Применение технологии модульного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Историческое образование в современных условиях – один из наиболее сложных компонентов федеральной системы образования. Вариативность учебных планов школ, альтернативные учебники и программы по истории, достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала, незавершённость формирования демократической идеологии, разрушение ранее существовавших стереотипов – всё это создаёт определённые трудности в преподавании предмета.
Передо мной встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эти трудности. Наиболее приемлемой оказалась технология модульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению урока .В педагогической литературе модуль определяется как “ целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им”.Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, П.А.Юцявичене и др./2/
Модульная конструкция- это действительно целостность; нечто единое, составленное из взаимосвязанных элементов. Причём эти элементы разные приверженцы системы называют по- разному: функциональные модули, формомодули, условные единицы (УЕ). Но суть в том, что модуль – это определённый вид работы, который выполняют учащиеся. Блочная подача материала предполагает его разделение на определённые, законченные по смыслу части.
Модульно – блочная система –
- это довольно гибкая система позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися;
- это довольно простая система – в том смысле, что школьники чётко и ясно представляют объём работы, который они должны выполнить, объём информации, который они должны усвоить, умения и навыки, которыми они должны овладеть;
- это довольно чёткая система – в блоке объединено определённое количество постоянно повторяющихся модулей. Суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из модулей позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки учебных достижений школьников по истории.
Теоретическая интерпретация опыта.
Модульное обучение (МО – альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе весь арсенал методов и форм организации обучения, который накоплен школьной практикой. В условиях МО можно вводить и такие технологии обучения как уровневая дифференциация учебного содержания (ТУД, Н.П.Гузик), где нижним пределом будет уровень обязательной подготовки, другой уровень – выше обязательного. ЛОК (Логические опорные конспекты), КСО (коллективные способы обучения), из программированного обучения заимствована идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля.
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь есть большая возможность осуществить проблемность в обучении.
Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной, тем самым усиливать её качество и эффективность, применяя всю систему методов, приёмов и форм организации познавательной деятельности учащихся.
На мой взгляд, модульное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционным обучением:
- умственная работа учащихся чётко организована;
- из огромного блока исторического материала выделено главное и второстепенное;
- усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся;
- стимулируется самоконтроль и самооценка, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и развить умения и навыки;
- гарантируется достижение результатов обучения;
- паритетные отношения учителя и учащихся;
- возможность работы учащихся в парах, группах;
- возможность делового общения с товарищами;
- “мягкие” формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
- наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Модульно-блочная технология должна применяться не эпизодически, а как система.
Важнейшие принципы модульно-блочной системы:
- сжатие материала (особенно в том случае, если фактология изучается не первый год),
- чёткая мотивация всех этапов работы (всех модулей);
- мобильность (т.е. возможность варьировать модули в зависимости от материала или класса);
- самостоятельность и индивидуализация обучения (используются самоучение, самоконтроль, самоорганизация);
- сокращение учебного времени без ущерба для глубины знаний;
- практическая направленность в смысле отработки умений и навыков с помощью различных видов упражнений: практикумов, собеседований, зачётов, творческих работ, тестирования).
Система работы:
Модульно-блочную систему удобно использовать в 9–11-х классах при условии работы школы по концентрической структуре построения учебных курсов.
Работа по модульно-блочной системе начинается с планирования. Чем крупнее блок, тем удобнее в нём варьировать модули, тем меньше перегрузка учащихся. Обойтись без домашних заданий нельзя. На уроках истории я сочетаю традиционную систему обучения с элементами модульной технологии. После составления технологической карты класса, структурирую содержание курса истории, составляю модульную программу, разрабатываю тематическое планирование, разбиваю учебный материал на крупные блоки. Определяю цели: комплексную дидактическую(КДЦ) , она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация на его использование в практике; Затем из комплексной дидактической цели выделяю интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формирую модули, в модули входят крупные блоки учебного содержания, поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой дидактической цели соответствует один учебный элемент, под них подбираю содержание и затем создаю учебные элементы (УЭ), взаимосвязанные, логически вытекающие друг из друга. Модулями являются: лекционно-практические занятия, творческая работа учащихся; написание докладов, рефератов по темам блока, работа с документами, работа с картой, датами, терминами, составление опорных конспектов по материалам учебных параграфов блока или работа с уже имеющимися конспектами. По итогам работы над блоком провожу консультации и зачёт.
В начале изучения блока провожу мотивационно-установочную беседу, поясняющую содержание каждого модуля данного блока. Учащиеся получают рекомендации учителя по работе над модулями блока. На каждого ученика завожу опросный лист. По итогам работы учащийся может получить комплексную оценку за все модули блока или за каждый из модулей в отдельности. Учащийся имеет право пересдать тот или иной модуль из изученных блоков, если более глубоко изучил его, чем на момент контроля ЗУН.
При составлении плана модульного урока придерживаюсь следующего алгоритма:
- Формулирую тему урока.
- Определяю и формулирую цели урока и конечных результатов обучения.
- Разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определяю цели каждого из них.
