Нельзя бесконечно совершенствовать производство, не совершенствуя процесс управления.
Из заповедей процветающего менеджера
Дорога мудрости длинна –
Пройдет немалый срок
Пока от головы она
Дойдет до рук и ног.
Фирдоуси
В современной школе, осуществляющей мониторинг
и диагностику, личностно-ориентированное и
развивающее обучение, поток информации,
получаемой участниками образовательного
процесса, многократно увеличивается. В связи с
этим перед педагогическим коллективом, а
особенно перед администрацией встает вопрос об
использовании современных технологий по
обработке, хранению и анализу получаемой
информации.
Кроме того, современное образование
приоритетной стратегией выдвигает стратегию
подготовки учащихся к жизни в информационном
обществе.
Поэтому информатизация системы образования
имеет два направления — внедрение
информационных технологий непосредственно в
процесс обучения и информатизация системы
управления образованием.
Исходя из этого, нами была сформулирована тема
исследовательской работы: “Информационные
технологии в управлении гимназией”.
Объектом исследования является МОУ гимназия № 44
города Пензы.
Ближайшая перспектива — создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства гимназии, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.
Актуальными задачами на сегодняшний день являются:
- совершенствование и наполнение информационного пространства гимназии учебным и информационным материалом;
- более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
- создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
- создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый гимназический информационный центр (далее ГИЦ).
ГИЦ будет осуществлять работу по следующим направлениям:
- техническое оснащение гимназии средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
- помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
- повышение квалификации педагогических работников;
- программно-методическое обеспечение;
- обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
- проведение мероприятий по информационной безопасности.
В гимназии будет сформирована целая структура ГИЦ. Все ее блоки будут объединены в локальную общегимназическую сеть.
Это:
1. Два кабинета информатики
2. Медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь
будут сосредоточены новейшие носители
информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты,
CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный
проектор, ксерокс. В кабинете будут проводиться
различные мероприятия, и главным образом, уроки с
применением ИТ.
3. Школьная библиотека. Библиотека будет
оснащена компьютером, сканером, множительной и
копировальной техникой, выходом в Интернет.
Здесь будет осуществляться индивидуальная
работа учащихся.
4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места
заместителя директора, психолога и валеолога,
секретаря-делопроизводителя.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.
Результатом внедрения проекта в нашей гимназии будет:
1. Структурированность информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации.
2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и гимназией в целом.
Мы прогнозируем проблемы при внедрении проекта:
- невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
- необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
- психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область.
Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:
- Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
- Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей гимназии.
- Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.
Информационные технологии в управление гимназией внедряются нами по 4 направлениям:
-
учебная деятельность,
- педагогическая деятельность,
- управленческая деятельность,
- организационная деятельность.
1. Учебная деятельность.
Осуществляется в двух кабинетах информатики. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:
- при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;
- на факультативных занятиях с 5 по 7 класс;
- на предпрофильных спецкурсах в 8-9 классах
- при изучении информатики в 10 и 11 классах;
- при углублённом изучении информатики в профильных классах.
2. В рамках педагогической деятельности компьютеры используются в образовательном процессе:
- в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
- для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
- для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.
B этом направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
На наш взгляд, наиболее удачными являются программы фирм “1С. Репетитор”, “Физикон”, “Медиахауз”, “Кирилл и Мефодий”.
Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют нам:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Наши учителя, прошедшие обучение в центре
Интернет-образования успешно создают и
применяют на уроках мультимедийные презентации.
В последнее время современное обучение
немыслимо без применения ресурсов Интернета.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал
образовательных услуг. Электронная почта,
поисковые системы, электронные конференции,
телетестинги, электронные олимпиады и викторины
становятся составной частью современного
образования.
Эти образовательные услуги универсальны для
использования как на уроке, так и во внеурочное
время.
Использование образовательных ресурсов
Интернета заставляет учителя отказаться от
акцента на передачу информации и стать
менеджером образовательного процесса.
Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей гимназии:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- многоаспектное развитие школьника;
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
3. В управленческой деятельности могут быть использованы уже имеющиеся программные продукты:
- “АРМ Директор” ООО “ФинПромМаркет-XXI”
“АРМ Директор” представляет собой
специализированную систему, предназначенную для
унификации внутришкольного делопроизводства,
автоматизации процессов управления школой,
планирования и контроля качества учебного
процесса.
Данный программный продукт имеет следующие
функциональные подсистемы: делопроизводство,
планирование, успеваемость, здоровье, приказы,
тарификация, аналитика.
- Программно-технологический комплекс Б.И. Канаева.
- Программно-технологический комплекс
“Параграф: Учебное заведение XXI”
Данный комплекс предоставляет возможность автоматизации основных процессов управления гимназией: работу с данными по сотрудникам, контингенту учащихся, родителям, по планированию учебного процесса;- по составлению документов отчетности; анализу итоговой успеваемости учащихся; по ведению учебного расписания и организации замен;
- по составлению тарификационных списков.
- Комплекс “Система управления школой”, созданный ИТЦ “Системы — Программы — Сервис” (г. Москва).
В единой системе информационного поля ПТК работают модули “Итоговый анализ”, “Анализ проблем”, “Целеполагание”.
Комплекс позволяет автоматизировать ведение
личных дел по кадрам и контингенту, книг
приказов, составление стандартных форм
отчётности, различных справок.
Для составления расписания уроков можно
использовать несколько программ, но наиболее
удачной, на мой взгляд, является:
- Редактор расписания “ХроноГраф”, разработчик ООО “Хронобус”
4. В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у секретаря, медицинского работника, психолога, логопеда, валеолога.
Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, упавленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность гимназии и ее элементов.
В заключение — прогноз:
Мы считаем, что внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:
- Изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.
- Высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.
Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Список литературы:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный Бюллетень “Официальные документы в образовании”. 2000.№21(132)
2. Информационные технологии в образовании. Международный конгресс конференций. Сборник трудов. Москва. Просвещение. 2003.
3. Информационные технологии управления образовательным процессом: Сборник статей опытно-экспериментальных площадок ИИО РАО. Под общей редакцией Б.И. Канаева. Москва-Тольятти.2003.