Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


Нельзя бесконечно совершенствовать производство, не совершенствуя процесс управления.

Из заповедей процветающего менеджера

Дорога мудрости длинна –
Пройдет немалый срок
Пока от головы она
Дойдет до рук и ног.

Фирдоуси

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.
Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием.
Исходя из этого, нами была сформулирована тема исследовательской работы: “Информационные технологии в управлении гимназией”.
Объектом исследования является МОУ гимназия № 44 города Пензы.

Ближайшая перспектива — создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства гимназии, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.

Актуальными задачами на сегодняшний день являются:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства гимназии учебным и информационным материалом;
  • более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
  • создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.

Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый гимназический информационный центр (далее ГИЦ).

ГИЦ будет осуществлять работу по следующим направлениям:

  • техническое оснащение гимназии средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
  • помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • программно-методическое обеспечение;
  • обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
  • проведение мероприятий по информационной безопасности.

В гимназии будет сформирована целая структура ГИЦ. Все ее блоки будут объединены в локальную общегимназическую сеть.

Это:

1. Два кабинета информатики
2. Медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь будут сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, ксерокс. В кабинете будут проводиться различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ.
3. Школьная библиотека. Библиотека будет оснащена компьютером, сканером, множительной и копировальной техникой, выходом в Интернет. Здесь будет осуществляться индивидуальная работа учащихся.
4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места заместителя директора, психолога и валеолога, секретаря-делопроизводителя.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Результатом внедрения проекта в нашей гимназии будет:

1. Структурированность информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации.
2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и гимназией в целом.

Мы прогнозируем проблемы при внедрении проекта:

  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
  • необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
  • психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область.

Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
  • Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей гимназии.
  • Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.

Информационные технологии в управление гимназией внедряются нами по 4 направлениям:

  • учебная деятельность,
  • педагогическая деятельность,
  • управленческая деятельность,
  • организационная деятельность.

1. Учебная деятельность.

Осуществляется в двух кабинетах информатики. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:

  • при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;
  • на факультативных занятиях с 5 по 7 класс;
  • на предпрофильных спецкурсах в 8-9 классах
  • при изучении информатики в 10 и 11 классах;
  • при углублённом изучении информатики в профильных классах.

2. В рамках педагогической деятельности компьютеры используются в образовательном процессе:

  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
  • для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.

B этом направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

На наш взгляд, наиболее удачными являются программы фирм “1С. Репетитор”, “Физикон”, “Медиахауз”, “Кирилл и Мефодий”.

Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют нам:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Наши учителя, прошедшие обучение в центре Интернет-образования успешно создают и применяют на уроках мультимедийные презентации.
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, телетестинги, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.
Эти образовательные услуги универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время.
Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.

Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей гимназии:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

3. В управленческой деятельности могут быть использованы уже имеющиеся программные продукты:

  • “АРМ Директор” ООО “ФинПромМаркет-XXI”
  • “АРМ Директор” представляет собой специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса.
    Данный программный продукт имеет следующие функциональные подсистемы: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификация, аналитика.

  • Программно-технологический комплекс Б.И. Канаева.
  • В единой системе информационного поля ПТК работают модули “Итоговый анализ”, “Анализ проблем”, “Целеполагание”.

  • Программно-технологический комплекс “Параграф: Учебное заведение XXI”
    Данный комплекс предоставляет возможность автоматизации основных процессов управления гимназией: работу с данными по сотрудникам, контингенту учащихся, родителям, по планированию учебного процесса;
    • по составлению документов отчетности; анализу итоговой успеваемости учащихся; по ведению учебного расписания и организации замен;
    • по составлению тарификационных списков.
  • Комплекс “Система управления школой”, созданный ИТЦ “Системы — Программы — Сервис” (г. Москва).
  • Комплекс позволяет автоматизировать ведение личных дел по кадрам и контингенту, книг приказов, составление стандартных форм отчётности, различных справок.
    Для составления расписания уроков можно использовать несколько программ, но наиболее удачной, на мой взгляд, является:

  • Редактор расписания “ХроноГраф”, разработчик ООО “Хронобус”

4. В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у секретаря, медицинского работника, психолога, логопеда, валеолога.

Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, упавленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность гимназии и ее элементов.

В заключение — прогноз:

Мы считаем, что внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:

  • Изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.
  • Высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • Активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.

Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Список литературы:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный Бюллетень “Официальные документы в образовании”. 2000.№21(132)

2. Информационные технологии в образовании. Международный конгресс конференций. Сборник трудов. Москва. Просвещение. 2003.

3. Информационные технологии управления образовательным процессом: Сборник статей опытно-экспериментальных площадок ИИО РАО. Под общей редакцией Б.И. Канаева. Москва-Тольятти.2003.