Вопросы и задания для групповой учебной деятельности по истории России

Разделы: История и обществознание


Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предполагает несколько этапов, название и число которых может варьироваться.

1 этап. Преподаватель представляет основные положения темы, основные даты, понятия, факты, имена исторических персонажей.

2 этап. Класс делится на группы. Все группы получают блок (пакет) заданий, содержащий или одинаковые, или разные вопросы и задания, работа над которыми предполагает более углубленное самостоятельное изучение и прорабатывание вопросов темы урока по учебнику – “организуется работа по формированию ориентировочной основы действий”.

3 этап. Учащиеся в группах распределяют между собой вопросы и задания приступают к поиску ответов на них.

4 этап. Взаимопроверка. Учащиеся представляют друг другу ответы на свои вопросы и задания. По итогам взаимопроверки все члены группы должны быть готовы ответить на каждый вопрос и задание, которые были представлены в блоке (пакете).

5 этап. Первичный контроль. Преподаватель в ходе устного опроса определяет качество усвоения материала.

6 этап. Итоговый контроль. Группам предлагается блок (пакет), содержащий контрольные, одинаковые, как правило задания: тесты, анализ исторических документов, работа над основными понятиями темы и пр. Над заданиями учащиеся работают в зависимости от их личного выбора: либо индивидуально, либо в парах, либо всей группой (в последних двух случаях одинаковая отметка ставится всей группе). Автор предлагает примеры работы по такой технологии применительно к учебнику “История Отечества”. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубенченков. Издательство “Мастерство”.М.2001.

§ 28. Внутренняя политика в годы правления Николая I.

Вопросы для изучения.

    1. Укрепление правопорядка и законности в стране.
    2. Реформы в сельском хозяйстве.
    3. Финансовая политика.
    4. Политика в области образования.

Работа в группах.

Блок заданий для самостоятельного изучения

  • Почему создание III Отделения и кодификация законов должны были, по мысли императора, укрепить правопорядок в стране?
  • Почему не было отменено крепостное право, но, тем не менее, частичные реформы осуществлялись?
  • Финансовая реформа была более успешная, чем другие реформы. Почему?
  • Каковы были цели реформ в области образования и их содержание?

Члены группы распределяют между собой вопросы и приступают к работе.

Блок заданий для итогового контроля.

Задание 1. Тест. “Внутренняя политика в годы правления Николая I”.

1 вопрос. Соотнеси даты и их значение.

  1. 1833г.
  2. 1825-1855гг.
  3. 1837-1841гг.
  4. 1839-1843.
a. Правление Николая I.

b. Финансовая реформа Канкрина.

c. Реформы государственных крестьян.

d. Госсовет одобрил “Свод законов Российской империи”

2 вопрос. Какие положения характеризуют реформу П.Д.Киселева?

  1. Помещику предоставлялось право освобождать крестьян с землей.
  2. Созданы новые органы управления.
  3. Крестьянам предоставлялось право переходить в другие сословия.
  4. Частично крестьян пересели на богатые свободной землей места.
  5. Введена свободная продажа спиртных напитков
  6. Размеры наделов освобождаемых крестьян определялись совместно помещиком и крестьянином.
  7. Открыты школы и больницы.
  8. Полученный в крестьянских хозяйствах урожай картофеля забирали и увозили в неурожайнее губернии.
  9. Оказывалась помощь инвентарём и семенами.

3 вопрос. С какой целью была проведена кодификация законов?

  1. Политический надзор и руководство всеми органами системы наблюдения за властью
  2. Наладить хозяйственное и административное управление селом, показать на её примере помещикам образцовое хозяйство новейших форм.
  3. Укрепление российского законодательства и пресечение грубых нарушений в аппарате управления.

4 вопрос. О ком идёт речь: на посту министра пробыл до 1844г., не брезговал никакими средствами, управляя делами подведомственной сферы деятельности, введена откупная система продажи вина?

  1. П.Д.Киселев.
  2. Е.Ф.Канкрин.
  3. Николай I.
  4. А.Х.Бенкендорф.

5 вопрос. Расположи в правильной хронологической последовательности события:

  1. Указ “Об обязанных крестьянах”,
  2. Указ “О вольных хлебопашцах”,
  3. Ведение серебряного рубля,
  4. Восстание декабристов.