- Подбираю необходимый фактический материал.
- Определяю способы учебной деятельности учащихся.
- Отбираю формы и методы преподавания и контроля.
- Составляю модуль данного урока, или технологическую карту урока, делаю распечатку по количеству учащихся.
Алгоритм составлен в русле дидактической традиции. Урок строю логично, последовательно: от мотивационной беседы к завершающему этапу. Перед каждым модулем провожу входной контроль ЗУН учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости провожу коррекцию знаний. Обязательно осуществляю промежуточный и текущий контроль в конце каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с эталоном). Это позволяет мне видеть пробелы в усвоении ЗУН для их устранения сразу, а выходной контроль показывает уровень усвоения модуля. Каждый ученик вместе со мной осуществляет управление учением. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
Каждый учебный элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимальное количество – 7), но обязательны следующие элементы:
Этапы урока по модульной технологии:
УЭ-0. Комплексная дидактическая цель (КДЦ) изучаемой темы (направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения);
УЭ-0. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока (Введение в тему).
УЭ-1. Входной контроль ЗУН (проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию знаний, включает задания по выявлению уровня знаний по теме; задания, направленные на овладение новым материалом, и т.д.).
УЭ-2. Работа с новым материалом (в паре, группе, отработка учебного материала).
УЭ-3. Текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (выявление пробелов, их устранение сразу, самоконтроль, взаимоконтроль).
УЭ-n. (где n номер последнего учебного элемента – включает выходной контроль ЗУН, показывает уровень усвоения модуля, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания).
УЭ-n. Рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих).
Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь- средство для достижения целей.
В результате 3-х лет работы по освоению элементов модульной технологии в применении к истории удалось добиться следующих результатов:
- Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает увеличение числа учащихся, выбирающих историю и обществознания для сдачи выпускного экзамена, призовые места в городских олимпиадах.
- Повысился уровень ЗУН учащихся, о чём свидетельствуют итоги учебных четвертей: 100% успеваемость, высокое качество ЗУН.
- Возрос уровень самостоятельности учащихся по освоению содержания учебного материала.
- Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по истории.
- Учащиеся научились осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, сопоставлять результаты самостоятельной работы и её цели.
Но при работе по модульно-блочной системе возникает ряд трудностей.
Для учителя: распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые документы, систематизировать работу с датами и терминами, проверять большой объём письменной работы, подбирать и готовить разнообразные задания.
Для учащихся: сопоставлять различные источники, обобщать большой объём материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу товарищей.
В целом опыт показал, что учащимся эта система обучения пришлась по душе, хотя она требует от учителя большой предварительной работы: он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников, а от ученика – напряжённого труда, готовность к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности минимума знаний, и общих учебных умений и навыков.
Рекомендации учителям:
- Не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе.
- Не включайте большой объём содержательной деятельности.
- Беседуйте с учеником, активизируйте его на рассуждения, поиск, ориентируйте на успех. И у вас всё получится!
Литература:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации к учебнику “История Отечества ХХ век”, М., Просвещение, 2000.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России ХХ век” (9 кл.), М., Просвещение, 2001.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
- Шамова Т. И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. Москва, 1994.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология // Биология в школе.1994 № 5.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1998.
Примерное блочно-тематическое планирование курса “История России, XX – начало XXI века”. 9-й класс (68 часа)
Модульная программа “Россия между двумя революциями” (1907–1917 гг.). 9-й класс
Комплексная дидактическая цель: Овладение содержанием всех моделей должно обеспечить усвоение учащимися:
- знаний экономической и политической ситуации в России между двумя революциями (1907 –1917 гг.); закономерности и особенности развития России в этот период, альтернативы общественного развития, суть столыпинских реформ, задачи внутренней и внешней политики последнего российского императора;
- развить умения: анализировать текст учебника, навыки исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы. Формировать хронологические и картографические умения, навыки индивидуальной и коллективной работы;
- формировать чувство гордости и уважения к заслугам и достижениям русского народа, чувства сопричастности к драматическим страницам истории России.
М0 – Комплексная дидактическая цель
М1 – Столыпинские реформы, обострение внутриполитического кризиса
М2 – Культура Серебряного века
М3 – Россия в Первой мировой войне
М4 – Россия в ожидании перемен
Модульная разработка урока “Россия в Первой мировой войне”
УЭ0 – Интегрирующая цель
УЭ1 –Входной контроль
УЭ2 – Начало Первой мировой войны
УЭ3 – Вступление России в войну
УЭ4 – Ход военных действий на Восточном фронте в 1914 –1916 гг.
УЭ5 – Человек на войне
УЭ6 – Последние годы войны. Итоги войны
УЭ7 – Завершающий контроль, домашнее задание
УЭ8 – Рефлексия
Оборудование урока:
- учебник “История отечества” (9 кл.);
- учебник “Новейшая история”,
- атлас и контурная карта: “Первая мировая война”,
- сравнительные таблицы,
- публикация “Первая мировая война: неизвестные страницы” (Родина – 1993 № 8, 9).
Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ0 | Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами учащимся предстоит узнать:
|
Внимательно прочитать цель урока. |
УЭ1 | Входной контроль Цель: доказать, что к 1914 г. крайне обострились международные противоречия. Выполните задание: составьте хронологическую таблицу “Мир на пути к Первой мировой войне”. Хронологические рамки с 1895 по 1914 гг. |
Обратись к учебникам, в таблице нужно
перечислить договоры, заключенные между
будущими участниками мировой войны, конфликты ей
предшествующие. Работайте в группе. Задание оценивается в 1 бал. |
УЭ2 | Начало Первой мировой войны,
причины, характер Цель: узнать, почему и как началась Первая мировая война, определить ее характер. Задание 1
Задание 2 Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если отрицательный? Контрольное задание Перечислите все возможные факторы, способствующие развязыванию войны. Определите и запишите в тетради закономерные и случайные факторы, приведшие в августе 1914 г. к мировой войне. |
Работайте индивидуально. Задание оценивается в 1 бал.
Обсуди в учебной паре. Выскажи свое мнение, выслушай мнение товарищей.
Выполни письменно в тетради. Задание оценивается в 1 бал. |
УЭ3 | Вступление России в войну Цель: узнать, когда и почему Россия вступила в первую мировую войну? Какой резонанс вызвало это событие в обществе, определить характер войны со стороны России. Задание 1 “Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию, подобно урагану. Ни одна великая держава так не нуждалась в мире, так не ждала его, как Россия после войны с Японией” (А.Ф.Керенский) сопоставьте это мнение с позицией царского правительства в 1914 г. Задание 2 прочтите строки из стихотворения С.Городецкого “Подвиг войны” (см. текст) какие настроения преобладают настроения в этом стихотворении? А были ли другие в 1914 г.? Как русское общество встретило начавшуюся войну? Контрольное задание Задание № 6 в рабочей тетради (вып.1, стр. 35) |
Учебник § 9; хрестоматия. Обсуди задание в учебной группе.
Выполни письменно в рабочей тетради. Задание оценивается в 1 бал. |
УЭ4 | Ход военных действий на Восточном
фронте в 1914–1916 гг. Цель: познакомиться с развитием событий в1914 – 1916 гг., оценить роль русской армии в войне, составить представление о развитии военного искусства. Задание Изучить по атласу ход военных действий в 1914 – 1916 гг., заполнить таблицу “Основные события Первой мировой войны на Восточном фронте” Дата Событие Итог и значение
Определите итоги Брусиловского прорыва. Что выиграли в результате этой операции союзники, что проиграли немцы. Чем объясняется успех наступления русских войск? Контрольное задание Охарактеризуйте итоги компаний: 1914–1916 гг. Перечислите примененные воюющими странами новые боевые средства. Какие факты говорят об изменившемся отношении солдат к войне? |
Учебник § 9, стр. 71-75 Работайте в учебной паре
Смотри документ “Из воспоминаний А.А.Брусилова” учебник § 9, стр. 77 Выполняйте индивидуально. Задание оценивается в 5 баллов. |
УЭ5 | Человек на войне Цель: понять, как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат к войне. Задание: на основе известных фактов и приведенных отрывков из документов составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник). Обсудите результаты своей работы |
Работайте в группе. Документальный материал.
Работайте вместе с классом Задание оценивается в 1 бал. |
УЭ6 | Рассказ учителя: Последние
годы войны. Цель: составить общее представление о ходе военных действий в 1917 –1918 гг.; узнать, в результате каких событий Россия вышла из войны и чем она завершилась. Задание Какие процессы, развернувшиеся в России, вызвали коренные изменения в обстановке на Восточном фронте? Каковы были потери в русской армии. Обсудите результаты своей работы |
Внимательно слушайте учителя, делайте
записи в тетради.
Задание оценивается в 1 бал.
Работайте вместе с классом |
УЭ7 | Завершающий контроль Цель: проверить, была ли достигнута поставленная в начале работы задача. Школьникам предлагается самостоятельно выполнить в тетрадях тестовое задание из 10 вопросов. Оцените свою работу.
Домашнее задание |
Самоконтроль по листу ответов в конце модуля. Поставьте оценку в ведомость в графу УЭ7 (каждый правильный ответ 1 бал; макс – 10 баллов) § 9 и вопросы к нему, задания 4,5,7 в рабочей тетради. Подумайте над вопросом: была ли у России возможность избежать участия в Первой мировой войне? |
УЭ8 | Подведение итогов урока. Рефлексия Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? В графе “итоговая оценка” в ведомости оценок, поставьте сумму баллов после проведения итогов завершающего контроля. Ведомость оценок Фамилия, имя __________________ Класс _________________ УЭ1 УЭ2 УЭ3 УЭ4 УЭ5 УЭ6 УЭ7 Итоговая оценка 4. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали: 19 – 20 баллов – оценка “5” 17 – 18 баллов – оценка “4” 16 – 9 баллов – оценка “3” менее 9 баллов – оценка “2” |
Индивидуально
Ваша оценка: _____ Сдайте выборочно тетради на проверку. |