Цели:
- Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным по темам “Имя существительное” и “Имя прилагательное”.
- Развивать логическое и образное мышление.
- Воспитывать бережное отношение к родному языку.
- Все письменные задания выполняются в тетрадях.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Много из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие две команды. Наш маршрут пройдет по городу Угадайску, Частереченску, через площадь Имени существительного и проспект Имени прилагательного. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.
А в конце урока мы должны узнать, в какое место этого удивительного города Частереченска мы отправимся уже на следующем уроке.
Для этого каждая команда за каждое правильно выполненное задание будет получать по одной букве. Из этих букв и сложится название следующей остановки.
2. Основная часть урока.
1 задание. “Волшебный круг”.
Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге?
(Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2 задание. “Как лучше?”
Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово.
В (сырой/ мокрый/ влажный ) погоду лучше быть дома.
На лугу росли (ароматный/ душистый/ пахучий) цветы.
Мы отдыхали под (могучий /мощный/ сильный) дубом.
Мы были на экскурсии в (старый /древний/ давний) городе.
3 задание. “Угадай предмет по признаку.”
О каком предмете говорится в стихотворении Э.Мошковской?
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
(Весенний снег.)
Какая часть речи помогла вам догадаться?
Подобрать к предложенному имени существительному ШКАФ как можно больше признаков. Выигрывает тот ряд, чей признак окажется последним.
4 задание. “Конкурс пословиц”.
Назвать пословицы, в которых есть краткие имена прилагательные.
- Всякому мила своя сторона.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
- Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Голь на выдумки хитра.
- Мал золотник да дорог.
- Дела, как сажа бела.
- Корень учения горек, а плод сладок.
Назвать особенности кратких прилагательных.
5 задание. “Лягушка-невеста”.
Назвать 30 кратких имен прилагательных из текста.
Лягушка-невеста.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”
6 задание. Ребусы.
Предлагаются ребусы, в которых зашифрованы слова-имена прилагательные.
Рассмотреть окончания зашифрованных слов. Рассказать о слове все по его окончанию.
7 задание. “Шуточные вопросы”.
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным )
- Какой год продолжается всего один день? (Новый )
- Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)
- Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
- Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, белое, желтое, красное)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)
- Из какого крана нельзя напиться? (Строительного)
- Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)
- Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
- Какие имена прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют? (Глубокий, узкий, звонкий)
3. Подведение итогов.
Учитель:
– Посмотрите на слово, которое получилось. (Глагол)
Остановку на этой станции мы совершим уже на следующем уроке.
Ученик:
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
4. Заключительное слово учителя.
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Счастливого вам пути!