Ответы: 1 вопрос: 1-d, 2-a, 3-с, 4-b. 2 вопрос: b, d, g, i. 3 вопрос:c. 4 вопрос:b. 5 вопрос: b, d, c, a.

Задание 2.

Сравните два описания российского императора Николая I. Что общего содержится в отзывах различных по своему воспитанию, образованию и мировоззрению личностей? Что отличает их друг от друга?

“Он был красив, но красота его обдавала холодом, нет лица, которое бы так беспощадно обнажало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, глаза без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза”.

(А. И. Герцен)

“Его голос, глубокий и повелительный, его магнетизирующий взгляд, часто становящийся холодным и неподвижным, благодаря привычке скорее подавлять, чем скрывать свои мысли. Его гордый лоб, черты его лица, напоминающие Аполлона и Юпитера, весь облик его, более благородный, чем мягкий, похожий скорее на изваяние, чем на живого человека... Он покоряет чужую волю, потому что в совершенстве властвует над своей собственной”.

(А. де Кюстин)

И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, Г.М.Плоткин. “Рабочая тетрадь История России XVIII – XIX века”. Дрофа. М.2002. стр51.

§ 53. Тема: СССР в 1953 – 1964гг.

Вопросы для изучения.

    1. Каковы были причины, основные этапы и итоги борьбы за власть в советском руководстве XX съезд КПСС?
    2. Какие реформы были проведены в экономике и социальной сфере, каковы их результаты?
    3. Какие изменения произошли в культуре, науке, образовании, сдвиги в общественном мнении?
    4. Каковы основные цели, направления и основные события внешней политики СССР?

Урок-конкурс.

1 этап. Подготовка.

Класс делится на две команды. Каждая команда должна, ознакомившись с текстом на стр. 323-327, найти ответы на вопросы и подготовить задания другой команде, причём, к каждому вопросу задание должно быть в определенной форме.

К вопросу 1. Каковы были причины, основные этапы и итоги борьбы за власть в советском руководстве XX съезд КПСС? - Тест.

К вопросу 2. Какие реформы были проведены в экономике и социальной сфере, каковы их результаты? – 4 – 5 вопросов для дуэли знатоков.

К вопросу 3. Какие изменения произошли в культуре, науке, образовании, сдвиги в общественном мнении? – Кроссворд.

К вопросу 4. Каковы основные цели, направления и основные события внешней политики СССР? – Задание в свободно выбранной форме.

2 этап. Соревнование команд.

Команды обмениваются заданиями и отвечают на вопросы, подготовленные соперниками.

3 этап. Итоговый контроль. Каждая команда получает блок одинаковых заданий.

Задание 1.

Прокомментируйте факты и ответьте на вопрос.

В борьбе за власть Берия выступал с заявлениями о готовности осуществить следующие меры: вывод войск из Восточной Европы; объединение Германии; примирение с Югославией; расширение прав республик СССР, выдвижение в их руководство национальных кадров; восстановление законности и др.

Как вы думаете, искренней была позиция Берии или подобными предложениями и заявлениями он стремился избавиться от имиджа кровавого палача?

Задание 2.

В своих воспоминаниях Н. С. Хрущев пишет: “К 50-м годам у меня сложилось впечатление, что, когда умрет Сталин, нужно сделать все возможное, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии, потому что тогда конец партии. Я даже считал, что это могло привести к потере завоеваний революции, что он повернет развитие в стране не по социалистическому пути, а по капиталистическому”

Подумайте, насколько обоснованными были опасения Н.С.Хрущёва. Что его больше всего волновало? Как вы считаете, случайно или нет в мемуарах Хрущева не говорится о многочисленных связях Берии с иностранной разведкой?

Задание 3. Тест. СССР в 1953 – 1964гг. Культура. Наука. Образование.

1 вопрос. Соотнеси даты и их значение.

  1. февраль 1956г.
  2. 1954г.
  3. октябрь 1961г.
  4. 4 октября 1957г.
  5. 12 апреля 1961г.
  6. октябрь 1962г.
  1. Начало освоения целины.
  2. Ю.А.Гагарин совершил полёт в космос.
  3. Состоялся XX съезд КПСС.
  4. На XXII съезде КПСС принята программа построения коммунизма в СССР.
  5. Осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника земли.
  6. Карибским кризис.

