздел 1. Месяц пробуждения. Лесной театр. Тетеревиный ток.

Прочитайте указанный раздел. О каком представлении идёт речь? Кто явился свидетелем или зрителем лесного театра? Как вы относитесь к поступку человека? Какое важное правило он нарушил? Почему, зная, что нарушает, все же нарушил? Что нового узнали из рассказа? Приходилось ли вам быть свидетелем подобной сцены? Какое чувство вызвал у вас этот рассказ В. Бианки?

Тема: Животные. Сезонные изменения в жизни птиц.

По рассказам В. Бианки “Синичкин календарь”, “Гоголёнок”, “Оранжевое горлышко” расскажите о сезонных изменениях в жизни птиц. Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам? Как и для чего нужно охранять птиц?

Общая биология, п. 48

Приспособленность – результат действия фактора эволюции.

Прочитайте рассказы В. Бианки “Хвосты”, “Кто, чем поёт”, “Чей нос лучше?”, “У кого дом лучше всех?”
Кто является главными героями рассказов? Что нового вы узнали? Назовите черты приспособленности к среде обитания у животных, о которых вы прочитали. Приведите примеры приспособленности из других рассказов В. Бианки. Что читали вы о природе у других авторов? Какие чувства возникают у вас при чтении рассказов о природе?

Общая биология, п. 66

Взаимодействие популяций разных видов.

Прочитайте рассказ В. Бианки “Лесные разведчики”. Кто главный герой рассказа? Понравился ли вам рассказ? Чем запомнился? Что нового вы узнали? Приведите примеры сложных и разных связей между популяциями разных видов на примере рассказа. К каким последствиям может привести полное уничтожение хищников в сообществе?

Мы рассмотрели только некоторые примеры использования произведений Виталия Бианки на уроках биологии. При желании список тем может быть продолжен.