ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
ЦЕЛЬ: НАБЛЮДАТЬ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ ГЛАГОЛОВ НА ТСЯ И ТЬСЯ.
УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫВОДУ О ПРАВИЛЕ ПРАВОПИСАНИЯ
ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
УПРАЖНЯТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРАВОПИСАНИЯ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
РАЗВИВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ
ПАМЯТЬ. ДОБИВАТЬСЯ АККУРАТНОСТИ В РАБОТЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЦА СПОСОБОВ ПРОВЕРКИ ПРАВОПИСАНИЯ В
ГЛАГОЛАХ ТСЯ И ТЬСЯ. ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ
“ССОРА”.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Мотивация деятельности.
- Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
2. Минутка чистописания.
К к кл кр ка
Красноярск класс кенгуру квас
Пошёл кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.
3. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.
На доске: Учится-учиться.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Что интересного заметили?
Какие вопросы у вас возникли?
Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?
В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.
4. Наблюдение над правописанием тся и ться.
- Сравните предложения:
Саша учится на пятёрки. Саша хочет учиться на пятёрки.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?
- Откройте учебник с.158 упр.274
- Чем отличаются глаголы 1 и 2 столбика? Озаглавьте оба столбика. Спишите.
(Списывание с комментированием, объяснением изученных орфограмм)
- В каких глаголах встретилась орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне
слова”?
Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.
- Подберите проверочные слова к данным глаголам:
( Решаться - прорешивать, питаться - пропитанный).
5. Физминутка.
Наше северное солнце
Ярко светит нам в оконце:
“Просыпайтесь, норильчане!
Выпивайте кружку чая,
И холодною водой
Умывайтесь всей гурьбой.
На зарядку становитесь,
Полотенцем оботритесь,
И бегом в родную школу,
Все за парты вновь садитесь!”
6. Открытие нового знания.
- Сделайте вывод: в какой форме ь пишется, а в какой –нет.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.159.
- Правильно ли вы его сформулировали?
На доске:
(Что делает?) катается;
(что делать?) кататься;
(что делает?) купается;
(что делать?) купаться.
- Что помогло вам сделать правильный выбор правописания тся и ться в глаголах? (Вопросы)
- Значит, не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.
Рассмотрите таблицу:
Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова | Определение правописания тся и ться в глаголах по вопросу |
ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ.число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ - неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться. | (Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться. |
- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу.
7. Первичное закрепление. Упражнение в правописании.
Задание: С.159 упр.276.
- Работать будем у доски по цепочке, объясняя выбор правописания, пользуясь таблицей и полученными знаниями.
8. Словарная работа.
- Найдите в тексте слово с удвоенной согласной.
ССОРИТЬСЯ
- Какая это часть речи?
- Докажите, от какого слова произошёл этот глагол?
ССОРА
- Разберите это существительное по составу. Устно подберите однокоренные слова.
(Поссорился, рассориться, поссорить и т.д.)
- Назовите антоним к этому слову (Дружба)
9. Подведение итогов урока.
- Что новое узнали на уроке? Какое знание “открыли”? Чему учились? Вернёмся к началу урока к словам “учится - учиться”. Кто из ребят был прав? Кто был близок к правильному решению проблемы?
10. Домашнее задание.
- Запишите по 10 глаголов на тся и ться. Пользуясь таблицей, выучите правило правописания на тся и ться.