2 вопрос. На каком съезде КПСС впервые была выдвинута идея мирного сосуществования с капиталистическими странами?

  1. На XX съезде.
  2. На XXII съезде.

3 вопрос. Главной задачей развития экономики ставилась задача:

  1. Развитие сельского хозяйства.
  2. Развитие промышленности.
  3. Развитие всех отраслей народного хозяйства.
  4. Правильно a и b.
  5. Подъём всех отраслей экономики.

4 вопрос. Какие изменения были произведены в школах страны?

  1. Введено 10 летнее обучение.
  2. Введена плата за обучение.
  3. Введены стипендии для студентов.
  4. Восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек.
  5. Введено обязательное восьмилетнее образование и 11 обучение.
  6. В учебные планы школ включен труд на производстве.
  7. Отменена плата за обучение старшеклассников.

5 вопрос. В какой стране произошло восстание против советской модели социализма в период между 1953 и 1964гг.?

  1. КНР.
  2. Куба.
  3. Венгрия.
  4. Северная Корея.
  5. Югославия.

Ответы: 1 вопрос. 1-c,2-a,3-d,4-e,5-b,6-f. 2 вопрос- a. 3 вопрос – e. 4 вопрос- d, e, f, g. 5 вопрос- с.

§ 56.Тема: Современная Россия.

Вопросы для изучения.

  1. Причины рыночных реформ. “Шоковая терапия” и её последствия.
  2. Приватизация: особенности, содержание и результаты.
  3. Общественно-политическая жизнь в 1991-2000гг.

Ход урока.

Этапы урока.

1 этап. Подготовительный.

Класс делится на три группы (по числу вопросов для изучения). Каждая группа в течение недели, предшествующей уроку, проводит социологическое исследование методом опроса, выясняя отношение разных категорий населения к такому вопросу: как вы относитесь к тому, что у нас в стране есть богатые и бедные? Опросить следует не менее 15 человек

1 группа опрашивает старших школьников, 2 группа – пенсионеров, 3 группа – своих родителей. Результаты опроса необходимо отобразить на графике или в таблице.

2 этап. Урок.

Каждая группа получает задание самостоятельно изучить и раскрыть основные положения одного из трёх вышеуказанных вопросов.

3 этап. Проверка выполнения заданий в ходе устных ответов на вопросы преподавателя:

  1. Каковы причины рыночных реформ, что такое “шоковая терапия” и каковы её последствия?
  2. Каковы были цели приватизации, её особенности, содержание и результаты?
  3. Каковы основные события общественно-политической жизни России в 1991-2000гг.?

4 этап. Итоговый контроль. Каждая группа получает блок заданий

Задание 1. Тест. “Современная Россия”.

1 вопрос. Соотнеси фамилии политических деятелей и с фактами их биографии и деятельности.

  1. 1.Е.Гайдар.
  2. 2.Б.Н.Ельцин.
  3. 3.В.В.Жириновский.
  4. 4.Г.А.Зюганов.
  5. 5. Е.Примаков.
  6. 6.В.В.Путин.
  1. Назначен премьер-министром 9 августа 1999г., взял на себя ответственность за вторую чеченскую компанию,
  2. Лидер оппозиционной партии, которая в 1993г. и 1995г. побеждала на выборах в Думу, на президентских выборах 1996г., проиграл во втором туре Ельцину.
  3. Обещал возродить великую Россию в границах до 1917г., опирался на искусную демагогию и популизм,
  4. Идеолог и основной проводник “шоковой терапии”,
  5. Был смещен с поста Президента руководством Верховного Совета в начале октября 1993г.
  6. Глава правительства, которому удалось укрепить экономику после кризиса 17 августа 1998г.

2 вопрос. Какие особенности приватизации привели Россию к экономическому и социальному кризисам?

  1. Вмешательство иностранного капитала в российскую экономику.
  2. Непрофессиональные консультации западных экономистов, работавших с правительством России.
  3. Зависимость от международных финансовых структур.
  4. Приватизация не получила всенародной поддержки.
  5. Личная непопулярность Е.Гайдара и других авторов “шоковой терапии”,
  6. Не было продуманной структурной и инвестиционной политики.
  7. Политические цели доминировали над экономической целесообразностью.
  8. Социальный раскол российского общества.

3 вопрос. Восстанови события общественно-политической жизни России в 1994-2000гг.

  1. На выборах в думу больше всех голосов надирает КПРФ, в стране растет влияние оппозиции реформам.
  2. На президентских выборах Путин одерживает победу в первом туре и становится Президентом РФ.
  3. Рост сепаратизма в субъектах РФ, растет притеснения русских, Чечня превратилась в источник преступности во всей России.
  4. Боевики из Чечни нападают на Дагестан, в Москве взрывают жилые дома, начало антитеррористической операции в Чечне.
  5. Ельцин одерживает победу на президентских выборах 1996г.
  6. Правительству Е.Примакова удаётся укрепить экономическое положение страны, но в 1999г. это правительство уходит в отставку.

Ответы: 1 вопрос: 1-d, 2-e, 3-с, 4-b, 5- f, 6 – a. 2 вопрос – d, f, g. 3 вопрос- a, e, c, f, d, b.

Задание 2. Солженицын А. И. “Россия в обвале”.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

“Все соделанное под видом “рыночных реформ” отнюдь не было результатом поразительного недомыслия, но — хорошо продуманной системой обогащения отдельных лиц. Головокружительное падение рубля (такого обесценивания не знала ни одна страна) — чтобы можно было скупать российскую собственность за минимум долларов, а властям расплачиваться со вкладчиками. Подавление отечественного сельского хозяйства — чтобы наживаться на импорте продовольствия. Торможение в принятии необходимых законов — чтобы разворовка исходила в условиях беззакония. Ошеломительная быстрота приватизации — для скорейшего формирования корпуса поддерживателей новой власти. Отмена спиртной монополии, разорительная для казны и губительная для народного здоровья (свобода подделок) — создание для масс обстановки одурительного равнодушия к происходящему”.

(Солженицын А, И. Россия в обвале. М., 1998. С. 25)

К чему сводится главная мысль писателя в данном фрагменте?

Как вы думаете, можно ли согласиться оценкой рыночных реформ, проводимых в России?

Какие еще оценки российских рыночных вам известны? Сравните их с оценками А. Солженицына и сделайте необходимые выводы.

Какие известные вам факты подтверждают или опровергают аргументацию писателя?

Задание 3.

Тест Реформы Е. Гайдара.

Соедини логическими связями основные положения, характерные для действий правительства Е. Гайдара - пункты с 1 по 4, с последствиями, к которым привело каждое из направлений - пункты с 5 по 12.

  1. Активная компания в СМИ преимуществ рыночной экономики.
  2. Либерализация цен.
  3. Свобода торговли.
  4. Приватизация.
  5. Бывшие советские заводы, радиостанции, магазины, недвижимость переходят в руки немногочисленного слоя "новых русских", в числе которых оказывается немало представителей бывшей правящей партии и директорского корпуса.
  6. Миллионы россиян восприняли рыночную экономику как возможность быстро разбогатеть, не прилагая больших усилий, в частности это вылилось в массовую сдачу ваучеров в так называемые инвестиционные фонды типа МММ.
  7. Торговля приняла самые первобытные и примитивные формы, центральные улицы городов, спорткомплексы превратились в торговые ряды.
  8. Рост цен на все товары и услуги, так, в Воронежской области буханка хлеба в начале реформ стоила в среднем 80 копеек, к декабрю же 1993 г. цена выросла до 80 рублей.
  9. Российский рынок потребительских товаров быстро заполнился продукцией, доставленной "челноками" из Турции, Польши, Китая. Товары отечественного производства постепенно стали исчезать из торговой сети.
  10. В стране появились тысячи безработных - новые хозяева бывших государственных предприятий начали осуществлять массовые увольнения или отправку в неоплачиваемый отпуск рабочих и служащих.
  11. Постепенно увеличивались масштабы выезда за рубеж высококлассных специалистов разных отраслей экономики, привлеченных информацией о высоких заработках в развитых капиталистических странах.
  12. Большинство вкладчиков сберегательных касс по всей стране лишились сбережений, рост цен превратил накопленные суммы в жалкие копейки, на которые мало что можно было приобрести по новым ценам.

Ответы. Тест 4: 1-6, 11; 2-8, 12; 3-7, 9; 4-5,10